Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Природа Оренбургской области»

Наталья Севастьянова
Дополнительная образовательная программа «Природа Оренбургской области»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПРИРОДА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка….4

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…. 4

1.2. Новизна дополнительной образовательной программы….4

1.3. Актуальность дополнительной образовательной программы…. 4

1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы…5

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Природа Оренбургской области“» размещена в разделах

1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы…. 6

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы…6

1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. 7

1.8. Формы и режим занятий…7

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…7

1.10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы…8

2. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности…9

3. Содержание дополнительной образовательной программы…17

4. Карта наблюдения…24

5. Ресурсное обеспечение программы дополнительного образования детей …31

6. Список используемой литературы….33

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в рамках, познавательно-речевого направления развития дошкольника. Доминирующая образовательная область программы «Природа Оренбургской области» является познание.

1.2. Новизна дополнительной образовательной программы

Новизна данной образовательной программы заключается в дополнении содержания основной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакции Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой. В нашей программе реализуется региональный компонент. В темах рассматриваются живая и неживая природа Оренбургской области, рассматривается влияние человека на нее.

1.3. Актуальность дополнительной образовательной программы

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания детей.

На основании вышеизложенного была разработана программа «Природа Оренбургской области», призванная решить проблему экологического образования с учетом экологическо-нравственного воспитания.

1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: формирование первоначальных экологических знаний, умений, навыков детей на примере изучения природы родного края.

Задачи:

- развитие личностных и интеллектуальных качеств;

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- формирование целостной картины мира;

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы;

- дать обобщенные представления о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

- дать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе.

1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Отличительной особенностью нашей программы «Природа Оренбургской области» является ее отличие от других идентичных программ А также она отличается от программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакции Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, А. М. Васильевой, рекомендуемой по Федеральным государственным требованиям. В нашей программе реализуется региональный компонент. В темах рассматриваются живая и неживая природа Оренбургской области, рассматривается влияние человека на нее. Данная программа является дополнительной, вариантной частью к общеобразовательной программе в детском дошкольном учреждении.

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста, 4-5 лет. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 2 месяца.

1.8. Формы и режим занятий

Программа реализуется 2 раза в неделю после обеда в форме кружкового занятия.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностное развитие:

• проявляет устойчивый интерес к природе Оренбургской области;

• способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об природе родного края, собственным продуктам исследовательской деятельности;

• активно пропагандирует ценность природы и ее охраны в семье.

Интеллектуальное развитие:

• способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);

• способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного рассказа о природе родного края;

• демонстрирует понятие экологической ценности природы родного края в жизни человека.

Физическое развитие:

• проявляет ручную ловкость в процессе выполнения экологических опытов;

• способен довести работу до конца.

1.10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Заполнение с детьми Карты наблюдения.

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Защитим природу Оренбурга

2. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

№ п/п Тема Время, минуты Интегративные качества Методические пособия

Модуль 1. Неживая природа Оренбуржья

1.1. Воздух Оренбуржья 15-20 Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать;

Эмоционально отзывчивый;

Откликается на эмоции близких людей и друзей;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Программа экологического воспитания дошкольников Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог»; Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой; Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т. И. Гризик;

Н. И. Кондратьева парциальная «Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии».

1.2. Вода Оренбуржья 15-20

1.3. Климат Оренбуржья 15-20

1.4. Ландшафт Оренбуржья 15-20

Модуль 2. Живая природа Оренбуржья

2.1. Животные Оренбуржья 15-20

2.2. Растения Оренбуржья 15-20

2.3. Насекомые Оренбуржья 15-20

Модуль 3. Природа Оренбуржья и человек

3.1. Человек и живая природа Оренбуржья 15-20

3.2. Человек и неживая природа Оренбуржья 15-20

Модуль 4. Охрана природы Оренбуржья

4.1. Охрана живой природы Оренбуржья 15-20

4.2. Охрана неживой природы Оренбуржья 15-20

Заполнение детьми карты наблюдения

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Защитим природу Оренбурга

Публикации по теме:

Дополнительное образование в ДОУ. Рабочая программа «Умелая иголочка» Пояснительная записка Основной направленностью программы «Умелая иголочка», является знакомство детей с профессией швеи, процессом ручного.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Природа Оренбургской области»
Опубликовано: 27 марта 2014 в 19:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД