Екатерина Токарева
Развитие креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у дошкольников креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой»
Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир и творчески мыслить.
Публикация «Развитие креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Креативность – одна из базисных характеристик личности ребёнка дошкольного возраста. Её характеризует активная позиция ребенка, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, мотивация достижений, развитое воображение. Ребёнок способен к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, его воображение. Даёт прекрасные образцы русского литературного языка и предполагает деятельность в самых разных направлениях.
В младшем дошкольном возрасте я формирую у детей навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, подвожу детей к различению жанров. Моя задача как педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.
В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном.
В старшем дошкольном возрасте стараюсь воспитать у детей устойчивый интерес к книгам, осознанное отношение к авторскому слову, желание слушать чтение книг.
Я стараюсь включать литературный материал в различные виды деятельности. Например:
- во время образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром использую стихотворения, загадки;
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня (весна);
- неслучайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю», поэтому во время образовательной деятельности при проведении лепки или рисования, аппликации я вместе с детьми вспоминаю героев, сюжет сказки, на тему которой собираемся лепить или рисовать, вырезать, клеить иллюстрации или героев к читаемым произведениям;
- во время образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений использую сказки для сравнения величин, формы, времени, формирования порядкового и количественного счёта (Какая по счёту прискакала лягушка к Теремку? Сколько зверей встретил Колобок) и т. д.
Велика роль книги и при социализации ребёнка, воспитании нравственных качеств. Произведения, с которыми я знакомлю детей, нацеливают маленького слушателя на моральные установки, закладывают в его душе, в его сознании понятия что хорошо, а что плохо. Произведения художественной литературы использую для создания игровых и речевых ситуаций. Не дочитывай произведения до конца, предлагаю детям самим стать авторами и закончить произведение. Их творческую мысль направляю на то, что герой должен исправиться, добро восторжествовать, а зло – обязательно наказано («Бармалей», «Маша – растеряша», «Цветик – семицветик»).
Развивая мышление и воображение у ребёнка, всегда помню о том, что он должен различать реальную жизнь и фантазию. Развитию мышления, воображения и речи способствуют объединение двух коротких рассказов или сказки в одну с новым сюжетом, так называемый «салат из сказок».
В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. С детьми это делаю разнопланово: превращаем себе и членов своей семьи, друзей в другие одушевлённые, а порой и неодушевлённые предметы; составляем фантастические сказки о себе, об окружающем нас мире. А также проводим игры-драматизации. Обыгрываем сказки в театральной деятельности (пальчиковый театр, театр теней, кукольный театр).
В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.
Креативному развитию способностей детей также способствует проведение совместных праздников, развлечений, досугов, на которых дети с удовольствием рассказывают стихотворения, участвуют в творческих конкурсах. Все эти формы работы я провожу с привлечением родителей, в том числе.
Особой любовью детей пользуется и домашнее чтение. При организации домашнего чтения советую родителям, какие произведения следует читать своим детям. Для этого использую информационные стенды, консультации, создаю памятки. Напоминаю им о том, что ребёнок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть он повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
В заключении следует отметить, что проблема развития креативных способностей ребёнка относится к числу глобальных образовательных задач. А художественная литература оказывает большое влияние на развитие этих способностей. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.