Лучший педагог года

Формирование выразительной функции посредством дидактической игры (из опыта работы)

эльза
Формирование выразительной функции посредством дидактической игры (из опыта работы)

Уважаемые члены комиссии представляю вашему вниманию работу на тему [] Формирование выразительной функции цвета посредством дидактической игры.

Творчество - не новый предмет исследования. Творческие проявления во всех сферах деятельности всегда привлекали внимание ученых и практиков. Проблема развития творчества дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей.

Публикация «Формирование выразительной функции посредством дидактической игры (из опыта работы)» размещена в разделах

Проблемой развития детского творчества занимались многие ученые: Ананьев Б. Г., Ветлугина Н. А., Григорьева Г. Г., Комарова Т. С., Кравцов Г. Г., Леонтьев А. Н., Сакулина Н. П., Теплов М. Б. ,Мелик-Пашаева А. А. ,. и другие.

В детских рисунках ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, но и неповторим. Он – основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем выражено отношение автора к изображаемому, его главная мысль - основная идея произведения.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

С помощью дидактических игр дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета, упражняются в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот, закрепляют знания цветов, учат различать теплые и холодные цвета.

Проблема: каковы возможности использования дидактических игр для формирования выразительности цвета в рисовании в старшем дошкольном возрасте.

Цель данной работы : выявление возможностей формировании выразительной функции цвета посредством дидактических игр.

Противоречие между достаточной изученностью вопроса о формировании выразительности цвета в рисовании в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием в исследованиях ДОУ дидактических игр.

Объектом является формирование выразительной функции цвета в рисунках детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования выразительной функции цвета в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование на занятиях по изобразительной деятельности дидактических игр способствуют формированию выразительной функции цвета в рисунках дошкольников.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по данному вопросу;

2. Выявить уровень сформированности выразительной функции цвета детей старшего дошкольного возраста;

3. Подобрать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в рисовании для формирования выразительности цвета с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, эксперимент, обработка данных.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с №44 «Солнышко» г. Глазова. В эксперименте участвовали 18 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа детского сада). Эксперимент проводился в течение месяца.

Для выявления уровня сформированности выразительной функции цвета для детей старшего дошкольного возраста использовались критерии, разработанные на основе исследований А. А. Мелик-Пашаева.

Выбор цвета – ребенок сам самостоятельно без помощи взрослого выбирает нужный цвет

Связь цвета и настроения– ребенок самостоятельно выбирает подходящий цвет.

Чувство выразительности цвета- ребенок видит цветовые стереотипы.

На основе представленных критерий мы выделили уровни развития творчества детей.

Низкий уровень – это дети не увлеченные, проявляющие слабый интерес. Дети, не умеющие самостоятельно искать наилучшее решение задания. Они не всегда находят соответствующие изобразительно-выразительные средства для воплощения образа, не имеют свою манеру исполнения, часто заимствуют чужие идеи.

Средний уровень – это дети увлеченные, испытывающие естественные переживания, но проявляющие интерес. Результаты их деятельности редко не приносят им удовольствие. Это дети, дополняющие, изменяющие материал, создающие новые комбинации из усвоенных элементов, с помощью некоторых подсказок воспитателя. Дети, самостоятельно находящие наилучшее решение задания. Дети, умеющие находить соответствующие изобразительно-выразительные средства для воплощения образа, имеющие свою манеру исполнения. Их продукция соответствует элементарным художественным требованиям: выразительность, грамотность и оригинальность образа.

Высокий уровень – это дети увлеченные, захваченные деятельностью, испытывающие естественные переживания, проявляющие интерес. Результаты их деятельности приносят им удовольствие. Так же это дети, самостоятельно дополняющие, изменяющие, преобразующие знакомый материал, создающие новые комбинации из усвоенных элементов.

Для выявления исходного уровня развития функции цвета мы провели диагностическое задание с детьми старшего дошкольного возраста. Нами было предложено диагностическое задание: мы нарезали 12 квадратиков среди которых были светлые и темные, насыщенные по цвету и мягкие, пастельные, относительно близкие друг к другу и резко контрастирующие. Мы разложили перед детьми эти цветные квадратики. Ребенок должен был угадать какой «характер», «какое настроение» у этих цветов, есть ли среди них добрые и злые

Проанализировав работы детей, мы сделали вывод о том, что дети контрольной и экспериментальной группы находятся на низком уровне развития сформированности выразительной функции цвета. Из всех критериев более высоким оказался критерий выбор цвета. У детей был интерес к выполнению задания. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дети находятся преимущественно на низком уровне развития творчества, а чтобы доказать, либо опровергнуть выдвинутую гипотезу мы перешли к проведению формирующего этапа эксперимента.

Целью формирующего эксперимента подобрать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в рисовании для формирования выразительности цвета с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми планировалась в три этапа:

I этап — подготовительный

Нами были поставлены следующие задачи:

- подбор дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста;

- оформление материалов и заготовок, необходимых для подобранных игр.

При отборе дидактических игр мы следовали главному, на наш взгляд, требованию: доступность детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими. Мы учли и то, что дидактические игры будут идти последовательно – от простого к сложному.

II этап — основной

Были поставлены следующие задачи работы с детьми :

- показать детям игры для формирования выразительной функции цвета,

- заинтересовать детей.

Свою работу мы начали с привлечения детей к дидактическим играм. Для этого мы предложили детям несколько простых вопросов и побеседовали с ними. Мы задавали несколько простых вопросов: понравились ли вам? что вам больше всего понравилось?

В работе мы использовали : доступный, но привлекающий внимание детей наглядный материал. Например, приношу на занятие куклу «Радужку» и говорю: «Дети, к нам пришла кукла. Она очень любит с вами играть, предлагаю надеть юбки теплых или холодных цветов.

С детьми этого возраста вели целенаправленную и более углубленную работу по ознакомлению со свойствами цвета. Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток. Состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении художника. Они уже на практике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный.

На этом этапе наша работа заключалась в том, что нами была проведена работа индивидуально для каждого ребенка. Проводя работу, мы использовали доступный детям игровой материал, была предложена яркие разноцветные квадратики, разноцветные карандаши. Сначала на листе бумаги мы нарисовали развилку трех дорог и рассказали ребенку условия игры : «К этой развилке сейчас подъедет богатырь и будет выбирать дальнейший путь. А мы с тобой знаем, что если он поедет по одной из дорог, то ему будет грозить гибель, по другой – опасные приключения, исход которой неизвестен, по третьей – победа и исполнение желаний. затем детям было предложено выбрать для богатыря дорожные знаки из цветных квадратиков.

Игра «Два волшебника»

Затем мы увеличили через копировальную бумагу силуэт сказочного волшебника и попросили раскрасить рисунок так как он хочет. Но с учетом одного условия: на рисунке изображен самый добрый, любимый детьми волшебник, и находится он в своем саду. Мы рассказали ребенку о волшебнике, и он почуствовал нежное и благодарное чувство к сказочному герою. А на следующем занятии дали ребенку такой же рисунок, на этот раз он нарисовал злого колдуна. Этим самым ребенок показал разницу характеров этих персонажей и свое отношение к ним.

Игра «Два ковра»

На рисунке изображены два ковра. Они принадлежат двум уже знакомым ребенку волшебникам. Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить, успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй ковер. Кто на него заберется, тотчас мрачнеет, начинает капризничать, скучать, плакать, чихать и кашлять.

Каждый ребенок разукрасил ковры как сам хотел. В этом задании ребенок действовал сознательно, руководствовался чувством, которое тот или иной цвет вызывает, соотносил его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.

Игра «Цветные паруса»

Далее мы сказали ребенку, что плывем на паруснике и раздали разноцветные квадратики и сказали, что это наши паруса. Поднимая те или другие из них дети передавали какую нибудь весть находящимся на берегу. По сочетанию парусов дети отгадывали какая весть радостная, тревожная или огорчительная.

Во всех этих играх мы убедились, что цвет не безразличен для ребенка. Он чувствует его эмоциональное воздействие и пользуется им как выразительным средством.

III этап работы – заключительный.

Нами были поставлены следующие задачи:

- закреплять приобретенные детьми умения и навыки;

- создать условия для использования приобретенных знаний и умений;

На этом этапе наша работа заключалась в том, что детям нужно было придумать сказку о двух волшебниках о добром и злом и нарисовать их царство. Проводя работу, мы использовали цветные карандаши. Каждый рисовал так как он видит доброе и злое царство.

В работе мы использовали : доступный, но привлекающий внимание детей наглядный материал.

Таким образом, на этапе завершения формирующего эксперимента нами наблюдалась положительная динамика. Дети уже более свободно выполняли предложенное задание, дети самостоятельно, лишь с некоторыми подсказками, выбирали цвет, связь цвета и настроения, и успешно выполнили работу. Более подробно об эффективности нашей работы мы можем узнать по итогам контрольного эксперимента.

Для подтверждения эффективности предложенной нами работы, был проведен контрольный эксперимент. Эксперимент проводился с детьми экспериментальной и контрольной группы.

Цель контрольного этапа эксперимента: выявление уровня сформированности выразительной функции цвета детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи контрольного этапа эксперимента:

1. Провести диагностические задания по выявлению уровня сформированности выразительной функции цвета детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;

2. Сравнить полученные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента по выявлению уровня сформированности выразительной функции цвета детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;

Результаты диагностики показали, что у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика.

Сравнительный анализ результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе показал, что работа, проведенная на формирующем этапе с детьми экспериментальной группы, оказалась эффективной, так как уровень развития творчества детей у детей старшего дошкольного возраста, повысился. А именно: дети начали подбирать соответствующие изобразительно-выразительные средства для воплощения образа, у них стала появляться своя манера исполнения, они уже меньше заимствуют идей друг у друга, по возможности самостоятельно дополняют свои работы, за помощью к взрослым начинают обращаться реже.

Исходя из этого, мы сделали вывод о том, что система работы по формированию выразительной функции цвета детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр подтверждает нашу гипотезу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование выразительной функции посредством дидактической игры (из опыта работы)
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 14:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД