МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа «Абвгдейка» на 2019–2020 учебный год

Ольга Николаевна Попова
Дополнительная образовательная программа «Абвгдейка» на 2019–2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ…. 2

1. 1 Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму. … 3

1.2. Структура образовательной программы «АБВГДейка»… 4

1. 3. Принципы построения образовательной программы…. 4

1. 4. Психофизиологические особенности детей 5-7 лет…. 4

1. 5. Ожидаемые результаты и итоги работы… 9

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА»…. 9

2.1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…. 9

2.2. Обогащение активного словаря:… 10

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Абвгдейка“ на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах

2.3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте… 10

2.4. Виды работ… 11

2.5. Технологии, применяемые в дополнительной образовательной программе… 11

2.6. Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе… 13

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА»…. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» разработана в соответствии с примерной основной «От рождения до школы»

Основу дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» составляет:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений;

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации;

5. Концепция Д. Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».

Новизна дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н. И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т. д.

В дополнительной образовательной программе «АБВГДейка» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

1. 1 Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму.

Задачи программы:

• познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;

• познакомить с буквами русского алфавита;

• развивать фонематический слух;

• овладеть слоговым и слитным способами чтения;

• развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;

• развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;

• начать работу по подготовке детей к письму.

Программа кружка «АБВГДейка» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.

Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет:

• внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра

• дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально

• дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении

• не следует перегружать детей, т. к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.

1.2. Структура образовательной программы «АБВГДейка».

В программе «АБВГДейка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

• выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;

• представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в дошкольных группах (Дошкольное Детство);

• дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в подготовительной группе;

• определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания;

• даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы.

1. 3. Принципы построения образовательной программы.

• построения образовательной программы «АБВГДейка» на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

• возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• сотрудничества с семьёй;

• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• бережно относиться к процессу обучения, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

• совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

• организация образовательной деятельности или ее интеграция с использованием разнообразных методов и форм работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

1. 5. Ожидаемые результаты и итоги работы.

1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;

2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;

3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные

4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя

действие моделирования;

5. подбирают слова по заданной модели;

6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.

дети должны знать:

• различия звука и буквы;

• различия гласных и согласных звуков.

дети должны уметь:

• определять отдельные звуки в словах;

• определять количество звуков в словах и их последовательность;

• различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

• определять количество слогов в слове;

• определять место ударения в слове;

• определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА».

Программа рассчитана на возраст детей 6-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

2.1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

2.2. Обогащение активного словаря:

2.3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

2.4. Виды работ

2.5. Технологии, применяемые в дополнительной образовательной программе.

2.5.1. Технология разноуровнего обучения.

Изучались способности детей в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

• малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени

• талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные

• дети, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт, базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Варианты дифференциации.

• Комплектование группы однородного состава с начального этапа обучения.

• Внутригрупповая дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

2.5. 2. Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

2.5. 3. Технология перспективно — опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

2.5. 4. Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них дети вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:

• осознание общей проблемной ситуации;

• ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

• решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

• проверку правильности решения.

Разумеется, не всякий вопрос, на который ребенок не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

2.5. 5. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельной технологии

• как элемент педагогической технологии

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функции игры. Результативность дидактических игр зависит,

во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и д

2.6. Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА».

3.1. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

• Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.

• Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

• Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий.

• Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

3.2. Развивающая предметно-пространственная среда

• дидактические пособия:

• магнитная азбука;

• планшет для печатания букв;

• тетради в клетку;

• дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;

• комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методике Н. В. Шумаевой;

• демонстрационные наглядные пособия.

3.3 Учебно-тематический план

Месяц Октябрь

1 тема. «Мир слов, окружающих нас». «Мир звуков, слогов, слов. Веселый язычок».Алфавит

Содержание занятия:

Дети знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. Знакомятся с понятием «Буква», «Звук», «Слово» •

Структура занятия :

.Игра в «Слова» - формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм.

• «Веселая логоритмика» - развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

• «Учимся сидеть правильно, держать правильно карандаш – готовимся к письму»

2 тема. «Знакомимся с понятием «звук» «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками).

Содержание занятия:

Гласные звуки и буквы [ А], [У], [О]. Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Упражняются в определении места звука в словах. Гласных звуков существует только 6. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Структура занятия:

Игра «Назови свое имя» далее дети определяют, есть ли звуки АУО в их имени.

• Воспитатель произносит пословицу: Ученье свет, а неученье тьма. - Совместно с детьми выясняется ее значение.

• Анализ букв (печатную) [A] [ У] [ О ]

• Физкультминутка «Вырастим большими»

• Игра «Поймай звук»

• Игра «Кто внимательнее?» на развитие фонематического слуха; формирование умения слышать в словах заданный звук

• Работа по развитию мелкой моторики рук на листах, напоминаем детям, что сидеть надо правильно, держать правильно карандаш – готовимся к письму

• Итог занятия

3 тема «Закрепление представления о понятии «звук» «Поющие гномики» (закрепление понятия «гласные звуки»)

Содержание занятия:

Гласные звуки и буквы [И],[ Ы]. Гласных букв – 10 (знакомые + новые + еще 4 - Я, Ю, Е, Ё) Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Упражняются в определении места звука в словах. Гласных звуков существует только 6. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Структура занятия: Игра «Покажи букву»

• Анализ букв (печатную) [И] [ Ы]

• Физкультминутка «Вырастим большими»

• Игра «Поймай звук»

• Игра «Кто внимательнее?» на развитие фонематического слуха; формирование умения слышать в словах заданный звук

• Работа по развитию мелкой моторики рук, внимания на листах – готовим руку к письму

• Итог занятия.

4 тема. Согласный звук [M], [M”], буква [М]. Сопоставление звуков А, У, О, Ы, М

Содержание занятия:

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука [M], буква [М] Выделение согласных звуков [M], [M”] в словах.

Структура занятия:

Анализ звука [М]; анализ буквы [М]

• Физминутка «Помощники»

• Звуковой анализ слова с помощью моделей

• Работа на доске – составление слогов: АМ, МА, УМ, МУ

• «Игра «Мамина сумка», «Чей домик?»

• Работа по развитию мелкой моторики рук- слепи букву[ М]

• Итог занятия.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Календарно-тематический план для средней группы ДОУ по неделям на 2019–2020 учебный год Сентябрь 27.09 День дошкольного работника 1 неделя. «Детский сад» *Развлечение, посвященное дню знаний. *Беседа с детьми о дружбе. * Мой.

Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть)Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть) Сентябрь1. Неделя безопасности 2 неделя. Осень. Признаки осени 3 неделя. Неделя леса. (Деревья осенью) 4 неделя. Грибы. Ягоды Детский сад.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Абвгдейка» на 2019–2020 учебный год
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 15:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД