Папки-передвижки

Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре

Наида Михаева
Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 91"

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

Взаимодействия с семьями воспи-танников по приобщению детей к народной культуре.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Михаева Н. И.

Г. Махачкала 2018

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре» размещена в разделах

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны: с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, я понимаю, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе его развития. Необходимо способствовать формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья.

Любая педагогическая система не существует без семьи. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье должны быть едины. Мне как педагогу, было важно найти такую форму общения с семьями воспитанников, при которой будет осуществлён поиск взаимопонимания, поддержки в решении задач формирования личности и гражданственной позиции.

Вместе с семьёй мы помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Создание системы нравственно-патриотического воспитания.

На основе совместного обсуждения с родителями воспитанников были определены

цели:

• Объединить усилия семьи и ДОУ в вопросах осуществления нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников на основе формирования интереса к истории и событиям родного города;

• Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи:

Организационные:

1. Разработать Положение и составить план работы Клуба.

2. Выявить запросы родителей и мотивацию участия в работе Клуба. 3. Определить график заседаний и сроки его деятельности. 4. Создать культурно-образовательную среду в ДОУ с учётом особенностей, обычаями и традициями культуры родного края. 5. Разработать пакет методических материалов по знакомству детей с особенностями родного города и сибирского региона, культурой народов, приобщению к истокам культуры малой Родины.

Познавательные:

1. Формировать представления у дошкольников о родном городе, месте, где родился и живёт.

2. Приобщать к истории, событиям города и обычаям его жителей.

3. Познакомить с достопримечательностями, архитектурой, про-мышленными объектами, предприятиями и учреждениями города.

4. Дать представления об известных людях, которые прославили свой город.

5. Создавать условия для знакомства с опытом семейного воспитания, семейными традициями, оказывающими влияние на воспитание ребёнка в семье.

Художественно-эстетические:

Приобщать детей к миру искусства через социокультурную среду города (музеи, выставочный зал, театр, библиотеки).

Воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать интерес к творчеству братских писателей и поэтов.

Социальные:

1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; бережное отношение к природе и всему живому.

2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения города; интерес к традициям и промыслам жителей.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду жителей города, его ветеранам и первостроителям, выполнять посильный труд на благо города.

4. Формировать экологическую культуру детей, прививать осознанное желание участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды.

5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим наро-дам, их традициям.

Вся работа была направлена на максимальную результативность в реализации обозначенных задач, активное вовлечение всех участников образовательного процесса в плановые мероприятия: знакомство с особенностями, культурой и архитектурой родного города, приобщение к истории и событиям города, создание образовательно-культурной среды.

Процесс взаимодействия выстраивается таким образом, что позволяет реализовать принципы системности, научности, доступности, преемственности между различными направлениями, а также принцип регионализации, ориентации на традиционную культуру местности. Этому способствует выбор форм и методов взаимодействия, осознанный отбор содержания воспитательно-образовательного процесса, создание культурно-развивающей среды.

Совместно с родителями воспитанников была осуществлена организация соответствующей предметно-пространственной среды - в группе оформлены познавательно-игровые зоны: библиотека (специальный подбор литературно-художественного материала); игровая зона (дидактические игры и пособия регионального содержания); музыкально-театрализованная зона (эскизы и элементы костюмов, декорации, подборка музыкальных произведений); мини-музей русского народного творчества (репродукции картин сибирских художников, фотоматериалы, иллюстрации); уголок краеведения (материалы о жителях Сибири, коллекции); уголок патриотического воспитания (флаг, герб и т. д.); экологическая зона (материалы о природе родного края); мини-выставочный зал (продукты детско-взрослого творчества); трудовой уголок (инструменты для хозяйственного и художественного труда, алгоритмы действий).

Во время проведения «круглого стола» по теме «Давайте познакомимся!» были организованы: выставка детских рисунков «Семья глазами ребёнка»; анкетирование членов Клуба «Что хранит ваша память о родном городе»; выставка «Из истории города Братска»; аукцион «Любимая игра моей семьи»; совместное детско-взрослое творчество «Город моей мечты».

В рамках гостиной «У свечи: семья сильна своими традиция-ми» обратила внимание родителей на влияние семейных традиций на семейное воспитание ребёнка. Для этого использовала следующие методы и приё мы: обмен мнениями участников «Семейные традиции, какие они»; фотовыставка «Из поколения в поколение»; рассказы участников о семейных реликвиях; поэтическая страница «Люблю тебя, мой город Братск» - чтение любимых стихов, исполнение песен, мини-инсценировки; выставка репродукций братских художников; обмен мнениями о традициях украшения своей квартиры «Картины в моём доме».

По инициативе родителей было оформлено групповое издание «Секреты семейной педагогики», где каждая семья оформила свою страничку (Сколько лет существует семья. Какие традиции вы переняли от своих родителей в свою семью. Какие традиции есть в семье. Как помогают традиции в воспитании ребёнка. Как помогают в воспитании ребёнка традиции группы. Советы родителям группы).

Во время проведения конкурса «Знатоки родного города» дети вместе с родителями не только демонстрировали свои знания о городе, но и пополняли свои представления и знания. По результатам конкурса были оформлены фотоколлажи, для взрослых членов семьи предложены памятки «Что можно спросить у ребёнка о городе Братске».

Работа с детьми в данном направлении осуществлялась в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

• “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

• непрерывность и преемственность педагогического процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Воспитательно-образовательная работа осуществлялась в соответствии с современными требованиями к деятельности с дошкольниками: модель детско-взрослой деятельности характеризуется комплексным подходом, обеспечивает интеграцию разных образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность, физическая культура и здоровье.

Познавательная деятельность является основной формой знакомства детей с родным городом. В ходе познавательной деятельности дети узнавали много нового, закрепляли имеющиеся знания. Беседы на тему «Моя семья», «Город», «История города Махачкала», «Труд моих родителей – его ценность» повышали детскую мыслительную активность. Этому помогали приё мы: вопросы, индивидуальные задания, рассматривание иллюстраций, сравнения. В ходе познавательной деятельности учила детей самостоятельно анализировать увиденное, услышанное, делать обобщения, выводы. Предлагала найти ответ на поставленный вопрос у родителей и других членов семьи. Составляя творческие рассказы на тему: «Мое любимое место в городе», «Где мы любим отдыхать с семьей, «Каким бы я хотел увидеть свой город в будущем?» дети учились сравнивать наблюдать, анализировать увиденное и услышанное. Дети с родителями составляли кроссворды на темы: «Предприятия города», «Улицы родного города», «Птицы»; в ходе этой деятельности они применяли уже имеющиеся у них знания на практике. Особый интерес вызвал проект «Когда мои мама и папа были школьниками», в результате реализации которого была создана книга историй из семейной жизни.

Большое значение при знакомстве детей с городом имеют экскурсии. Дети имели возможность наглядно убедиться, что наш город неповторим, он славен своей историей, традициями, памятниками, достопримечательностями, лучшими людьми. Дети получили много положительных эмоций, делились своими впечатлениями друг с другом и родственниками. И хотя многие получаемые впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. При планировании экскурсий я четко продумывала, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного города.

Собран гербарий растений Сибири, создан вариант «Красной книги», собрана коллекция минералов и камней.

Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Полученные сведения и приобретённые знания, дети используют в сюжетных играх, строительных и дидактических. Большой интерес вызывают у детей игры в «Поездки и путешествия по улицам родного города», «Путешествие в лес», игры со строительным материалом «Мой дом и улица», «Мы строим город», «Где я люблю бывать в городе Махачкала» и др.

Использую такие дидактические игры, как: «Назови друзей леса», «Кому, что нужно для работы», «Пазлы» (достопримечательности города, «Что перепутал художник?», «Где ты живёшь?», «Предприятия Братска» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Защитники Родины», «Пожарные» и др. Благодаря игровой деятельности знания детей закрепляются, а сведения систематизируются; дети делятся своим жизненным опытом друг с другом.

Знакомим детей не только с современным городом, но и его историей, приобщаем детей культуре своего города, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Дети должны понять, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие национальные и общест-венные праздники и т. д.

Отдельные темы приурочиваю к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того объединяем в одной теме разные виды деятельности: художественное слово, рисование, конструирование, труд, музыку.

Для успешного художественно-эстетического развития детей при ознакомлении с культурным наследием города были организованы регулярные знакомства с художественными произведениями, представленными в городском выставочном зале.

Таким образом, при активном взаимодействии с семьёй у детей формируются духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» В МДОУ ___ в период с.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьями воспитанников» Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Проект «Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ и семьями воспитанников ДОУ» .

Презентация «Проектная деятельность «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников ДОУ» Презентация проектной деятельности «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников ДОУ» Слайд 1 Взаимодействие воспитателей с семьями.

Самообразование «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Самообразование по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Ведущей целью взаимодействия ДОО с семьей является создание необходимых.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников Взаимодействие детского сада «Умка» с семьями воспитанников Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста" Учебный год.

Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Наглядная информация Папки – передвижки для родителей на тему «Закаляйся, если хочешь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 14:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД