Папки-передвижки

Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии»

ольга жернакова
Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта :

По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей.

Вид проекта : обучающий, творческий, игровой, групповой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта :

Публикация «Долгосрочный проект „Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии“» размещена в разделах

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1 этап - подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2018 года)

изучение психолого-педагогической методической литературы;

проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей;

разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;

создание речевой среды по технологии ТРИЗ.

- подборка методической литературы и материала для реализации проекта;

- разработка перспективного плана мероприятий с детьми;

- определение цели и задач проекта;

- создание картотеки игр ТРИЗ;

- разработка конструктов НОД с детьми;

- подборка дидактических игр по теме для детей;

- подготовка оборудования для реализации данного проекта

- анкетирование и обработка анкет родителей

2 этап — основной этап (ноябрь 2018года - апрель 2019года)

Проведение серии НОД с детьми, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использование ТРИЗ-технологий, взаимодействие с родителями, педагогами. Реализация перспективного плана мероприятий с детьми в течение учебного года.

3 этап — заключительный этап (май 2019год)

рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и затруднений проведенной работы:

организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

Цель проекта – развитие речи старших дошкольников посредством использования технологий ТРИЗ.

Задачи проекта :

• изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

• использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи у старших дошкольников. ;

• проверить целесообразность и успешность применения технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи дошкольников;

• взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты);

• создать предметно-развивающую среду для применения технологии ТРИЗ (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры).

Ожидаемые результаты:

Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Позволяет проводить работу по изучению материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далекому; не обременяет дошкольников чрезмерным количеством изучаемого материала, способствует тому, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям.

При проведении тренингов ребенок, отвечая на вопросы должен постепенно переходить от односложных предложений к развернутым текстам, сам произносить имена признаков, самостоятельно составлять творческие рассказы.

Актуальность.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем

Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.

Задачи:

1. Пополнять словарный запас детей, развивая грамматический строй речи.

2. Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.

4. Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.

5. Развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказывания. Научить детей решению творческих задач.

6. Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);

7. Сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

8. Воспитывать творческую личность, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.

Использование адаптированного метода ТРИЗ в процессе обучения даё т несомненные преимущества:

• в активизации познавательной деятельности;

• в создании мотивационных установок на проявление творчества;

• в создании условий для развития образной стороны речи детей;

• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Предполагаемый результат на этапе завершения дошкольного образования :

- у дошкольников развиты речь и творческое воображение;

- в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;

- дошкольники умеют творчески самостоятельно мыслить для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

- аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;

- делать позитивные выводы, вносить предложения, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.

- дети выражают четко и внятно свои мысли и чувства при участии в диалоге (беседе).

- умеют составлять связный рассказ без повторов и пропусков существенной информации.

- умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.

- самостоятельно используют схемы и модели для описания, составления рассказа, пересказа, чтения стихов.

-у детей сформирована коммуникативная компетенция: умеют общаться с взрослыми и сверстниками при помощи различных коммуникативных средств.

- проявляют умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

- у детей развиты психические процессы: мышление, внимание, память.

В результате совместной деятельности, непрерывной образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, знания должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь ребёнка? Методика развития речи по технологии ТРИЗ включает в себя такие интересные приемы:

- «Метод маленьких человечков» (ММЧ) - Метод «мозговой штурм» (МШ)

- «Метод фокальных объектов» (МФО)

- «Фантазирование»

- «Системный оператор» (надсистема, подсистема)

- «Страна загадок»

- «Противоречия» и другие

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип духовности- связь между общечеловеческими ценностями и конкретным человеком, его поведением.

Принцип индивидуального подхода- учет индивидуального опыта ребенка.

Для достижения высоких результатов в работе с детьми используются следующие методы:

-наглядные (рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность);

-словесные (чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности);

-практические методы (дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами).

Этапы реализации проекта :

Перспективный календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год

Месяц Тема Задачи Предполагаемый результат

Сентябрь Описание картины «Осень».

- знакомство с волшебником «Дели», игра с «подзорной трубой»;

- игра «Данетка»;

- «Противоречия в погоде».

-учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;

- учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, правильно задавать вопросы; - активизировать интерес детей к окружающему миру; - систематизировать знания детей о явлениях природы;

- учить играм готовящим к восприятию понятия «противоречие»; - дети умеют выделять объекты на картине; - умеют устанавливать взаимосвязи;

- дети умеют правильно задавать вопросы;

Знакомство с волшебниками.

-картина «Кошка с котятами», игра «Живые картинки»;

- составление загадки;

- игра «Угадай по описанию»;

-учить представлять возможности волшебников по их функции передавать свои представления в рассказе;

- учить ориентироваться в двухмерном, трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта;

- учить детей выделять признаки объектов;

- дети познакомились с основными волшебниками ТРИЗ; - дети умеют ориентироваться в двухмерном, трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта, выделяют признаки предметов;

Рассматривание картины «На прогулке»

- игра «Противоречия»;

- игра «Системные цепочки»,

«Наоборот»;

- игра «Путешествие во времени»; -учить детей составлять диалоги от лица объектов картины;

-учить детей выделять проблемную ситуацию в задаче;

- учить играм с понятием «противоречие»;

- познакомить с понятием о конфликтующей паре;

- познакомить детей с понятием объекты и его части;

- учить детей группировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, форме, массе);

- показать развитие объектов в зависимости от их назначения; -дети передают свои представления в рассказе, составляют диалоги от лица объектов картины;

-дети познакомились с понятием о конфликтующей паре, научились группировать объекты;

В гости пришли волшебники.

- игра «Угадай по описанию»; - составление загадок;

- игра «Круги Луллия»;

- учить представлять возможности волшебников по их функции передавать свои представления в рассказе;

- учить детей выделять признаки объектов;

- формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки;

- развивать речевые способности детей посредством игры; -дети передают свои представления в рассказе, выделяют признаки объектов;

-дети умеют составлять загадки, опираясь на характерные признаки;

Ноябрь Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (используя метод кодировки)

- машина времени «Что было, что будет»;

- игра «Круги Луллия»; -учить детей пересказыванию, используя метод кодировки;

- учить представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом;

- развивать речевые способности детей посредством игры; - дети умеют пересказывать рассказ используя знаковую кодировку;

- дети умеют представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом;

В гости пришел волшебник времени.

- составление рассказа по картине;

- Метод маленьких человечков; -учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем;

- учить составлять рассказы самостоятельно по плану, предложенному воспитателем;

-познакомить с методом маленьких человечков;

-обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

- развивать воображение, умение инсценировать;

- развивать познавательный интерес, умение анализировать причины ; - дети умеют представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем, составлять рассказы самостоятельно по плану;

- дети познакомились с ММЧ, имеют представления о свойствах веществ;

Декабрь Описание картины «У елки»

- игра с «подзорной трубой»

«Дели- Давай»;

- твердые и жидкие человечки; - учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;

- учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами;

- активизировать мышление детей;

- закреплять представления детей о свойствах жидких веществ;

- учить сравнивать и анализировать свойства объектов; - дети умеют устанавливать взаимосвязи между объектами;

- дети имеют представления о свойствах жидких веществ;

- дети умеют анализировать, сравнивать, делать выводы;

Картина «У елки» - составление сравнений, загадок и метафор;

- игра «Причина – следствие»;

- газообразные человечки; - развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество;

- показать, что у каждой причины есть следствие, а иногда и несколько следствий;

- активизировать мышление детей;

- систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ;

- развивать воображение, умение перевоплощаться;

- развивать умение абстрагироваться;

-дети умеют рассказывать монолог от другого лица;

- у детей расширен словарный запас;

- дети умеют абстрагироваться, перевоплощаться, устанавливать причинно-следственные связи;

Январь Описание картины «Зима».

- игра «Сказочный паровозик времени»;

- учить описывать картину используя карты-схемы;

- учить выстраивать сюжет знакомой сказки по порядку, развивать речь, закрепить знания о волшебнике «Время»; - дети умеют описывать картину используя схемы;

- умеют выстраивать сюжет знакомой сказки по порядку;

Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

- игра «Подбери такое же по цвету»;

- «Рифмовочки» с кругами «Луллия»;

- упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах;

- формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки;

- учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица, подбирать рифмующиеся слова. - дети умеют составлять полные предложения, вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

- дети умеют подбирать рифмы используя круги Луллия.

Февраль Заучивание стихотворения «Много мебели в квартире» используя схему.

- учить детей запоминать стихотворения, используя схему;

- продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

-расширять словарный запас детей. - дети запоминают стихотворение используя схему;

- у детей расширился словарный запас.

Игровое рассказывание по картине «На празднике».

- игра «Волшебные домики»,

«Домик для звука»;

-учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица;

- учить подбирать признаки к предмету;

-развивать фонематический слух у детей, умение определять место звука в слове; -дети умеют вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица;

- дети умеют подбирать признаки к предмету, умеют определять место звука в слове;

Март Составление загадок.

- пособие «Гусеничка» ;

- игра «По кругу»;

- формировать у детей умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам;

- учить составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов;

- учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы; -дети умеют сравнивать объекты по нескольким различным признакам;

- дети составляют загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов, - дети умеют классифицировать объекты по заданным признакам, составлять описательные рассказы;

Игра «Умные кубики» Игра "Чем был - чем стал"

-упражнять детей в умении задавать вопросы различной направленности к заданным объектам;

- учить использовать имя признака, совершенствовать умение работать со схемами; - обогащать словарный запас детей.

- учить определять линию развития объекта; -дети умеют задавать вопросы различной направленности к заданным объектам, умеют работать со схемами;

-обогащен словарный запас детей;

-дети определяют линию развития объекта;

Апрель Сочинение сказки про животных.

- игры с кругами Луллия («Составь слово», «Сочини сказку») -уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; -развивать вариативность воображаемых образов; - активизировать мышление детей;

- систематизировать знания детей о сказочных животных;

- развивать логическое мышление, воображение. -дети умеют сочинять сказку, показывают свои знания в различных областях предметного мира;

- у детей развито воображение, логическое мышление, фантазия и речь.

Классификация животного мира («Пятиэкранка»)

- игра «Дразнилка», «Да-нетка», «Веселый мяч»; - систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; - развивать умения сравнивать и обобщать;

- формировать навык выделения существенных признаков; - развивать внимание, речь; - закреплять умение детей ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят; - детей систематизированы знания об отличительных признаках представителей животного мира;

- дети умеют сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки.

Май Заучивание стихотворения по схеме.

- игра «Город маленьких человечков» ;

- «Исправь ошибку» - продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- расширять словарный запас детей;

- закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях, учить давать им характеристику; - дети запоминают стихотворение используя схему;

- у детей расширился словарный запас;

- дети знают о жидких, твёрдых, газообразных состояниях и умеют давать им характеристику;

Путешествие по картинам художников сказочников. - игра «Волшебные очки»;

- «Домик для звука»;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать связную речь, мышление;

-учить использовать в речи образные определения и метафоры; - развивать фонематический слух у детей, умение определять место звука в слове.

- у детей развита речь, мышление;

- используют в речи образные определения и метафоры;

- дети умеют определять место звука в слове.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Развитие речи детей по технологии ТРИЗ», «Как развивать речь ребенка».

2) памятки: «Артикуляционная гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры», «Факторы успешного речевого развития детей», анкетирование родителей.

3) Родительские собрания «Применение технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников»

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Продукт проекта : Лепбук «Говорушки», который вобрал в себя, как упражнения по подготовке артикуляционного аппарата детей, так и множество дидактических игр по технологии ТРИЗ на развитие речи (Определение место звука в слове, составление рассказа по картинке, определение количества слогов в слове, придумывание предложений по схеме, игры: «Один-много», «Противоположности», «Составь слово из первых звуков» и др.).

Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Необходимо стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т. е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ неэффективно.

Таким образом использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует :

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Долгосрочный познавательный проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» Составлено воспитателями средней группы Ярошенко О. П. (высшая категория) Тарасенко О. П. (1 квалификационной категория) МБДОУ№6 «Улыбка»,.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект занятия по познавательному развитию для старших дошкольников с применением ТРИЗ технологии «Знакомство с алгоритмом» Цель: создание условий для усвоения детьми в подготовительной к школе группе алгоритма составления загадок по моделям. Задачи: • Развивать.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 ПРОЕКТ Развитие связной речи у старших дошкольников посредством.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест» Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 18:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии»» (включая файлы) размещена пользователем ольга жернакова (УИ 1070598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД