Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа в средней группе «Этикет для малышей»

Наталья Булыкина
Дополнительная образовательная программа в средней группе «Этикет для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная программа

в средней группе

«Этикет для малышей».

Оглавление.

1. Пояснительная записка программы

2. Цель и задачи.

3. Ожидаемый результат.

4. Литература.

5. Условия реализации программы.

6. Учебно – тематический план.

7. Сроки работы кружковой деятельности.

8. Учебно – тематическое планирование игр – занятий.

9. Диагностика развития речевых умений.

10. Мониторинг кружковой работы.

Публикация «Дополнительная образовательная программа в средней группе „Этикет для малышей“» размещена в разделах

11. Формы и методы, используемые в кружковой деятельности.

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»

Л. Н. Толстой

Пояснительная записка

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношения к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения,что непосредственно связанно с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку. радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу,товарищество,нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Этикет - очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями. Данная программа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно - гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно – гигиенические навыки- важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.

Данная программа направлена на формирование личности ребенка – дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.

Цель:

1. Познакомить детей с правилами общения с взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах, транспорте, за столом.

2. Развивать представления у детей о взаимоотношениях между людьми, способах поведения.

3. Создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе. Воспитание через обучение и обучение через игру.

4. Обеспечение взаимосвязи работы кружка с другими видами деятельности.

5. Формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.

Задачи:

1. Ознакомление детей с речевым этикетом

2. Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатию, бережного отношения к чувствам других людей:

3. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

4. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно»- «нельзя», «хорошо»- «плохо»).

5. Формирование у дошкольников разнообразных форм словесной вежливости.

6. Совершенствование умения понимать состояние сверстников и взрослых по мимике и жестам, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих.

7. Совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт)

8. Активизировать и расширять словарь детей:

-использование разных частей речи;

-интонационная выразительность речи;

-культура речи.

9. Развитие наблюдательности, логического мышления.

10. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение детей.

Поставленные цели и задачи реализуются при создании условий:

-использование методической литературы, аудиозаписи, наглядных пособий, показ презентаций.

-использование дидактических игр, набор картинок и иллюстраций

-выбор методов, форм и средств работы.

Оснащение:

1. Наглядные пособия:

-иллюстрации для рассматривания и бесед с детьми (что хорошо, что плохо; безопасное поведение в саду и дома: эмоции)

- плакаты для рассматривания (этикет для малышей; хорошие манеры; правила дорожного движения)

-дидактические игры (мама, пап и я ; лото «основы хорошего воспитания»; наши поступки; лото «что такое хорошо и что такое плохо»)

- книги для чтения «Правила поведения для воспитанных детей», «Уроки вежливости».

2. Технические средства обучения : ноутбук, проектор.

Ожидаемые результаты.

1. Усвоить смысл понятий «доброта», «вежливость» и «дружба».

2. Использовать в речи слова:

здравствуйте,

доброе утро,

до свидания,

извините,

пожалуйста,

спасибо, благодарю (речевой этикет).

3. Овладеть коммуникативными навыками:

Уметь поддерживать беседу,

проявлять внимание и гостеприимство к сверстникам и к окружающим (коммуникативные умения).

Литература:

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети»- М. Просвещение 1985г.

2. Курочкина О. Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение,2007 г.

3. Алябьева Е. А. «Дни этики в детском саду»- М. : ТЦ Сфера, 2011 г.

4. Шипицына Л. М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками» - Детство- Пресс. 2010 г.

5. Крюков С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : «Генезис»,2007.

6. Князева О. Л. Я – Ты - Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез, 2005.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера,2008.

Условия реализации программы

Программа «Азбука вежливости» рассчитана на реализацию в средней группе с детьми 5 лет на один год. Для успешного освоения программы численность в кружке составляет 12 человек.

Кружок проводится в течение 20 минут, один раз в неделю, четыре раза в месяц с октября по май в соответствии с требованиями САН ПиНа 2.4.1.2660-10, от 22. 07.2010г. № 91.

Учебно - тематический план

Продолжительность

занятий Периодичность

в неделю Количество

в месяц Количество

в год Кол-во

детей в группе

20 мин 1 раз 4 по 20 мин 32-10 ч. 50 мин 16

Сроки работы кружковой деятельности

1 этап (сентябрь – 2018) - планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;

2 этап (октябрь 2018 – май 2019) - внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей среднего дошкольного возраста, корректировка программы работы;

3 этап (сентябрь 2018- май 2019) – анализ результатов работы, формулирование выводов

Учебно-тематическое планирование игр-занятий

Раздел Игры-занятия Количество

1 2 3

Октябрь I. Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми) 1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! 1

2. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я- это вся моя семья! 1

3. Я с бабушкой своей дружу… 1

4. Мое любимое имя! 1

5. Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей! 1

Ноябрь II. Давай играть вместе (развитие потребности в общении со сверстниками) 1. Наш веселый детский сад - много разных в нем ребят. 1

2. Это – ты, а это – я, а это – все мои друзья! 1

3. Винтики - конфеточки-мальчики и девочки. 1

4. Ссоры и споры. 1

Декабрь 1. «Если весело живется…» 1

2. Веселая хохотальница-перепутаница 1

3. Мы в слова играем - вместе дружно сочиняем. 1

4. Мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка». 1

Всего: 13 занятий

Январь III. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром) 1. Мои умные помощники (Можно ли общяться без слов). 1

2. Напишите мне письмо. (Письменное общение.) 1

3. Наша любимица – кошка. 1

4. Собака в жизни человека – верный друг. 1

Февраль

1. Самое удивительное чудо на свете (Общение и книги). 1

2. Зрители и актеры (Общение с театром). 1

3. Умеет ли разговаривать природа (Знаки в природе.) 1

4. Путешествие в лес. 1

Март IV. Речевой этикет, формы обращения – приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение. 1. Все начинается со слова «Здравствуй!» 1

2. Это слово говорят, если вас благодарят! 1

3. Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе) 1

4. Когда без извинения не обойтись? 1

Апрель V. Искусство спора и диалога (мини -диалоги, речевые формулы общения) 1. Вежливая Азбука.

(Зачем нужна вежливость)

1

2. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). 1

3-4. Зрители и актеры (Общение с театром) 2

Май 1. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.) 1

2. К нам гости пришли! 1

3. Угощенье в День рожденья. 1

Всего 32 занятия

Диагностика развития речевых умений

1. Развитие коммуникативных умений:

формирование умения слушать и слышать собеседника (поддерживать беседу); овладение поведенческими умениями (пригласить присесть);

2. Речевой этикет :

овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приветствие, благодарность, извинение);

Например:

благодарность: спасибо за, благодарю за;

извинение: извините, простите;

приветствие: здравствуйте, доброе утро;

просьба: пожалуйста, будьте любезны, если вам не трудно;

Мониторинг кружковой деятельности:

Речевой этикет Коммуникативные умения Всего

приветствие просьба благодарность извинение Поддерживать

беседу Пригласить

присесть

Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года

У У У У У У 6У

У У У Ч. У У Ч. У 4У

У Ч. У У Ч. У У Ч. У 3У

Н. У Ч. У У У Ч. У Ч. У 2У

У У Ч. У Ч. У Ч. У Ч. У 2У

У Ч. У Ч. У Ч. У У Ч. У 2У

У Ч. У У У Ч. У Ч. У 3У

У У У У У Ч. У 5У

Ч. У У Ч. У У У Ч. У 3У

У У У Ч. У Ч. У Н. У 3У

Условные обозначения: у-усвоил, ч. у-частично усвоил, н. у-не усвоил.

Формы и методы, используемые в кружковой деятельности:

Словесный метод: беседа, рассказ, описание, объяснение.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, аудио, видиозаписи.

Практический метод: показ образца, игры, ситуации.

Основные направления развития детей в образовательных областях

Познание: рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, решение проблемных ситуаций и обсуждение вопросов «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?» с использованием наглядных дидактических пособий «Мое поведение», «Уроки доброты».

Коммуникация: ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов – понятий «Хороший – плохой», «добрый - злой», «смелый – трусливый», «честный – лживый». Беседы «Как заботиться о близких людях?».

Чтение художественной литературы : чтение сказок и рассказов по теме, воспроизведение диалогов сказочных героев, разучивание стихов из цикла «Лучшие на свете – воспитанные дети», чтение и обсуждение стихотворений, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.

Социализация: наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждать детей выражать доброе отношение к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах, настольная д/и «Что такое хорошо и что такое плохо?», словесная д/и «Что доброго делают люди этой профессии», сюжетно – ролевые игры, способствующие формированию у детей правил культурного общения.

Труд: «лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, делаем подарки для сотрудников детского сада, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).

Художественное творчество: рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок, готовим подарки для именинников (аппликация, коллаж, рисование пожеланию детей).

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», «Скажи доброе слово другу».

Музыка: прослушивание песенок «Дружба начинается с улыбки», группы «Барбарики», «Доброта», «Друзья» и др.

Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде» (обсуждение практических ситуаций, как можно помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно (например, если упал или если снег ест на прогулке, что нужно делать).

Физкультура: подвижные игры и физминутки с тематическим содержанием.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа в средней группе «Этикет для малышей»
Опубликовано: 15 октября 2022 в 10:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа в средней группе «Этикет для малышей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булыкина (УИ 2324673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД