Юлия Зайнитдинова
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
№ Содержание
Стр. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
31.1. Пояснительная записка.
1.2 Цели и задачи образовательной программы
1.3. Принципы к формированию программы
1.4. Значимые характеристики
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование деятельности по дополнительной общеразвивающей программе
2.2. Вариативные виды, формы и особенности реализации программы
2.3. Мониторинг возможных достижений воспитанников
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
3.1. Материально-техническое обеспечение и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
3.2. Расписание
3.3. Программно-методическое обеспечение
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности «Крепыш» детского сада № 50 «Нордик» - филиала АН ДОО «Алмазик» для детей 5-6 лет (далее Программа) разработана на основе примерной учебной программы «Легкая атлетика», для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» Ушакова А. А., утвержденная Федеральным агентством по Ф К и С в 2005 году. Легкая атлетика — один из основных и наиболее массовых видов спорта. Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и другому, необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Содержание программы выходит за рамки содержания ООП детского сада в образовательной области «Физическое развитие». Занятия проводятся во второй половине дня по группам, два раза в неделю продолжительностью 25 минут. Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. На занятии проводится как коллективная, так и индивидуальная работа. Данная программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т. е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса ребенка. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 5 лет. Наполняемость одной группы: 10-15 человек. Начало обучения – сентябрь 2022г., окончание обучения – май 2023 г.
Возраст Длительность занятий
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год 5-6 лет 25 мин. 2 8 67
1.2 Цель и задачи образовательной программы
4
Цель: содействие физическому развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни
детей.
Задачи: развивать интерес к участию в физических упражнениях, интерес к такому виду спорта, как «Легкая атлетика»; укреплять здоровье через профилактику сколиоза, улучшение психофизического состояния ребёнка средствами лёгкой атлетики, через развитие физических качеств (быстрота, гибкость, сила, выносливость, координационные способности); повышение сопротивляемости организма за счет адаптации детей к повышающимся физическим нагрузкам.
1.3 Принципы к формированию программы Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха. Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т. е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его. Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств). Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики. Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения. Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении. Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.
1.4 Значимые характеристики Значимые характеристики особенностей развития детей Владеет элементарными навыками оценки и самооценки движений (понимает их значимость для собственного здоровья и развития); Заметен избирательный интерес к определенным видам физических упражнений, сложился определенный стиль двигательной деятельности;
5
старшего дошкольного возраста
Проявляет интерес к правилам здорового образа жизни, профилактики и охраны здоровья, безопасного поведения в зале Имеет представление о признаках здоровья и нездоровья человека, особенностях самочувствия Может совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные физкультурные упражнения Совершенствуется рука, производя разнообразные, заранее обусловленные движения, может бросать его двумя и одной рукой в горизонтальную и вертикальную цель Правильно выполняет основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, повороты)
1.5 Планируемые результаты освоения программы Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность). Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков. Умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях, высокоразвитые волевые и моральные качества личности. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья. 2. Содержательный раздел
2.1. Планирование деятельности по дополнительной общеразвивающей программе № занятия, месяц Дата Содержание
Сентябрь
1 05.09.2023
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности; правила поведения во время занятий. Понятие о виде спорта – легкая атлетика, сведения о влиянии занятий легкой атлетики на организм человека. Основы техники безопасности, предупреждение травматизма. Влияние физических упражнений на организм человека. Разные виды ходьбы по периметру зала Игра «Занять своё место!»
2 07.09.2023
Закрепить знания о технике безопасности во время занятий. Комплекс упражнений № 1 Строевые команды: «Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!» Игра «Занять своё место!»
3 12.09.2023
Комплекс упражнений №1. Построение в шеренгу по росту. Ходьба и бег. Игры «Самый быстрый мячик» 4 14.09.2023 Комплекс упражнений №2. Прыжки на одной и двух ногах. Игра «Самый быстрый мячик»
6
5 19.09.2023
Комплекс упражнений №2 Закрепление техники прыжков на одной и двух ногах. П/и «Кто быстрее?» 6 21.09.2023 Комплекс упражнений №3 Прыжки с высоты 30-40 см (с высоты скамейки) Игра «Кто выше?»
7 26.09.2023
Комплекс упражнений №4 Пробегание отрезка 20-30 м на входе в поворот 3-5 раз. Следить за плавным входом в поворот. За наклоном туловища вперед-влево и отведением локтя правой руки вправо при движении его назад. 8 28.09.2023 Комплекс упражнений №4 Прыжки через скакалку, качающуюся и неподвижную.
Октябрь
9 03.10.2023 Техника бега. Медленный бег, бег с ускорением. Команды: «На старт», «Внимание», «Марш». 10 05.10.2023 Комплекс упражнений №5 Ходьба, бег. Бег на скорость. Бег на длинной дистанции (от 500 до 1000м) П/и «Пустое место» 11 10.10.2023 Комплекс упражнений №5Техника метания, Игра «Попади в цель» 12 12.10.2023 Метание малого мяча в горизонтальную мишень с расстояния 3-4м. П/и «Угадай чей голосок?» 13 17.10.2023 Комплекс упражнений№6 Строевые команды. «Налево», «Направо» Построение в колонну по одному и равнение в шеренге и в колонне Игра «Рыбы и сеть» 14 19.10.2023 Комплекс упражнений №6 Техника прыжка. Прыжки с места в длину в квадраты. Ведение мяча. 15 24.10.2023 Комплекс упражнений № 7 Весёлые эстафеты, соревнования 16 26.10.2023 Комплекс упражнений № 8 П/и «Кто выше прыгнет?», «Удочка»
Ноябрь
17 02.11.2023
Комплекс упражнений № 8 Правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями в гимнастическом зале. П/и «Третий лишний»
18 07.11.2023
Комплекс упражнений №9. Лазанье по гимнастической стенке. Построение в круг. П/и «Третий лишний» 19 09.11.2023 Комплекс упражнений №9 Свободные игры с элементами пройденного материала. 20 14.11.2023 Комплекс упражнений № 10 Упражнения на развитие координации движений. 21 16.11.2023 Комплекс упражнений №10 Эстафеты, соревнования
22 21.11.2023
Комплекс ОРУ со скакалками. П/и со скакалкой «Часики», «Повторяй за мной», «Под ногами»-в колоне, передать прыгалку следующему участнику, до конца колонны, не задев игроков.
23 23.11.2023 Комплекс упражнений № 7 Весёлые эстафеты, соревнования 24 28.11.2023 Комплекс упражнений №11 Повторить технику безопасности. Эстафеты, соревнование 25 05.12.2023 Комплекс упражнений №11 Лазанье по наклонной скамейке, стоя на коленях и в упоре присев.
Дека брь
26 07.12.2023 Свободные игры с элементами пройденного материала 27 12.12.2023 Упражнения на гимнастической скамейке. Комплекс ОРУ в равновесии «Узкая скамеечка». Весёлые старты
7
28 14.12.2023
Комплекс упражнений №12 Акробатические упражнения. Группировка сидя, лёжа на спине и в приседе 29 19.12.2023 Комплекс упражнений №12 Прыжки через скакалку 30 21.12.2023 Комплекс упражнений №13 Подвижные игры. Комплекс упражнений 13-а Бросание мяча в кольцо 31 26.12.2023 Комплекс упражнений №14 Размыкание в сторону на ширину поднятых рук; на вытянутые руки. Игра «Переправа» (с обручем) 32
28.12.2023 Комплекс упражнений №15 Эстафеты, соревнования 33 09.01.2024 Комплекс упражнений №16 Перекат «брёвнышком» на гимнастическом мате
Январь
34 11.01.2024 Комплекс упражнений №17 Прыжки в глубину. Игра «Охотник и утки» 35 16.01.2024 Комплекс упражнений №15Стойка на лопатках. Мост. Кувырок вперёд, назад 36 18.01.2024 Техника безопасности Комплекс упражнений №14 Игра «Делай кувырок». 37 23.01.2024 Комплекс упражнений №15 Стойка на лопатках. Мост. Кувырок вперёд, назад 38 25.01.2024 Комплекс упражнений №16 Прыжки (в глубину) со скамейки. П/и «Мяч соседу» 39 30.01.2024 Комплекс упражнений № 16 Строевые команды: «Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Налево!», «Направо», "Кругом!". Эстафеты.
Февраль
40 01.02.2024
Комплекс упражнений № 17 Строевые команды: «Становись!», «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Налево!», «Направо», "Кругом!". Эстафеты. 41 06.02.2024 Комплекс упражнений №17 Вис спиной к гимнастической стенке, вис согнув ноги. Свободные игры 42 08.02.2024 Комплекс упражнений №18 Лазанье по гимнастической стенке. П/и «По местам» 43 13.02.2024 Комплекс упражнений №18 Упражнения на развитие координации движения. П. /и «Метко в цель» 44 15.02.2024 Комплекс упражнений №19 Игры с теннисным мячом. Метание в цель. 45 20.02.2024 Комплекс упражнений №19 Бросок и ловля теннисного мяча П/и «Мяч соседу» 46 27.02.2024 Комплекс упражнений №20 Упражнения на развитие ловкости и внимания. Игра «Салки с мячом»
Март
47 05.03.2024 Комплекс упражнений №20 Упражнения для сохранения равновесия. Ведение мяча в шаге. 48 12.03.2024 Комплекс упражнений № 21 Закрепление по темам: «Техника ходьбы и бега», «Прыжки в длину с места», эстафеты. 49 14.03.2024 Комплекс упражнений №21 Упражнения на релаксацию и на формирование правильной осанки П/и «Волки во рву». 50 19.03.2024 Комплекс упражнений №22 Упражнения на развитие ловкости и внимания 51 21.03.2024 Комплекс упражнений №22 Комплекс ОРУ в движении. Метание набивного мяча.
52 26.03.2024 Комплекс упражнений №23 Сказочные игры – эстафеты: «Баба-Яга»»; «Сороконожки» «Репка»
8
53 28.03.2024
Комплекс упражнений ОРУ для формирования правильной осанки. Прыжки с высоты 30-40 см. П/и «Кто быстрее?»
Апрель
54 02.04.2024
Упражнения на гимнастической скамейке. Комплекс ОРУ в равновесии «Узкая скамеечка». Весёлые старты
55 04.04.2024
Комплекс упражнений №23 Бег по «кочкам», кружки, расположенные на расстоянии 60-80см; бег с высоким подниманием бедра «лошадки»; бег с переступанием через предметы. П/и «Кто быстрее?»
56 09.04.2024
Комплекс упражнений №24 Прыжки «через ручей», «лягушата» (с продвижением вперед) Подвижная игра «Космонавты».
57 11.04.2024
Комплекс упражнений №24 Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед, руки согнуты в локтевых суставах, энергично движутся вперед-назад 10-20 м 58 16.04.2024 Комплекс упражнений №25 Прыжки вверх из полуприседа по команде с доставанием предмета.
59 18.04.2024
Комплекс упражнений №25 П/и «Хитрая лиса», «Ловишки с лентами», «Быстро возьми», «Проведи – не задень», вдоль зала (площадки) по двум сторонам ставят кегли (или кубики, набивные мячи); (6-8 штук; расстояние между предметами 30 см). Дети строятся в колонну по одному и по сигналу педагога выполняют по одной стороне зала ходьбу между кеглями в среднем темпе на носках, руки на пояс (или за голову, сохраняя хорошую осанку (голову и спину держать прямо); по второй стороне бег «змейкой» между кеглями.
60 23.04.2024
Комплекс упражнений № 26 Бег в колонне: бежать зигзагами, обегая флажки, набивные мячи, городки; пробежать по доске гимнастической скамейки; пробежать под натянутой веревкой
61 25.04.2024
Комплекс упражнений №26 Бег на месте с продвижением вперед, высокое поднимание коленей. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыханием. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремительно выпрямлять толчковую ногу
Май
07.05.2024
Упражнения на гимнастической скамейке. Комплекс ОРУ в равновесии «Узкая скамеечка». Весёлые старты
62 14.05.2024
Комплекс упражнений №27 Бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени назад («колесо») 10-20 м
63 16.05.2024
Комплекс упражнений №27 ОФП. П/и «Обведи точно». Техника обвода мяча вокруг предметов правой и левой ногой.
64 21.05.2024
Комплекс упражнений №28 Закрепление основных видов движений П/и «Ловкие ребята». Техника работы с мячом. Умение слушать и соблюдать правила игры. 65 23.05.2024 Комплекс упражнений №28 Контрольные нормативы. Спортивные игры.
9
66 28.05.2024
Комплекс упражнений №29 Подвижные игры «От дерева до дерева», «Уточки», «Качели», «Море волнуется», «Чай-чай, выручай!».
67 30.05.2024
Комплекс упражнений №29 Игровые упражнения с мячом (с элементами футбола) «Мяч в стенку», «Гол в ворота», «Сбей предмет», «Пас в кругу», «Ловко и быстро» и другие.
2.2. Вариативные виды, формы и особенности реализации программы Тренировочное. Закрепление определенных видов движений (обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения). Круговая тренировка. Вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. На основе музыкально-ритмических движений. проводится под музыкальное сопровождение. Контрольное обследование выполнения основных движений. Проводится ежегодно в начале и в конце учебного года. Игры-эстафеты. Составляются две команды, приблизительно равные по силам, с одинаковым количеством мальчиков и девочек.
2.3 Мониторинг возможных достижений. Бег 10м-30м Положение туловища • естественное, с небольшим наклоном вперед, плечи не поднимаются • наблюдается боковое раскачивание туловища • туловище наклонено, голова опущена Координация движений • естественное, свободное движение руками, согласованное с движениями ног. Допускаются малоактивные, незначительные движения рук • эпизодическое несогласование движений рук и ног, движения руками в боковом направлении • несогласованные движения рук и ног, руки опущены Полет • бег легкий, энергично отталкивается носком • бег недостаточно легкий до конца дистанции • бег тяжелый, шаркает ногами
10
Прямолинейность • прямолинейный бег с небольшими отклонениями в сторону • бег тяжелый на всей стопе, прямолинейный • непрямолинейный бег, тяжелый Прыжок в длину с места Методика обследования прыжка в длину с места у детей старших групп Дети старшего возраста уже хорошо владеют движением. После объяснения остаются 4-5 детей и поочередно выполняют прыжки. Каждый ребенок делает три попытки. В протокол заносится лучший результат. Методика обследования метания на дальность Метание на дальность – один из показателей развития двигательной функции ребенка, служит характеристикой скоростно-силовой подготовленности детей и является одним из условий развития растущего организма. Обследование дальности метания следует проводить на площадке шириной 3 м и длиной 15–20 м. Дорожку необходимо разметить поперечными линиями через каждый метр, поставив порядковый номер около каждой из них. Короткими линиями отметить полуметровые промежутки. Место, с которого ребенок должен производить бросок, следует выделить двумя линиями с расстоянием между ними 40 см Предварительно необходимо объяснить детям задание. Дети делают три попытки. В протокол заносится лучший результат. Метание выполняется двумя руками. Качественные показатели метания Принятие И. П. • ребенок правильно принимает И. П., метании вдаль любым правильно переносит тяжесть тела способом при замахе и броске •ребенок правильно принимает И. П., но при замахе и броске не владеет переносом тяжести тела с одной ноги на другую • ребенок неправильно принимает И. П., не владеет переносом тяжести тела Траектория полета • хорошая: мешочек летит вперед-вверх (дугообразное движение) • средняя: мешочек летит вперед (отсутствует дугообразность движения) • ниже средней: мешочек летит вниз Бросание набивного мяча Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и. п. : ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см.). Челночный бег 3х10 м. (ловкость) Ловкость выявляется по времени выполнения челночного бега, включающего бег по прямой с двумя поворотами (общая дистанция 30м). Для выявления ловкости может использоваться бег с огибанием препятствий. Расстояние 10м делится на 9 отрезков, первый и последний
11
отрезки – по 1,5м, а остальные 7 – по 1м. На каждом отрезке по прямой ставятся предметы (8 кеглей). Ребёнок должен быстро пробежать, огибая предметы.
Бланк результатов мониторинга
№ Ф. И. ребенка старшая группа
Бег 10м Бег 30м. Прыжок в длину с места
Бросание набивного мяча
Метание мешочка правой рукой
Метание мешочка левой рукой
Челночный бег 3х10 м.
Итог Стадии
Стадия инициативности и творчества -4-5 Стадия самостоятельности – 2-3 Стадия поддержки – 0-1
3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения Тренировочные занятия проводятся в оборудованном спортивном зале с использованием следующих средств обучения:
Наименование спортивного инвентаря и оборудования Количество
Гимнастические скамейки Гимнастические лестницы Скакалки Набивные мячи Фитболы
12
Обручи Ленточки малые Кубики Фишки Теннисные мячи Гимнастические палки Коврики гимнастические Гимнастические маты Секундомер
3.2. Расписание Дни недели Старшая группа № 1 «Снеговичок» 5-6 лет Время Вторник 1-я группа
19.00-19.25
Четверг 1-я группа
19.00-19.25
3.3. Программно-методическое обеспечение -иллюстрации с изображением основных видов движений легкой атлетики; -картотека игр и упражнений; -комплексы дыхательных упражнений; -Флешнакопитель с записями музыки, песен, видео материалов.
Литература: 1. Вареник Е. Н, Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет : Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2007. 2. Волков Л. В. – Обучение и воспитание юного спортсмена. -Киев: Здоровья. 2004. 3. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. – Лё гкая атлетика: критерии отбора. - М. : Терра-спорт, 2000. 4. Иванов В. А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений – Красноярск, 2007. 5. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. пособие. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. 6. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физические упражнения и подвижные игры: Метод. пособие. - М. : НЦ ЭНАС, 2005. 7. Лазарев И. В. Практикум по лёгкой атлетике. Издательский центр «Академия», 1999.
13
8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003. 9. Локтев С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007. 10. Майфат С. П., Малофеева С. Н. –Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. 11. Мехрикадзе В. В. – Тренировка юного спринтера. - М., Физкультура и спорт. 1999. 12. Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 13. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду – СПб., 2006. 14. Озолин Н. Г., Травин Ю. Г. – Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям. - М., 1998. 15. Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. – М. : Просвещение, 2005. 16. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений – СПб., 2001. 17. Пьянзин А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004. 18. Реутский С. В. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми дома, в детском саду и начальной школе. НИИ школьных технологий, 2008. 19. Рунова М. А. Двигательная активность ребё нка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. 20. Рунова М. А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей. 2007 год Линка – пресс. 21. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. 22. Ушаков А. А., Радчич И. Ю. Легкая атлетика (многоборье) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР «Советский спорт» Москва, 2005. 23. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : из опыта работы / Авт. -сост. О. Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 24. Филин В. П., Фомин Н. А. – Основы юношеского спорта. - М. : Физкультура и спорт, 2000.