Папки-передвижки

ФГОС до «Системно-деятельностный подход»

Любовь Николаевна
ФГОС до «Системно-деятельностный подход»

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Публикация «ФГОС ДО „Системно-деятельностный подход“» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Воспитателю в своей работе необходимо учитывать особенности современных детей, так как современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века! (д. п. н., профессор МГПУ Н. А. Горлова, психолингвистическая школа А. А. Леонтьева).

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребёнка как субъекта деятельности, которая

включает в себя развитие умений:

умение ставить цель (узнать, почему на полянке исчезли цветы);

умения решать проблему (как сберечь лесные цветы);

умения получать результат (цветы в лесу выросли) .

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1. Введение в образовательную ситуацию ( организация детей: например, ритуал-приветствие).

2. Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели.

3. Актуализация знаний детей.

4. Совместное открытие нового (создание проблемной ситуации и проектирование решения проблемной ситуации; проблемное объяснение нового знания).

5. Совместное выполнение действий (и первичное закрепление во внешней речи).

6. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

7. Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия.

Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, педагог дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое.

Правила построения мотивации:

- учет возраста;

- экономность (2-3 мин.)

Выделяют следующие виды мотивации ОД:

Игровая мотивация(«Мы спасатели», «Мы повара», «Мы пограничники», «Мы садоводы» «Мы путешественники», «Поход в театр», «Поможем Лунтику» и т. д.).

Мотивация общения (прием «Рассудим спорщиков»)

Личной заинтересованности (изготовить для мамы, для игры; или опора на опыт детей).

Проблемно-бытовая (чего-то не хватает; что-то сломалось; «как сделать красивую клумбу»)

Сказочная (преодолеть препятствия; помочь герою)

Познавательная («Мы –археологи», «Мы –ученые», «Мы – мастера» или необычный опыт; сложный, но интересный вопрос)

Информационная (после 6 лет)

Семантическая (обозначающая)- 6 – 7 лет

Соревновательная.

Прогнозирующая (Как вы думаете, о чем эта книга? Соответствует ли эта картинка сказке (рассказу, стихотворению? Как вы думаете, что в посылке)

Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники в их микрогруппе выбирают из предложенных воспитателем знаков, те которые подходят для решения проблемы, рассказывают что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает: Нахождение места «новых» знаний в системе представлений ребенка ( например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

А для закрепления новых знания повседневной жизни ( например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»).

Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

Самопроверку и коррекцию деятельности ( например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Эмоциональную оценку деятельности(«У вас было желание помогать Лунтику?).

Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

1. Цель: - ставится одна цель

2. Задачи: можно не разделять на обучающие, развивающие и воспитательные, и не более 5 (занятие по времени от 10 до 30 минут нельзя решить много задач).

3. Приоритетная образовательная область (области) :(выделяется та область по которой проводится ОД)

4. Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :

5. Целевые ориентиры (1-2 прописаны в стандарте ДО)

6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс) :

для воспитателя - … для детей -.

7. Предварительная работа (при необходимости) :

8. Содержание ОД по следующей структуре:

Введение в ОД: мотивация детей.

Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.

Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).

Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).

Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).

Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Деятельностный подход в развитии творческих способностей Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

Консультация «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» Консультация «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» Системно-деятельностный подход.

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.».

Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь»- китайская мудрость. Системно- деятельностный.

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (из опыта работы)Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (из опыта работы) Хочу поделиться с Вами своими находками, которые по моему убеждению помогают организовать образовательную среду в группе. Система дошкольного.

Системно-деятельностный подход «Неделя безопасности» Системно-деятельностный подход для детей подготовительной группы по теме: «Неделя безопасности». Образовательная деятельность в утренний.

Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
ФГОС до «Системно-деятельностный подход»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 19:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД