Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Гольцварт Светлана
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.»В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи – слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей и всей руки.

Актуальностью данной темы заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Целью моей работы является формирование речи у детей дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР, через развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму. Из поставленной цели я определила следующие задачи:

1. Формировать связную речь;

2. Развивать фонематический слух;

3. Учить вырабатывать правильный темп и ритм дыхания;

4. Совершенствовать точность и координацию как общей, так и мелкой моторики;

5. Воспитывать культуру речи.

В начале своей работы я провела диагностирование детей, в процессе чего выявила, что плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Одной из серьезных трудностей, которую часто испытывают первоклассники, является навык письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,зрительного восприятия,внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы хорошо развивающие тонкие движения рук :

Мелкая и крупная мозаика, «бирюльки» - мелкие предметы (камешки, пуговицы и т. п.);

• Конструкторы;

• Наборы резиновых шариков, мячиков для Су-Джока, для тренировки мускулатуры кисти рук;

• Наборы веревочек, шнуровки;

• Наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями для развития тактильного восприятия;

• Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков, крупы, ниток;

• Наборы счетных палочек разного цвета для выкладывания фигурок и узоров;

• Шнуры или проволока для создания фигурок.

Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и так далее.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, которые включают в себя графоморфные навыки:

- развитие мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).

- зрительный анализ и синтез (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений).

- рисование (штриховка по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовки деталей, предметов с натуры; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями; упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

- графическую символику (задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов – изображение их с помощью символов).

Работая с детьми я ставлю перед собой следующие цели:

- формирование изобразительно-графического навыка;

- формирование реального отображения предметов;

- умение пропорционально изображать фигуры;

- учитывать размеры и величину углов.

Работая с детьми для того, чтобы добиться результатов, я формирую графические навыки в зависимости от:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительномоторной координации.

Для этого мною поводится коррекционная работа по развитию координациидвижений.

Пальчиковые игры и упражненияне только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.

Она начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, пальчиковым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них.

По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно.

Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Дети 5-7 с речевыми нарушениями особенно плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе, я использую такие виды работ:

- работа на листах тетради, разлинованных вклетку (рисование точек и знакомство с клеткой).

- занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликаций, рисование и лепка.

- развитие тонкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, работа с природным материалом, работа с использованием «бросового» материала: спичек, клавишей, дисков, шнуровок, пуговиц, пипеток, прищепок, бусинок, застёжек и т. д. ; развивающие игры (пирамидки, мозаики, пазлы, конструкторы).

- общеукрепляющие мероприятия ( ручная терапия: игры-массажи; массаж пальцев рук и ладоней орехами, карандашами, чётками, самомассаж; водные процедуры для рук: тёплые ванночки для снижения мышечного тонуса и контрастные, стимулирующие кровообращение.

- графомоторный навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

- формирование графомоторного навыка есть длительный и сложный процесс. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Я давно замела, что хорошо развитые движения рук и пальцев, благотворно действуют на развитие детей.

Поэтому, я провожу целенаправленную и систематическую подготовительную работу на дошкольном этапе по формированию графомоторных навыков.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей раннего возраста. Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 1Развитие мелкой моторики детей. Часть 1 Мелкая моторика - способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики рук у детей «Лошадка»Развитие мелкой моторики рук у детей «Лошадка» Все мы знаем, что мелкую моторику рук у детей нужно развивать,но не всем известно, что необходимо для ее развития. Мелкая моторика — это.

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. В помощь логопедам В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» Работая учителем-логопедом с детьми с ОНР, приоритетным направлением своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 2–3 летРазвитие мелкой моторики у детей 2–3 лет для развития мелкой моторики у детей я провожу со своими воспитанниками следующие игры-занятия: бутылочки - копилочки; очень интересно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 15:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД