Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС

Людмила Белоусова
Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС

Пояснительная записка

Актуальность.

Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится все актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Такие дети часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Пластилинография“ для детей старшего дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах

В исследованиях по изучению проблем развития деятельности головного мозга детей (И. М. Сеченов, Б. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.) отмечено, что функциональность рук имеет непосредственное стимулирующее значение на становление и совершенствование речевой и интеллектуальной функции. В работах М. М. Кольцовой, Л. А. Новикова, Л. А. Кукуева доказано, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, а также интеллекта, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление познавательно-речевой функции.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В теории и практике дошкольного образования накоплен определенный опыт по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста, который предполагает широкое использование пальчиковых игр и упражнений, массажа, сенсомоторных тренажеров и пр. Но анализ практической деятельности педагогов дошкольных организаций показывает, что особое значение в процессе развития мелкой моторики рук придается различным видам творческой деятельности - рисованию, аппликации, лепке, конструированию и пр. Это обосновано тем, что в процессе данных видов деятельности происходит становление и совершенствование зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляции их объема и четкости. Развитие мелкой моторики является второстепенной задачей, которая не всегда реализуется специалистами в полном объеме, особенно в работе с детьми с речевыми нарушениями.

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

Материалом для работы с детьми я выбрала пластилин, и вот почему.

Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Новизна.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Цель программы :

1. Заинтересовать детей лепкой из пластилиновых шариков и жгутиков и созданием пластилиновых картин.

2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников с РАС.

Задачи программы :

Обучающие: дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка шариков, жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином. Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие: развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию; развитие пространственного представления и цветового восприятия. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с пластилином; бережное отношение к продукту труд, трудолюбие и старание, эстетический вкус, любовь к прекрасному; формировать устойчивый интерес к художественной лепке, формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ.

Программа «Пластилинография» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

Опыта работы Шкицкой И. О. по теме «Аппликации из пластилина»

Авторской программы Лыковой И. А «Цветные ладошки»

Изобразительной методики О. Ю. Тихомировой, Г. А. Лебедевой «Пластилиновая картина».

Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования :

1. Разработать перспективный план работы кружка «Пластилинография» с детьми 6-7 (8) лет с РАС на 2018 – 2019 учебный год.

2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.

3. Способствовать художественно – творческому развитию детей с ОВЗ.

4. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

Принцип воспитывающего характера обучения;

Принцип развивающего обучения;

Принцип наглядности обучения;

Принцип доступности;

Принцип систематичности, последовательности и постепенности;

Принцип связи обучения с жизнью.

Методы и приемы работы:

экспериментирование с изобразительными материалами;

игровые приемы;

рассматривание и обсуждение;

показ технических приемов;

пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

использование сюрпризных моментов.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя и детей;

Формы организации:

индивидуальная;

парная.

Планируемые результаты освоения программы.

- У детей появляется интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.

- Делят пластилин на части соответственно замыслу.

- Владеют техническими приё мами: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание.

- Радуются полученному результату.

- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

Формы и методы контроля:

мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае;

сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Пластилинография».

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Результаты диагностики.

По результатам диагностики (участвовало 8 человек) все дети имеют низкий уровень развития мелкой моторики и владения техническими приемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание, также страдает композиционная часть.

.

В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями: родительские собрания, консультации для родителей,

выставки.

График работы кружка.

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 25 минут. Количество занятий: 4 занятия в месяц.

Возраст детей : 6-7 (8) лет (старшая группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год.

Список детей

для проведения дополнительной образовательной деятельности «Пластилинография».

Перспективный план

Месяц Тема Цель

Октябрь 1. «Краснощекий помидор» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, делая из них горошки, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

2. «Аппетитный арбуз» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, затем аккуратно размазывать их по нарисованному рисунку, не заходя за контуры. Затем брать пластилин другого цвета раскатывать комочки и наклеивать на готовую форму (зернышки).

3. «Мухомор» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму и размазывать по поверхности, не заходя за контур рисунка.

4. «Ветка рябины» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму, создавая композицию.

Ноябрь 1. «Петя-петушок» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно заполнять ими готовую форму, стараясь не заходить за контур. Учить детей подбирать цвета, глядя на образец.

2. «Кресло» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, делать жгутики, затем аккуратно приклеивать их, создавая композицию.

3. «Тарелка» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их пальцами в жгутики, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму, «рисуя» орнамент.

4. «Игрушка» Продолжать учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму, создавая рисунок.

Декабрь 1.«Далматинец» Учить детей размазывать пластилин внутри заготовки, раскатывать пластилин в горошинки, затем аккуратно украшать ими заготовку.

2. «Снежинки» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами в тонкие жгутики, затем аккуратно приклеивать их, формируя снежинку.

3. «Елочка-красавица» Учить детей отрывать большие комочки пластилина, катать их между ладонями, создавая колбаску, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

4. «Украшение елки» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина разных цветов, катать их между пальцами, затем аккуратно украшать сделанную ранее елочку.

Январь

1. «Рождественский колокольчик» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

2. «Снегири прилетели» Продолжать учить детей размазывать пластилин внутри заготовки, используя разные цвета, заполняя фон. Воспитывать любовь к птицам.

3. «Забавный снеговик» Продолжать учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно заполнять ими готовую форму, соблюдая расстояние между комочками, не выходя за контур изделия.

4. «Шубка для снегурочки» Продолжать учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму, украшая шубку.

Февраль 1. «Шапочка для Вани» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

2. «Валентинка» Продолжать учить детей приему размазывания внутри заданной формы, затем аккуратного украшения декоративными элементами.

3. «Открытка для папы» Учить детей приему размазывания, сплющивания, скатывания. Воспитывать любовь и уважение к папам. Развивать воображение.

4. «Попугай» Учить детей приему размазывания пластилина по замыслу, создавая определенные сюжеты. Воспитывать радость от творчества.

Март 1. «Вазочка для мамочки» Учить детей катать шарики, жгутики между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму. Воспитывать любовь к маме.

2. «Клоун» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, создавать из них горошки, жгутики, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

3. «Овечка» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между пальцами в жгутики и составлять «кудряшки».

4. «Бельчонок» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать их на готовую форму.

Апрель

1. «Пасхальные яйца» Учить отщипывать от большого куска очень маленькие комочки пластилина, катать из них тоненькие жгутики и украшать ими внутреннюю часть яйца.

2. «Ракета» Учить детей приему размазывания пластилина внутри заготовки (делать фон) и украшать его различными элементами.

3. «Подснежник» Учить детей замазывать пластилином готовую форму, стараясь не выходить за края, создавать цветную аппликацию пластилином.

4. «Куст сирени» Продолжать учить отделять небольшие кусочки пластилина, раскатывать из них колбаски и наклевать на лист, соблюдая определенную последовательность.

Май

1. «Бабочки» Учить детей отрывать небольшие комочки пластилина, замазывать пластилином готовую форму, стараясь не выходить за края, создавать цветную аппликацию.

2. «Открытка к 9 Мая» Продолжать учить размазывать пластилин по заготовке, не выходя за края рисунка, создавать композицию.

3. «Ягоды» Учиться делать аппликацию пластилином, не выходя за рамки нарисованного контура.

4. «Салют цветов» Учить лепить цветочки из лепешек, разных цветов с одинаковыми серединками.

Материально — техническое обеспечение программы.

Оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, младшая группа. - М. : «Цветной мир», 2012 г. - 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

2. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)

4. «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИГРОВАЯ МОЗАИКА» (Психологическое сопровождениедетей по подготовке к школе) Срок реализации.

Дополнительная образовательная программа «Кроха» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Согласовано Утверждено на педагогическом совете.

Дополнительная образовательная программа «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» для детей дошкольного возраста ]Цель программы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных.

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста «Танцевальная студия «Мир танца» Дополнительная образовательная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста танцевальная студия «Мир танца» Целевой раздел.

Дополнительная образовательная программа «ЮММ — юные математики, мыслители» для детей 3–5 лет Содержание: 1. Новизна программы 2. Цель и задачи программы 3. Срок реализации и возрастная направленность программы 4. Тематическое планирование.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная программа «Волшебная бумага» для детей дошкольного возраста 3–5 лет Рабочая программа «Волшебная бумага» для детей 3-5 лет Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,.

Рабочая дополнительная образовательная программа по бочче для детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Пластилинография» для детей старшего дошкольного возраста с РАС
Опубликовано: 30 апреля 2019 в 19:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД