Получи документы

Доклад «Развитие фразовой речи в процессе с-р игры с детьми ОНР»

Ярилова Татьяна Васильевна
Доклад «Развитие фразовой речи в процессе с-р игры с детьми ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение.

Публикация «Доклад „Развитие фразовой речи в процессе с-р игры с детьми ОНР“» размещена в разделах

Игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память, мышление и речь.

В сюжетно – ролевых играх ребёнок учится организовывать поведение в соответствии с этими правилами. В результате у ребёнка формируется личностные качества, такие как выдержка, целеустремлённость, дисциплинированность и умение совладать со своими желаниями в определённой ситуации. Не стоит забывать и о нравственном развитии во время игры. В ребёнке закладываются такие качества, как смелость, честность, решительность, дружелюбие и др. Большинство игр носит коллективную форму, а значит, способствуют формированию у детей навыков общения, в частности и развития речи.

Так, как игра является основной деятельностью дошкольника, то для детей с общим недоразвитием речи игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом.

Но, самое главное то, что игру сопровождает - речь. Играя, дети упражняются в использовании новых слов: по мере развития игры слово становится основным средством создания образа, разыгрывания роли, развития сюжета. К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети могут словами создавать целые эпизоды игры. Речь выполняет существенную функцию в процессе игры, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры : игра из процессуальной становится предметной, смысловой

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе игры. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятелВ связи с этим, для решения многих задач для старших дошкольников с ОНР наиболее подходящей является и с-р игра.

Важно, что в сюжетно-ролевой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

При этом педагог должен помнить, что для использования сюжетно-ролевой игры в развитии речи характерна общая структура образовательного процесса, включающая четыре этапа:

1. Ориентация: педагог представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил;

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;

3. Проведение игры : педагог следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь;

4. Обсуждение игры : дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, обсуждаются возможные пути изменения ее правил.

Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. Интерес к игре у них неустойчив. При этом они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель говорит, действует за персонажа, имитирует ролевые движения. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становиться интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств, для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для формирования фразовой речи детей.

Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность, повышается при условии планирования воздействий педагога. Развивая игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, воспитатель, прежде всего, планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр. Для этого воспитателями и логопедом разрабатывается план сюжетно-ролевых игр на основе лексических тем на учебный год.

План сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

Месяц Лексические темы Сюжетно-ролевые игры

Октябрь 1-я неделя - «Осень. Признаки осени».

2-я неделя - «Овощи». «Огород»

3-я неделя - «Фрукты». «Сад»

4-я неделя - «Грибы». «Ягоды». «Лес»

«Магазин» ( отделы: «Овощи», «Фрукты»)

«Столовая»

Ноябрь 1-я неделя - «Одежда»

2-я неделя - «Обувь»

3-я неделя - «Игрушки»

4-я неделя - «Посуда»

«Магазин» ( отделы: одежда, обувной, игрушки)

«Ателье»

Формирование фразовой речи проводится во всех видах детской деятельности: на занятиях, экскурсиях, в беседах, а также в дидактических, словесных, сюжетно-ролевых играх и т. д.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них

Большое значение для развития фразовой речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому должны быть созданы все необходимые условия для проведения подобных игр, т. е. создана необходимая среда с оборудованием.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

При использовании с-р игр решаются сразу несколько задач в развитии речи :

- уточняется, обогащается и активизируется словарь дошкольников;

- совершенствуется грамматический строй речи;

- формируется фразовая речь;

- совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи, воспитывается культура речевого общения;

- развивается просодическая сторона речи (интонационная выразительность, плавность, темп, ритм).

Педагогическое руководство детской творческой сюжетно-ролевой игрой осуществляется при помощи:

- метода диалогического общения;

- метода поли логического общения, основанного на диалоге с несколькими участниками игры одновременно (например, в ходе многоотраслевого сюжетного построения);

- метод создания проблемных ситуаций, которые способствуют стимулированию творческих проявлений детей в поиске решения задач.

Общими методическими приемами руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой выступают:

- прямые методы, в рамках которых происходит «вмешательство» взрослого посредством прямого показа и руководства деятельностью (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др., что дает возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.

- косвенные методы, ориентированные на ненавязчивое побуждение к деятельности, незаметное воздействие на игру детей. Косвенное руководство игрой осуществляется при помощи обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т. д.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность ребенка, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Необходимо использовать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. Работу начинать надо с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием.

Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на два этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи.

Содержание сюжетно-ролевой игры как средства развития речи детей с ОНР направлено на активную работу по следующим двум направлениям:

1. Уточнение знаний имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, а также посредством развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, формирование фразовой речи

Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря.

Например: игра «Поликлиника»

Цель: активизировать словарный запас.

Название профессий: терапевт, лор, окулист, хирург

Название медицинских инструментов и лекарств: стетоскоп, фонендоскоп, градусник, шпатель, микстура, таблетки и т. д.

Игра «Столовая»

Цель: развивать умения и усвоение способов словообразования

Каша из гречки – гречневая; из риса – рисовая …

Огурчик, помидорчик, перчик, чесночок, лучок

Мешаем, помешиваем, перемешиваем…

Режем, отрезаем, разрезаем….

Педагогу, оуществляющему коррекционную работу, следует учесть, что основными задачами обучения должны быть следующие:

1) обучение пониманию речи и значения, использованных во фразе лексико-грамматических средств языка;

2) обучение дошкольников самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т. д.);.

На втором этапе главное - формирование фразовой речи.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития фразовой речи детей.

Формируя фразовую речь детей, мы работали над формированием структуры фразы и над сочетаемостью слов в предложении по законам грамматики. При формировании структуры фразы, главное – научить ребенка соединять слова в предложения по законам смысла. При этом педагог сначала не должен обращать внимания на грамматические и фонетические недочеты в речи ребенка, чтобы не снизить побуждение к речи (желание говорить).

При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Необходимо научить детей отвечать на вопросы, ответы на которые отрабатывают умение строить сложные предложения

Проследим на примере игры в «Магазин»

Воспитатель-продавец, дети покупатели.

-Маша, что ты хочешь купить и для чего?

- Я хочу купить овощей для салата.

-Каких тебе надо овощей и сколько?

- Мне 3 огурчика, 2 помидорчика и 1 луковицу.

Ребенок продавец –воспитатель покупатель

-Какие фрукты есть у вас?

-Что вы мне посоветуете купить?

Пример игры «Парикмахерская»

Воспитатель - парикмахер, дети – клиенты.

-Вам сделать прическу на длинных волосах или вас постричь? Я бы вам посоветовала постричься, потому что у вас много поврежденных волос.

Ребенок – парикмахер, воспитатель – клиент

-Сделайте мне красивую прическу. Что вы мне предложите?

(Если ребенок отвечает односложно, задаем ему наводящие вопросы)

В процессе формирования игровых умений у детей, воспитатели занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и с взрослым. На первых порах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр.

В случае необходимости педагог в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму, слово или фразу. Следует указать на сам факт ошибки. Необходимо дать речевой образец и предложить ребенку произнести фразу правильно.

Поиграем в с-р игру «Поликлиника»

Цель: расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры, их заботливом отношении к больным людям.

Задачи:

Развивающие : закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие; активизировать и расширять словарный запас, развивать фразовую речь.

Воспитательные: прививать детям чувство благодарности человеку за его труд.

Словарная работа: жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»; беседа о работе врача, медсестры; дидактическая игра «Больница».

Материал и оборудование: Одежда: белые халаты, шапочки (на детей);

Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру – «Поликлиника». Кто из вас был в поликлинике? Давайте вспомним - кого вы там видели?

Дети: Врача, медсестру

Воспитатель: А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят?

Дети: Когда болеют, чтобы вылечиться.

Воспитатель: Мы приходим в поликлинику и говорим, что у нас что- то болит. А как это называется?

Дети: Жаловаться.

Воспитатель: Правильно, врач спрашивает: «на что жалуетесь?». Ребята, когда мы приходим в поликлинику, то не сразу идём к врачу. Сначала надо взять медицинскую карточку - мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор - медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес. И только тогда она выдаст вам медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки - ведь кто- то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Этот инструмент - фонендоскоп. (Показывает). Что делает врач этим инструментом?

Дети: Слушает.

Воспитатель: Что он слушает?

Дети: Сердце, лёгкие, дыхание.

Воспитатель: Правильно. А это – шпатель. (Показывает). Что им делают?

Дети: Смотрят горло.

Воспитатель: А это - неврологический молоток. (Показывает). Что делает врач им?

Дети: Стучит по коленке.

Воспитатель: Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного. А теперь рассмотрим инструменты медсестры. Я дуду показывать, а вы мне расскажете, как они называются и что им делают.

Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины, называют - для чего нужны и как ими пользоваться.

Воспитатель: Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? Медсестрой? Медрегистратором? Врачом будет самый ответственный из вас. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

Начинается приём.

Дети по очереди подходят к регистратуре, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор - ребёнок выдаёт карточки. Затем дети по очереди проходят к врачу.

Ребё нок - врач: Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? На что жалуетесь, что болит?

Ребё нок - больной: У меня болит горло.

Врач: Давайте я вас посмотрю. Откройте рот. Скажите «а-а-а». Я посмотрю вас шпателем. Не пугайтесь. Да, горлышко красное. Пройдите к медсестре. Она поставит градусник и даст лекарство.

По очереди дети подходят то к врачу, то к медсестре.

Игра продолжается до последнего пациента - ребёнка.

Подведение итогов игры :

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему).

3. Понравилось ли ребёнку самому быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

Воспитатель: Ребята, вы пришли в поликлинику грустные, больные. А теперь врач вас подлечил, и вы стали здоровыми, озорными, весёлыми, какими и были до болезни.

В процессе сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания, приобретая в конечном итоге, умение выражать свои мысли более точно и полно, простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Вырабатывается у ребенка с ОНР чувство родного языка, умение правильно произносить слова и легко усваивать грамматические языковые нормы помогают сюжетно-ролевые игры, содержащие в себе большие возможности и дающие детям определенный объем знаний, помогая в игровой форме преодолевать определенные трудности речевого развития.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие фразовой речи в процессе с-р игры с детьми ОНР»
Опубликовано: 26 августа 2021 в 06:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Развитие фразовой речи в процессе с-р игры с детьми ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ярилова Татьяна Васильевна (УИ 2383512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД