МААМ-картинки

Долгосрочная проектная деятельность «Разноцветные ладошки» в ОДО с детьми компенсирующей направленности

Аммосова Татьяна Васильевна
Долгосрочная проектная деятельность «Разноцветные ладошки» в ОДО с детьми компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективным, инновационным методом в системе дошкольного образования является проектная деятельность.

Проект- это путь исследования, где над созданием творческих работ проводится специально организованный взрослыми и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий.

На базе нашего детского сада в 2020-2021 уч. году проектная деятельность была организована в виде долгосрочного проекта «Разноцветные ладошки».

Почему мы выбрали проект долгосрочный?

Публикация «Долгосрочная проектная деятельность „Разноцветные ладошки“ в ОДО с детьми компенсирующей направленности» размещена в разделах

1). Для максимального взаимодействия всех специалистов нашего детского сада- воспитателей, психолога,учителей-дефектологов, музыкального работника, инструктора по АФК.

Микроклимат - для нас это важно!

2). Для активного привлечения родителей к участию в проектной деятельности, не ставя их в жесткие рамки. Предлагаем родителям самим выбрать удобное время участия в проекте, провести подготовительную работу.

3). Главное.

В итоге любого проекта мы должны научить детей выполнять комплекс действий самостоятельно! В нашем случае путь к самостоятельности неизбежно связан с длительным периодом совместной деятельности.

Итак, название выбранного нами долгосрочного проекта- «Разноцветные ладошки». Почему мы решили вести творческую работу с темы о цветах?

Мы привыкли к тому, что дети учатся названию цветов без целенаправленного обучения. Они естественным образом запоминают эти названия, когда родители или педагоги в детском саду используют их во время различных занятий, например, во время рисования или игр типа «найдите все красное». Это идеальная ситуация, когда обучение цветам не подчеркивается, но происходит естественным образом.

Но если речь идет о ребенке с РАС, который нуждается в систематическом обучении всем речевым навыкам, то возникает необходимость целенаправленно учить его цветам.

Чем выражена данная необходимость?

Дети с РАС, в основном, учатся и мыслят визуально. Визуальное общение осуществляется посредством изображений, рисунков, цветов. В рисунке при передаче цвета можно помочь детям общаться, выражать себя и свои настроения, желания. Картинки с изображением цвета мы используем для создания системы обучения для ребенка, для создания индивидуальных программ, помогая им подобрать слова и понятия, и развивать основные умения. Основная цель формирования поведения – научить ребенка с признаками расстройства просьбе. Общению! Это главное, чему мы учим детей.

Проект разработан с учетом особенностей восприятия цвета детьми с отклонениями в развитии.

Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.

Проект включает в себя :

сопоставление предметов и их изображений по цвету;

упражнения на развитие восприятия цвета;

построение цветовых сочетаний по образцу;

сопоставление рядов из цветных предметов в заданной последовательности.

Направление данного проекта- художественно- эстетическое развитие.

Его участники- это дети (возраст воспитанников 3- 5 лет);

педагоги,

родители.

Для каждого участника определены задачи:

Для детей:

развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета;

стимулирование зрительной поисковой деятельности детей на обобщающее понятие «цвет»;

умение выделять и получать цвета ;

научить сопоставлять предметы и их изображения по цвету;

закрепить представление о цвете в пространстве;

закрепить знания о цвете в памяти.

Для педагогов:

организация образовательных ситуаций, совместной продуктивной деятельности;

консультирование родителей.

Для родителей: взаимодействие и совместная деятельность с детьми.

Формирование цветового представления у детей с особенностями в развитии- это НАША ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТА.

Время, как было указано выше, 2020- 2021 уч. год.

Вот такой спектральный круг стал эмблемой нашего проекта. Каждый цвет (7 цветов спектра + в середине белый цвет) соответствует месяцу учебного года (с сентября по апрель). Месяц май- итоговый, ообьедяняющий изученные цвета «Разноцветная радуга».

Мы знаем, что для успешного освоения среды ребенку нужны специальные средства, на которые он может опираться в сложных для него ситуациях.

«Вы можете дать ему опору, ориентиры, чтобы мир обрел хоть какую-то предсказуемость» (Беркович).

В данном проекте,опираясь на имеющиеся у ребенка стереотипы, мы создавали рутины :

расписание,

повторяющиеся события, последовательность смены помещений.

Так каждый специалист организует для ребенка среду, где присутствует четкая структура, с которой ребенок должен познакомиться и научиться вести себя в соответствии с ее требованиями.

Расписание.

Наши дети видят смысл какой- нибудь деятельности только тогда, когда она четко запрограммирована: они должны знать, что делают в первую очередь, последовательность действий и чем закончится данное действие. Чем бы мы не занимались, окончание всегда соответствует желанию ребёнка (его выбору). На стенде «Разноцветные ладошки» размещены карточки, на которых в виде символов с подписью обозначено расписание- последовательность действий.

Повторяющиеся события! В течение всего учебного года в каждом месяце вводится только новый цвет. Обучение цвету идёт по одной и той же схеме, но с каждым месяцем больше материала для сравнения, соотнесения, применения. Наши дети любят заниматься коллекционированием. Отвечая, что это доставляет удовольствие, мы привлекаем ребят к работе по сортировке предметов.

Начало каждого месяца- Праздник, введение в новый цвет. Его название по названию проекта - «Разноцветные ладошки». Это самый простой из методов рисования ладошками : техника рисования даёт ощущение взаимодействия с красками. Мы используем специально предназначенные для рисования руками пальчиковые краски. Иногда используем разведённую гуашь и акварель.

Ладошкой можно делать многое : мазать, рисовать, печатать любые абстракции.

Такой фейерверк- это окончание месяца. Поворачиваем ручку по-разному и, дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, творим сказку. Например, отпечатав сомкнутую ладошку, получаем силуэт рыбки; глазки, плавники и хвост дорисовываем пальчиком. Рядом- камушки, водоросли, волны (волнистые линии).

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, изображаем солнышко и цветок (внутри цветка пальчиком ставим сердцевину).

Это о ладошках. Рисунков- их разнообразие! И наша цель: в процессе разнообразных дидактических игр научить детей выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.

Начинаем с индивидуальных игровых занятий, например, «Четвёртый лишний». Раскладываем четыре изображения на карточках, три из которых одного цвета, а одно- другого. Найди лишнюю карточку!

Для закрепления навыков проигрываем каждую! игру не один десяток раз, возводя в ритуал. При этом проговариваем свои действия и действия ребёнка, чётко обозначая 2-3мя словами всё, что происходит. И, как результат, мы видим, что такое многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов приносит плоды: дети постепенно включаются в общую деятельность.

Продолжая, включаем игры на сенсорное развитие, например, «Подбери пару». На столе картинки - красный и синий домики, красная и синяя машинки ( задача: подобрать пары по цвету). Инструкция:

- Это домики! А это машинки! Машинка едет к своему домику. Подбери каждому домику свою машинку.

Работая в каждом месяце по теме «Цвета», мы, конечно, работаем с акварелью, цветными карандашами.

При выборе цвета даём возможность каждому ребёнку сделать выбор самостоятельно. Радуемся выбору. В случае ошибки предлагаем дидактическую игру «Исправь ошибку» :

- Небо бывает зелёным?

- А каким бывает?

- Солнце синее?

- Какое солнце?

- Трава белая? и т. д.

Разобравшись с цветами, для рисования берём в руки кисточки (карандаши).

Наши дети в основном составе своём тревожны. Чтобы снизить этот уровень, мы не забываем про телесный контакт. А именно: нашим детям требуется физическая помощь в организации действий. Что это значит? Педагог «работает» руками ребёнка, держа один карандаш (кисточку).

Во время музыкальных занятий, праздников «рассказываем» цвета с веселой песенкой :

«Вверх по радуге пойдём,

Вместе все цвета споём.

Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый- РАДУГА!»

В течение месяца цвет радуги соответствует цвету месяца в среде каждого специалиста.

А результатом каждого месяца является портфолио творческих работ, тема которого - название цвета.

Конец месяца- итог! Кто ждё т его больше: дети? родители?педагоги? Ответить трудно. Работа была общей! И ее результат в одном дне.

Что же в них? В этих итоговых днях? В них- цвет. Все дети в одежде цвета ( и родителей не надо предупреждать: ещё не закончился месяц, а они уже в группе «разгадывают» тему следующего месяца). В ранцах сладости в обертках цвета, салфетки, для надувания шары. В группе игрушки только! пройденного цвета, коврики, … и даже посуда. И много музыки в этот день: «Оранжевое лето», «Белогривые лошадки», «Платочки- цветочки».

Выкладывается совместная разноцветная мозаика.

И в конце каждого месяца видеоклип «Красный день» («желтый…», «синий….».)

В первую очередь это, конечно, для родителей. Они точно этого заслужили. Наша общая радость, общий праздник, здесь мы- семья! В группе слова благодарности, эмоции, новые планы и …. оценка: все это НУЖНО нашим детям.

Да, они видят мир по-другому, не интересуются общением с людьми, плохо их понимают,

не любят контактировать с обществом. Но мы этому можем их научить. А ещё больше в этой помощи нуждаются родители.

Но это уже совсем другая очень серьезная тема…

Публикации по теме:

«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет)«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет) Конспект совместного мероприятия с родителями и детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4 – 5 лет) учителя-дефектолога.

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Фотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНРФотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами своим фотоотчетом о прошедшем физкультурно- оздоровительном досуге, который я проводила.

Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленностиПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленности Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной.

Проектная деятельность с детьми младшей группы «Я и моя семья»Проектная деятельность с детьми младшей группы «Я и моя семья» Проектная деятельность с детьми младшей группы «Я и моя семья» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Проектная деятельность с детьми средней группы «Что за чудо эти сказки!»Проектная деятельность с детьми средней группы «Что за чудо эти сказки!» Проектная деятельность с детьми средней группы «Что за чудо эти сказки!» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проектная деятельность с детьми средней группы «День ежа»Проектная деятельность с детьми средней группы «День ежа» Актуальность Проект готовился к празднованию "Дня Ежа" с целью расширить, обобщить и систематизировать знания об этом животном. Официальный.

Проектная деятельность «Юные конструкторы» с детьми старшей группыПроектная деятельность «Юные конструкторы» с детьми старшей группы Тип проекта: Творческий, познавательный, групповой, долгосрочный. Состав участников: воспитанники детского сада, родители воспитанников,.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочная проектная деятельность «Разноцветные ладошки» в ОДО с детьми компенсирующей направленности
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 11:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочная проектная деятельность «Разноцветные ладошки» в ОДО с детьми компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Аммосова Татьяна Васильевна (УИ 2762631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД