Евгения Скидина
Развитие творческого потенциала дошкольников в различных образовательных областях
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Развитие творческого потенциала дошкольников в различных образовательных областях»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Публикация «Развитие творческого потенциала дошкольников в различных образовательных областях» размещена в разделах
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься.
Работая над этой темой я стараюсь искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
Творческий потенциал может развиваться только в творческой атмосфере, поэтому в группе я создала «уголок детского творчества». В уголке находится много разнообразного материала, обеспечена доступность материала. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.
Ручной труд детей является такой интегрированной продуктивной деятельностью, в результате, которой воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме). Умение придумать и сделать игрушку - это умение создать орудие своей деятельности.
Активность ребенка в процессе ручного труда носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.
Весь процесс творческого художественного труда сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребенком своего замысла.
Для реализации творческих задач во всех видах деятельности провожу интегрированные занятия, которые научат видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.
Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка и раскрыть его творчески, помогают мне создать интересную и радостную обстановку в группе. Дети любят устраивать концерты, петь песни, читать стихи, танцевать изображать разных животных.
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрываться каждому ребенку как личности.
Театрализация является стержнем в нашей работе, элементы театрализации мы используем на занятиях, праздниках, развлечениях, начиная с младшей группы.
Уже в первой младшей группе дети знакомятся с театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли.
Воспитанники младшей группы знакомятся с различными видами кукольных театров, обучаются основам актерского мастерства.
В дальнейшем дети создают выразительный образ в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях, формируют интонационную выразительность речи.
В старшей группе продолжается совершенствование исполнительских умений детей при создании художественных образов, совершенствуются творческие способности.
Цель театрализованной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Важным средством активизации творческого потенциала дошкольников считается движение под музыку. Танцевально- ритмические и пластические упражнения совершенствуют детскую пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкально – двигательный образ.
Только творческий союз педагога и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями, поэтому приглашаем родителей на занятия, на участие в конкурсах, выставках. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми.
Для подержания интереса необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы; прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков, восковые мелки, в сочетании с акварелью, перламутровая гуашь и акварель помогают придать работам сказочность и волшебство. Рисовать можно кисточкой, карандашом, мелками. А ещё – пергаментной бумагой, ребристым картоном, окрашенной нитью. Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то, что пригодится им в дальнейшей жизни: образное и пространственное мышление, ловкость рук, владение технологиями и главное творческий подход к новой работе.
Для творческой работы «Портрет мамы» я приготовила разнообразные материалы : губки, нитки, карандашную стружку, шерстяные нитки, маркеры, гуашь, ватные палочки и диски, фантики, лоскутки ткани. Предложила детям создать портрет мамы таким, каким они хотели бы видеть милый образ. Работа кипела с большим интересом и получились великолепные портреты.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Например, снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах.
Одним из наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей я рассматриваю народное декоративно – прикладное искусство. Это развитие возможно при соблюдении ряда условий:
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно – прикладного искусства;
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно – прикладного искусства;
- вовлечение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанной на материале народного декоративно – прикладного искусства;
- создание предметно-развивающей среды на основе декоративно – прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие способности.
Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образное представления, развивается мышление, воображение.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней отражается образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе.
Сухомлинский В. А. писал:
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».