Елена Маркина
Доклад «Формирование экологической культуры у детей с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Публикация «Доклад „Формирование экологической культуры у детей с ограниченными возможностями“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Кем станут сегодняшние дети по отношению к окружающему нас миру завтра: творцами или разрушителям? Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда».
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед нами необходимость разработки воспитательной программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию. Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.
Данную цель мы решаем с помощью ряда взаимосвязанных задач:
• формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
• формировать знания об особенностях минерального, живого и растительного мира;
• воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
• учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
• формировать простейшие умения природоохранной деятельности.
В своей работе мы используем традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии. Проводим их систематически. Весь материал распределяем по принципу: "От простого к сложному". Планирование занятий стараемся увязать с программой познавательной деятельности, экспериментальной деятельности, трудовой деятельности, во время наблюдения на прогулке. С большим интересом дети узнают новое о растениях, животных. Например, мы проводим занятия по темам: "Берегите воду", «Животные нашей местности», "Витамины нашего стола" и т. д. Кроме традиционных форм активно используем и нетрадиционные формы работы с детьми : "Экологическое лото", экологическое путешествие «Войди в лес другом» и т. д. Эти мероприятия не только красочные, несут в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекают в экологическую деятельность воспитанников.
Особое значение уделяем здоровье сбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды и т. д. Проводим занятия: «Чистота залог здоровья», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные», и другие.
Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на спортивной площадке.
Нельзя не упомянуть об экологии жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т. к. многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организации здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное, психическое и физическое здоровье воспитанников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в интернате: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.
Экологическое воспитание находит свое применение и в ИЗО деятельности. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаем внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаем внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу.
Большое внимание уделяем ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Деятельность воспитателей связана с выполнением режимных моментов. Стараемся каждый режимный момент использовать для воспитания детей. Когда мы только начинали работать, нас удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуемся, когда они показывают первый лёд на лужах, первый желтый лист, сообщают, что видели радугу. Так наши воспитанники учатся видеть красоту родной природы и хотят поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека в природе.
Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, мы задаем детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаем именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Так же мы разрабатываем и реализовываем социальные проекты: «Комнатные растения», «Оазис» по озеленению и благоустройству территории, «Покормите птиц зимой», «Дайте бумаге новую жизнь». Весной организуем "Огород на подоконнике", ухаживаем за клумбой на участке и все вместе выращиваем там декоративные растения
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И пусть результаты нашей работы ещё не так различимы, но мы считаем, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.
Чувственное природы, ее эмоциональный аспект, от которых зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее в образовательных программах, часто остаются на заднем плане.
Экологические вопросы переведены нашей современной бурной экономической деятельностью в глобальные проблемы человечества, следует поэтому реализовать в процессе образования и воспитания основные идеи глобального образования. Вот некоторые из них.
Идея осознания ответственности выбора. Эта идея должна формироваться уже в сознании младшего возраста. Необходимо учить детей прогнозировать возможные результаты того или иного решения. Если ребенок берет на воспитание щенка, то задача взрослого – показать ему все трудности, которые последуют за этим решением, всю ответственность за живой организм, взятую им на себя.
Идея сопричастности и сопереживания. Она выражается в развитии у воспитанников, эмпатии, в принятии природы на чувственной основе, которая явилась бы мотивом к конкретному действию. У малышей это может выразиться в желании полить цветы, посадить дерево, накормить животное, выпустить бабочку, попавшую за окно, и. д.
Идея осознания неоднородности восприятия мира. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая, что другому человеку необязательно будет нравиться то, что тебе. Внедрение этой идеи ведет к воспитанию терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам. Это поможет им в общении с другими людьми. Эта идея и объясняет идею «глубокой экологии» норвежского философа Арне Наесс. «Идея «глубокой экологии» не выделяет человека из природного окружения, она мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов». Все живые существа самоценны, а люди – только одни из этих существ.
Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.
И мы продолжаем работу в этом направлении, хотя не такими темпами, какими была запланирована первоначально эта работа.
Люди во всем мире ищут выход из создавшейся ситуации: как избежать экологическую катастрофу? Нам простым жителям гражданам нашей страны так просто: сохрани свой дом в порядке и в чистоте.