Получи документы

Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Чойгана Викторовна
Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Ондар Ч. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад №25» г. Кызыла

«Если детство у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа

подростка будет пустой, на свет божий выползает,

как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, развивает ум, побуждает к самосознанию, воспитывает жизнестойкость.

Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.

Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются собой эмоциональностью. Чем раньше появляются интерес к чтению, тем глубже формируются читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Великим русским педагогом Константин. Дмитриевич. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли Константин. Дмитриевич. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен.

Отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней.

В рассказах дети познают:

• лаконичность и точность слова;

• в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

• народные сказки раскрывают перед ними- меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

• Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того,

- что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить

Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника развиваются :

• фонематический слух,

• память,

• внимание,

• воображение.

Детскую книгу рассматривают как средство, обеспечивающее умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Детским поэтом И. Токмаковой детская литература называется первоосновой воспитания. Художественная литература воспитывает эстетическое восприятие, формирует нормы нравственного поведения, нравственные чувства и оценки. В воспитании детей значение художественной литературы определяет ее общественная, а также воспитательно-образовательная ролью в жизни всего нашего народа. В детском саду дошкольники знакомятся с самыми лучшими детскими произведениями, и на этой основе происходит решение целого комплекса взаимосвязанных задач эстетического, умственного и нравственного, воспитания. В дошкольном возрасте наиболее заметен процесс развития эстетического восприятия. Осознать, что в художественном произведении отражаются типичные черты явлений, ребенок может уже в пяти - шести лет. Исследователями отмечается такая особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Методику работы с книгой в детском саду раскрывают монографии, методические и учебные пособия исследователей в данной области. Методы ознакомления с художественной литературой могут быть описаны кратко следующим образом. К основным методам относятся: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это передача текста дословно. Не изменяя язык автора, читающий передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на чувства и ум слушателей. Большинство произведений литературы читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это передача текста в относительно свободной форме (допускается замена и перестановка слов). Данный метод обеспечивает больше возможности привлечь внимание детей. 3. Инсценирования. Этот метод может рассматриваться как способ вторичного ознакомления с художественными произведениями. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (рассказывание или чтение) определяется жанром произведения и возрастом слушателей.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Книжный уголок является, необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Основная цель занятий и заданий – сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению. Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи: воспитание разностороннего читателя путем знакомства с высокими образцами литературы и расширения читательских интересов дошкольников; воспитание разборчивого читателя путем формирования готовности к рациональному выбору книг; воспитание заинтересованного и вдумчивого читателя путем формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного; воспитание творческого читателя, мыслящего критически путем формирования готовности к адекватной оценке прочитанного; воспитание любви и бережливости в отношении к книгам. Рекомендуемый комплекс направлен на развитие интереса к чтению старших дошкольников, предполагает проведение с детьми еженедельных НОД и занятий в форме кружка. Продолжительность одного такого НОД и занятия: не менее 20 и не более 30 минут. Время проведения – после обеда.

В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности создана развивающая среда.

Старшие дошкольники приобретают способность действовать мысленно в обстоятельствах, воображаемых ими при восприятии произведения, как бы оказываться на месте героя. Например, как и герои сказки в напряженные драматические моменты дети испытывают чувство страха, чувство удовлетворения, облегчения при победе справедливости.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Занятия также важная форма, в которой осуществляется работа с книгой в детском саду. Здесь ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книг, которое у дошкольников характеризуется большой конкретностью и эмоциональностью. Занятия, посвященные знакомству детей с литературным произведением, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить несколько этапов этой подготовки: подготовка воспитателя к чтению художественного произведения; постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения; отбор методов работы с книгой. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на материале произведений литературы различных жанров. Нужно научить детей слушать стихи, рассказы, сказки, сочувствовать положительным героям, внимательно следить за развитием событий в произведениях. Большое значение имеет привлечение внимания детей к образному языку стихотворений, рассказов и сказок, привлечение дошкольников к повторению отдельных слов, выражений и песенок персонажей, запомнившихся им. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Стоит ли сразу переходить к беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Выводы:

Таким образом, для развития интереса к чтению необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М. : Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Алиева, Т. И. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

4. Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 68-73.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: учебное пособие / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М. : Издательство «ДетствоПресс», 2007 – 128 с.

7. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-39. 59

8. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] : Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова. – М. : Шк. пресса, 2004. – 80 с.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 22:50
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД