Лучший педагог года

Доклад «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе»

Наталья Акимкина
Доклад «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе»

"Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе".

В пояснительной записке Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся». Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребёнка потребностей и способностей к саморазвитию, возможное в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.

Публикация «Доклад „Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе“» размещена в разделах

Центральной линией развития младшего школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.

В образовательном процессе становится актуальным использование приёмов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Как стимулировать потребность к поиску? Как научить видеть проблему, анализировать, делать выводы. Правильно излагать и защищать идеи?

Решить эту проблему в начальной школе пытаются через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности являются наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Для полной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:

-находить источник информации;

- планировать свою работу;

-сотрудничать друг с другом;

-доводить начатое дело до конца;

- расширять кругозор в интересующей области.

Необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая особенности возраста. А при организации этой работы подмечать у детей проявления необходимых качеств и умений. Культивировать их, создавать условия для их развития.

В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Проектная задача – задача, в которой через систему или набора заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата продукта, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально имеет групповой характер.

Основные педагогические цели проектных задач в начальной школе – это

-способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;

-возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы.

Основные этапы проекта :

-анализ ситуации, переформулирование её в проблему;

-выявление дефицитов, их типов; установление приоритета ценностей;

-формулирование принципов отбора целей;

-быстрая и точная постановка цели действия;

-выработка критериев постановки и достижения целей;

-поиск средств, возможных путей решения- перевод проблемы в задачу;

-выбор средств решения программы;

- решение проблемы и анализ полученного результата;

Представление окружающим полученного результата.

В решении проектной задачи, прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но задача напрямую не ставится. Её формулируют сами дети по результатам разбора проблемной ситуации. Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить для её решения.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

- выбор темы и формирование задач проекта;

- выдвижение первоначальных идей;

- выбор лучшей идее;

- планирование проекта;

- непосредственная реализация проекта;

- оценка и самооценка проекта;

- презентация проекта.

Как выбрать одну тему, когда идей много? Этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на жизненный практический опыт. Которого ещё нет у учащихся. но лучше выбор темы оставить за детьми, рекомендуя им приёмы для принятия решения.

Как планировать работу?

1) Разворачиваем выбранную тему по опорным вопросам.

2) 20 Определяем результаты проекта. В основном это реальное улучшение окружающей жизни и познание-популяризация. Для выяснения возможностей реального улучшения можно использовать вопрос «для кого и что улучшится в результате осуществления проекта?» Результат познании- популяризации проектируем с помощью вопроса6 «Что мы узнаем? Как можно ознакомить с этим других?»

3) 3) Планируем промежуточные результаты и способы их достижения по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?»

4) 4) разрабатываем календарный план действий по принципу: «Какая группа, когда и что делает?» С подробным календарным планом можно переходить к осуществлению проекта.

Говоря о проектах младших школьников, необходимо иметь в виду, что часто в этом виде деятельности младших школьников участвуют и родители. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако важно, чтобы они не брали на себя выполнение части этой работы, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении работы.

После выполнения проекта очень важно обсудить с учащимися итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели исследования, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

Таким образом, использование метода учебных проектов означает отказ от авторитарности в обучении и поощрение личной инициативы учащихся, что резко повышает мотивацию познавательно-продуктивной деятельности. Проектный метод организован на самостоятельную работу учащихся. Ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно. Пользоваться ими для решения познавательных и практических задач

Литература.

1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей; Сб. науч. тр/под ред. Д. Б. Эльконина, А. П. Вегнера. – М., 1981

2. Долженко Ю. А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования/практико-ориентированное пособие для реководителейОУ – Барнаул: АПиППРО,2001.

3. Программа общеобразовательных учреждений, начальная школа(1-4)классы. – УМК «Планета знаний», 2006.

4. Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся : с чего начать // Школьные технологии. – 2007, - №6

Публикации по теме:

Доклад «Использование проектно-исследовательской деятельности для достижения образовательных результатов» Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный.

Рекомендации по организации исследовательской работы в начальной школе Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе»
Опубликовано: 31 мая 2015 в 12:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД