Получи документы

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности в старшей группе «Весёлый пластилин»

Ирина Михайловна Михайленко
Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности в старшей группе «Весёлый пластилин»

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Весёлый пластилин» в старшей группе № 3 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 1 «Светлячок»

города-курорта Железноводска на 2020– 2021 учебный год

Воспитатель - Михайленко И. М.

Срок реализации программы – 1год

2020- 2021г

Оглавление

Публикация «Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности в старшей группе „Весёлый пластилин“» размещена в разделах

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно- тематический план

4. Содержание изучаемого курса

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6. Список литературы

2. Пояснительная записка

В процессе разработки кружка «Весёлый пластилин» нормативными документами явились следующие:

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 г;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. От 31.12.2014);

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г № 1155);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительный общеобразовательным программам»;

• Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013г. №28564 с изм. от 04.04.2014);

• Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

• Устав МБДОУ детский сад №1 «Светлячок».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

– утверждал В. А. Сухомлинский.

Актуальность:

Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребёнка, раскрывает его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Лепка из пластилина является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности, мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность дополнительной образовательной программы

Цель кружковой деятельности : раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Задачи

Обучающие:

• Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.

• Совершенствовать изобразительные умения.

• Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.

• Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.

• Формировать умение создавать многофигурные композиции.

Развивающие:

• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.

• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.

• Развивать интерес к художественной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

• Воспитывать интерес к произведениям искусства.

Принципы и подходы к формированию программы

- Принцип амплификации детского развития;

- Принцип активности субъекта в процессе развития;

-Принцип развивающего образования;

- Принцип зоны ближайшего развития.

Принципы и подходы к формированию программы

• - Принцип амплификации детского развития;

• - Принцип активности субъекта в процессе развития;

• -Принцип развивающего образования;

• - Принцип зоны ближайшего развития.

Планируемые ожидаемые образовательные результаты

Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:

• - развитие саморегуляции;

• - развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);

• -развитие инициативности;

• - развитие познавательной активности;

• -развитие творческого воображения;

• - развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;

• - развитие координации движений рук, ловкости;

• - развитие мелкой моторики;

• - развитие творческих способностей, художественному вкусу.

Форма образовательной деятельности при подведении итогов

• выставка детских работ;

• буклет для родителей и педагогов «Пластилинография для ребят»;

консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей»;

• проектная деятельность;

• участие детей во всероссийских конкурсах;

Срок проведения: октябрь 2020г - апрель 2021 год

Возрастная группа : дети 5-6 лет

Количество занятий в год: 28

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 25 минут

Место проведения кружка : групповая комната

Методы работы:

• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод эвристических и поисковых ситуаций.

• Метод игровых, творческих ситуаций.

Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.

Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов,

рассматривание.

Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.

Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области :

Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.

«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

Ожидаемый результат:

• Дети умеют отламывать от большого куска пластилина небольшие

кусочки;

• Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в

шарики;

• Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в

столбики, колбаски;

• Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;

• Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону;

• Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой

поделки;

• Умеют прищипывать мелкие детали;

• Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или

ладонями;

• Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места

соединения частей;

• Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания

плоской пластилиновой картинки на картоне;

• Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;

• Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара,

цилиндра при помощи пальцев;

• Знакомы с использованием стеки;

• Способны украсить поделку узорами при помощи стеки;

• Умеют украшать изделие пластилиновым барельефом.

Кружок «Веселый пластилин» проводится один раз в неделю в четверг в 15.30, длительностью 25 минут.

Кружок посешают всего 15 детей, из них-4 мальчиков, 11- девочек

Оборудование

Пластилин,

стеки,

салфетки бумажные,

салфетки влажные, дочки для лепки,

солёное тесто,

краски для раскрашивания,

картон,

мелкие бусинки, глазки для украшения,

природный материал (каштаны, сосновые и еловые шишки)

3. Учебно-тематическое планирование 2020-2021г

Месяц Тема Длительность

Октябрь «Дождик проказник» 25 мин

«В лес за грибами» 1

«Листья кружатся, падают в лужицы» 1

«Клубочки для котенка» 1

Ноябрь «Астры»

«Овощи на тарелке» 1

«Виноград» 1

«Осенний лес» 1

Декабрь «Снежинка» 1

«Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится»

«Снегири» 1

«Поздравительная открытка» 1

Январь «Пингвины на льдине» 1

1

Апрель «Зонтик»

«Мышка»» .

1

«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые» 1

Конец апреля Выставка детских работ

4. Содержание изучаемого курса

Месяц / Неделя Тема Программное содержание

Октябрь

1 неделя «Дождик проказник» Освоение приемов: ощипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета.

2 неделя

«В лес за грибами» Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.

3 неделя «Листья кружатся, падают в лужицы» Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе

4неделя «Клубочки для котенка»

Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве

Ноябрь

1неделя «Астры» Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

2 неделя Овощи на тарелке» Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя «Виноград»

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной форм

4 неделя «Осенний лес» Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Декабрь

1 неделя «Снежинка» Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

2 неделя «Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится»

Освоение приемов: раскатывание, примазывание. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего строения посредством пластилинографии. Укреплять познавательный интерес к природе

3 неделя «Снегири» Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

4 неделя «Поздравительная открытка» Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Январь

1неделя «Пингвины на льдине» Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

2 неделя «Разноцветные рыбки»

Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание, сплющивание. Стимулировать активную работу пальчиков. Развитие пространственного восприятия.

3 неделя «Веселая неваляшка» Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание. Совершенствовать умение составлять поделку из нескольких частей. Формировать умение оформлять поделку дополнительными деталями для выразительности.

Февраль

1 неделя

«Самолет» Освоение приемов: раскатывание, сплющивание. Формировать умение составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета,

2 неделя «Ваза с цветами» Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

2 неделя «Павлин»

Познакомить детей с произведением П. Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Март

1 неделя

«Подснежники для мамы» Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

2 неделя «Укрась вазу» Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа.

3 неделя «Весенний пейзаж»

Освоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография»

4 неделя «Букашка»

Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.

Апрель

1 неделя «Зонтик» Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

2 неделя «Мышка»» .

Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание. Формировать умение создавать пластическую композицию

3 неделя «Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

4неделя Выставка детских работ Развивать эстетический вкус, творческое воображение. Воспитывать желание заниматься оформлением выставки своих работ для родителей и воспитателей ДОУ.

5. Методическое обеспечение программы

В процессе работы мною использовались следующие дидактические игры:

1. Массаж ладоней рук с Суджок-мячиком

2. «Угадай на ощупь»

3. «Что изменилось?»

4. «Цвета».

5. Пальчиковые гимнастики во время деятельности с детьми

6. Список литературы

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

4. Запорожец, А. В., Венгер, Л. А. Восприятие и действие. – М. : Просвещение, 2007. – 323с.

5. Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография. - М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.

6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.

7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. М. : Карапуз-Дидактика, 2007.

8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Фотоотчёт о кружковой работе «Весёлый пластилин»Фотоотчёт о кружковой работе «Весёлый пластилин» Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт,что развивать руку надо начинать с раннего детства,мною был организован.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности в старшей группе «Весёлый пластилин»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 22:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД