Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. В помощь логопедам

Марианна Валерьевна Проскурня
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. В помощь логопедам

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. У всех детей, имеющих нарушения речи, отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У детей вызывают затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР, В помощь логопедам» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы, я сделала вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений. Использовались такие задания:

• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатик».

• Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков).

• Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой).

• Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).

• Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп».

Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.

В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен). В результате был написан план коррекции, основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.

В своей работе я ставила такие задачи:

• выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

• модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;

• внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;

развивать тактильную чувствительность пальцев рук;

• совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;

развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;

• сформировать элементарные специфические графические навыки;

развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;

• формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Поставив перед собой цель и задачи и исходя из личного опыта, была создана необходимая развивающая среда : подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений; исследовано, адаптировано инновационное оборудование, подобраны специальные методы и приёмы воздействия, отобраны наиболее эффективные методы и приёмы, разработаны игры с песком, сочетающие задания на автоматизацию поставленных звуков, обучение грамоте и развитие мелкой моторики; создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

Для эффективности коррекционной работы я соблюдала принципы:

Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т. д.

Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

• Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

• Работу провожу регулярно, систематически.

• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

• Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

• Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

• Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

• Все игры проводятся так, чтобы они приносили только положительные эмоции.

Успешность работы во многом зависит не только от использования этих правил в работе с детьми, но и от тесного взаимодействия всех специалистов, воспитателей логопедической группы. Использовались такие формы работы со специалистами и воспитателями:

• Совместное обследование детей

• Мастер-класс

• Семинары-практикумы

• Консультации для воспитателей, специалистов

• Открытые просмотры

• Совместное изготовление пособий

• Проведение интегрированных занятий

• Совместное планирование работы

• Взаимопосещение

Работа с родителями – это одно из важных направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена презентация для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома. На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики : семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.

В конце года в результате итоговой диагностики выявлено, что у детей движения пальцев стали более ловкими, скоординированными, дети в основном регулируют нажим карандаша, могут воспроизвести и удержать заданную позу пальцев рук. Амплитуда движений достаточная, не на достаточном уровне пока скорость и точность выполнения упражнений.

Все полученные результаты я занесла в таблицу:

«Развитие мелкой моторики руки».

Высокий

уровень Средний

уровень Низкий

уровень

Начало уч. г. - 11 % 89 %

Конец уч. г. 33 % 56 % 11 %

В подготовительной группе мы продолжаем работать над развитием ручной умелости и постараемся, чтобы к моменту поступления детей в школу развитие мелкой моторики у них соответствовало возрасту, чтобы дети могли справиться со всеми нагрузками, которые их ожидают в процессе выполнения различных заданий, чтобы дети не испытывали затруднений при обучении.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень интеллекта у ребенка напрямую зависит от развития мелкой моторики. Данный факт установлен учеными. В свое время уже В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Опираясь на свой многолетний опыт работы,на опыт других педагогов и мнение ученых я, начиная с самого поступления ребенка в детский сад.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Добрый день уважаемые коллеги! Все мы свами прекрасно знаем и понимаем, насколько важно для ребёнка развитие мелкой моторики, ведь ещё В. А.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение последних лет я работаю над темой «Развитие мелкой моторики у дошкольников». На мой взгляд, эта тема актуальна и современна, так.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Развитие у детей мелкой моторики рук с помощью термомозаикиРазвитие у детей мелкой моторики рук с помощью термомозаики Очень хорошо мелкую моторику рук развивает термомозаика. Термомозаика – специальные бусины, напоминающие мелко нарезанные трубочки, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. В помощь логопедам
Опубликовано: 2 октября 2015 в 19:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД