Получи документы

Доклад «Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок»

Людмила Галеницкая
Доклад «Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему :

«Воспитание любви к народ-ной культуре через сказки, пословицы, поговорки».

1 младшая группа Воспитатель Галеницкая Л. В.

Произведение устного народного творчества имеют ог- ромное познава-тельное и воспитательное значение, спо- собствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для малышей знакомство с народным твор- чеством начинается с потешек, колыбельных песен. Зна- комство с потешками начинаются с рассматривания кар- тинок, иллюстраций, игрушек.

Публикация «Доклад „Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок“» размещена в разделах

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных

форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек,

их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, припля- сывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются пер- выми художественными произведениями, которые слы- шит ребёнок, и мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, поте- шек, припевок и тактично, с чувством меры, с учётом дос- тупности восприятия включать их в повседневный разго- вор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая её движение чтением потешки, например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Саше спать не даёшь.

или:

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдёт

Через киску упадёт.

или:

Вот собачка Жучка,

Хвостик – закорючка,

Зубки острые,

Шёрстка пёстрая…

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока ещё незнакомому человеку – воспитателю.

С помощью народных песенок, потешек можно воспи- тывать у детей по-ложительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, оде- ванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Детям улыбаемся.

При причё сывании: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочку, маму слушайся.

Во время приё ма пищи:

Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем голошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо!

При укладывании спать:

Котик, брысь, котик, брысь, на кроватку не ложись,

Сходи к речке погулять, не мешай Андрюше спать.

Ты, Андрюшенька, усни, дремота тебя возьми.

Крепче глазки закрывай, спи, Андрюша, засыпай.

Чтение народных песенок, потпшек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздейст- вует на чувства ребёнка, способствует заполнению текста.

Одну и ту же потешку можно обыграть чтение действием игрушки, куклы би-би-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей. Знакомство с народными потешками расширит кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задачи вос- питателя – помочь им в этом.

Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно их него реагировали, соответственно коллизеям развёртывающего сюжета.

Во-вторых, расширяя понимающую речь ребёнка, необхо- димо во взаимодействии со взрослыми.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство со- переживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное воздействие.

В-четвёртых, необходимо активное, соучастие ребёнка. Воспитатель дол-жен помнить : детское восприятие в этом возрасте ситуативное, поэтому так важно донести до малы- шей суть фольклорного произведения, развёрты-вающихся событий. Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклорным – принцип познавательной вырази- тельности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Труд- но представить мир ребёнка без сказок. «Детство» и «сказ- ка» – понятие неотделимые. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как

память…

Жанров народно- поэтического творчества, преимущест- вено как прозаическое художественное произведение с установкой на вымысел. Малыш учится чисто человечес- кому видению мира через сказку. Сказка открывается малышу через познание человека. Этим и замечательные первые сказки для маленьких, что в основе их лежат быто- вые сюжеты.

По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказка более объём-ное произведение. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентация в ок- ружающем, т. к. в них действуют 3-5 персонажей, происхо-дит их действий.

Историзм и народность – приоритет фольклорной жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – вы-свечивается эпоха, быт, ка- лорит национальной культуры. Малые фольклорные фор- мы, подчиняясь общи закономерностям произведений на- родного эпоса, несут в себе этнические характеристики.

Очень приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в дочки-матери, как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

У нас в группе 20 детей от 1,5 лет до 3 лет. И мы стараем- ся с каждым ребёнком повторять потешки и приговорки, стихи и песенки, чтобы вызвать уних радость, весёлое наст- роение.

Мы прививаем детям любовь к художественной литера- ре, к народной культуре.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка Доклад Тема: «Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка» Воспитатель: Никольская A.M. Произведения устного народного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок»
Опубликовано: 19 марта 2014 в 12:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Галеницкая (УИ 149526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД