Ольга Почкалова
Доклад «Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Публикация «Доклад „Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
• Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
• - Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
• Былины, сказания воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольников.
Цель исследования - создать благоприятные условия для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи:
• Создать условия для внедрения в воспитательно – образовательный процесс детского сада разнообразных форм детского фольклора, с традициями и образами русского народа через создание комнаты «Русская изба» и фольклорных уголков в группах.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь детей, используя детский фольклор при проведении режимных моментов, организации непосредственно – образовательной деятельности
• Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
• Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
• Объединить усилия детского сада, семьи и социума по развитию дошкольников средствами детского фольклора.
Методы исследования:
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
• Проведение русских народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Результаты и их обсуждение. В процессе разработки и реализации данного направления в работе перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.
Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
При знакомстве детей с детским фольклором совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из «бабушкиного сундучка».
В работе с детьми младшего возраста, большое внимание полезно уделять ознакомлению детей с потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными-песенками. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому следует подбирать потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Живой и интересный материал для воспитания малышей представляет собой сказка с песней, а гармоничное соединение движений и рифмованной речи при пении пестушек впоследствии трансформируется в умение выразительно говорить, точно воспроизводить движения. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В последствии дети используют песенки во время игры в «дочки – матери», бережно относятся к своим куклам.
Для взрослых детей подбирается фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня. В старших группах много времени уделяется рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь - людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель - с травой» и другие.
В ходе любой игры следует привлекать внимание детей к ее содержанию, следить за физической нагрузкой, поддерживать эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. На физкультурных занятиях разучиваются народные игры с предметами: «Удочка», «В царя», «Соловей» и другие. Народные игры способствуют нравственному воспитанию, развитию мыслительной активности и физическому развитию детей. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор. Воспитатели могут использовать его в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках.
Поставив задачу познакомить своих ребят с детским фольклором, мы должны понимать, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в воспитательно – образовательный процесс фольклора, приводит к качественному результату и делает этот процесс интересным и непринуждённым.
Народная культура предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Именно народная культура поможет нам вырастить поколение высоко нравственных личностей, способных мыслить адекватно и находить не стандартные решения, опираясь на мудрость прошлых поколений.
Список литературы:
1. Бочкарёва, О. И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка занятий. / Сост. О. И. Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.
2. Бахвалова, Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/ Н. И. Бахвалова 2008., с. 20-23;
3. Градусова, Л. В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора : учебное пособие. / Л. В. Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
4. Полякова, Т. В. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Фольклор в развитии речи детей //
Воспитатель ДОУ. / Т. В. Полякова – 2010. – №1.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. 32с.
6. Нищева, Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. / Н. В. Нищева – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2012г., 192 стр.