8
Папки-передвижки

Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста

Елена Чистякова
Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно- исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Публикация «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народная культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, относящихся к народу, принадлежащих народу, свойственных мировоззрению народа, принадлежащих всей нации, стране, государству.

Национальная культура- свойственная, относящиеся к нации, народу культура. Она рассматривается как сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т. д.

В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторы Князева О. Л. и Маханева М. Д. Работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры провожу через все виды деятельности и режимные моменты.

Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество- богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

В своей работе с детьми, я стараюсь как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, прибаутки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

Потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом- потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Баю- бай», «Баю- баюшки- баю» и др.). Знакомят детей с различными частями тела ребёнка и взрослого.

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками

«Водичка- водичка», «Расти коса до пояса». После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру.

Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.

Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости. Ценность загадок я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определенность мышления, и сила воображения.

Большую роль в формировании познавательных способностей у детей играет сказка. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения. Начинают понимать элементарные причинно- следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. Например, такие русские народные сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» учат детей основам безопасной жизнедеятельности. Сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева; а сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.

Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка.

В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных игр расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю. Дети узнали множество различных игр: «Гуси- лебеди», «Платочек», «Жмурки», «Кошки- мышки», «Бояре», «Ловишки» и др. В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте- маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. (праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» и т. д.).

Разучивая народные песни, танцы, стихи, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, воображение, речь, способствует умственному развитию.

Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Осуществляю это практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек- часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

У нас группе оформлена «Полочка красоты». Там помещены изделия народных мастеров, поделки из глины, и игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, которые трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла.

Нашими помощниками в возрождении традиций являются родители. Совместная подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разной национальности. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Родители стали активными участниками педагогического процесса6 они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя. Почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Использование метода проекта, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности («Моя семья», «Ах, матрёшка, ты, матрёшка», «Столбовская ярмарка»).

В моей методической копилке есть потешки, загадки, сказки, игры, хороводы; предметы изделий декоративно- прикладного искусства и народных промыслов; дидактические игры: «Собери узор», «Герои сказок», «Русская одежда», «Загадки о предметах быта»; картины о быте русского народа; настольный театр (русские народные сказки).

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, я сохраняю накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка. Поэтому свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться, что они русские люди и живут в такой замечательной стране, как Россия.

Итак, народная культура играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2020 в 13:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чистякова (УИ 230455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД