МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Волшебство оригами»

ольга власова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Волшебство оригами»

Пояснительная записка

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Появилось оригами почти сразу после появления бумаги, в Японии. Именно японцы догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Традиционное японское искусство оригами все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в реабилитационной практике. Занятия получаются эмоционально- разгрузочными с точки зрения психологии.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности „Волшебство оригами“» размещена в разделах

Оригами способно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, что важно в работе с детьми с ОВЗ, а именно для тех, у кого есть различные проблемы в общении, кто излишне агрессивен или наоборот застенчив. Занятие оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со сверстниками, особенно при создании коллективных работ, когда требуется участие нескольких человек и умение договариваться с партнерами о распределении ролей,об условиях участия в работе, о правилах.

Результаты исследований психологов Екатерины и Юрия Шумаковых с факультета психологии Ростовского государственного университета, чей сайт оригами был в свое время признан лучшим в мире,пришли к выводу, что такие занятия: повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий, повышают уровень интеллекта в целом, активизируют творческое мышление.

Программа занятий «Волшебство оригами» является частью комплексной программы по коррекции развития детей, проблемами которых занимается наш центр. Она предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение игровых, практических и познавательных задач. Оригами как никакой другой вид творчества может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть многими необходимыми для жизни навыками и умениями. Создание фигурок из обычного бумажного листа - занятие увлекательное и познавательное. Бумага позволяет ребенку ощутить радость творчества, выполнить замысел, проявить свою индивидуальность. Занятия оригами служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей. Они развивают коммуникативные навыки, что особо важно для детей с ОВЗ.

Программа разработана с учетом индивидуальных и возрастныхособенностей детей.

В процессе обучения предусмотрена корректировка сложности задания и внесение изменений и дополнений в программу.

Цель:социальная адаптация воспитанников, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

- знакомство с историей возникновения оригами, формирование представлений о древнем японском искусстве;

- обучение основным приемам складывания базовой детали и способам обработки бумаги: сгибание, складывание пополам, в несколько раз в определенной последовательности, соединение деталей между собой.

- развитие аналитических способностей, памяти, внимания, пространственного воображения, мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей.

- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости, эстетического вкуса, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма, самостоятельности в работе.

Принципы построения программы :

-культурного и эстетического обогащения (построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом календаря народных праздников);

-сезонности (построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент деятельности);

-принципы последовательности, систематичности, взаимосвязи, продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

-личностно-ориентированный подход (учет особенностей познавательногоразвития детей разных возрастов и ограничений каждого ребенка).

Участники: дети-инвалиды, дети и подростки с ограниченными умственными и физическими возможностями, в возрасте от10 до 18 лет.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста детей и их ограничений) с обязательными паузами в виде физкультминуток.

Посещать занятия могут воспитанники, проходящие курс реабилитации в условиях круглосуточного пребывания. Наполняемость группы не более 4-6 человек.

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Проводится в форме беседы, с просмотром иллюстративного материала.

Практическая часть включает в себя изготовление творческих работ в технике оригами. Выполняются модульные конструкции, согласно схемам.

Программа состоит из 10 тематических разделов, общий объем – 40 час, может использоваться отдельными разделами (их сочетаниями, в зависимости от продолжительности курса реабилитации обучающихся.

Методы:

- наглядный: показ готовых образцов, иллюстрации;

-словесный: беседа, пояснение, вопросы;

-практический: выполнение работ по схемам, индивидуальное изготовление поделок, выполнение коллективной работы, организация выставок.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы работы: коллективные; групповые и индивидуальные.

Средства диагностики: анализ анкет несовершеннолетних и отзывы родителей.

Материальное обеспечение: бумага ярких цветов и различного качества; ножницы, клей, кисточка, салфетки.

Прогнозируемые результаты :

Конкретными показателями успехов в овладении искусством оригами являются :сформированные представления о технике оригами; навыки работы с бумагой, способы складывания основного модуля базового треугольника; умениесоздавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; возрастающий уровень авторских работ, легко оцениваемый ребенком и педагогом; участие в коллективных работах и мероприятиях; оригинальность предлагаемых художественных решений; окрепшая моторика рук и развитый глазомер; название, назначение, правила пользования ручными инструментами; понимание необходимости качественного выполнения образца; уважение работ, выполненных другими детьми, самоуважению за результат деятельности; соблюдение правил техники безопасности.

Должны уметь: подбирать бумагу нужного цвета, пользоваться ножницами, выполнять разметку листа бумаги, складывать базовый модуль «Треугольник», пользоваться схемой, собирать игрушки «оригамушки», анализировать образец, свою работу, составлять композицию из готовых поделок, уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.

Должны овладеть навыками:разметки листа,вырезывания, складывания базового модуля, соединения модулей.

Итогом работы по программе является :составление диагностических карт, альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиямиработ, информация о работе на сайте учреждения, проведение выставок.

Подведение итогов программы.

Программа способствует развитию творчества, самостоятельности в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Позволяет предлагать детям работы, учитывая их возможности. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости. Стимулирующим моментом в процессе обучения по программе является участие в конкурсах, выставках, фестивалях, как в реабилитационном центре, так на муниципальном и региональном уровнях, возможность дарить подарки родным и друзьям, создание коллективных сюжетно-тематических композиций.

Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

декоративно-прикладной направленности

«Волшебство оригами»

№ п/п Разделы Количество часов

Всего Теоретические занятия Практические занятия

1. Введение 4 1

Фигура

«Цыпленок в скорлупе» 3

2. Введение 4 1

Фигура

«Пасхальное яйцо» 3

3. Введение 4 1

Фигура «Ромашка» 3

4. Введение 4 1

Картина «Роза» 3

5. Введение 4 1

Фигура «Сердце» 3

6. Введение 4 1

Фигура

«Царевна лягушка» 3

7. Введение 4 1

Фигура «Елка» 3

8. Введение 4 1

Фигура «Тигр» 3

9. Введение 4 1

Фигура «Фламинго» 3

10. Введение 4 1

Фигура «Китенок» 3

Всего 40 10 30

Содержание программы

1. Фигура «Цыпленок в скорлупе»

1.1. Введение. Знакомство с историей оригами

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

1.2.-1.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте. Рассматривание иллюстраций, образцов изделий.

1.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор деталей по схеме.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте. Оформление, отделка изделий.

2. Фигура «Пасхальное яйцо»

2.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

2.2.-2.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

2.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Рассматривание иллюстраций. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, схеме. Оформление, отделка изделия. Анализ работы.

3. Фигура «Ромашка»

3.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

3.2.-3.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Рассматривание иллюстраций, образцов изделий. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

3.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте. Оформление, отделка изделий. Составление букета. Анализ работы.

4. Картина «Роза».

4.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

4.2.-4.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

4.4. Составление картины по схеме.

Способы соединения модулей. Рассматривание образца. Складывание изделия по инструкционной схеме. Оформление картины.

5. Фигура «Сердце».

5.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

5.2-5.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги, изготовление модулей.

Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

5.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Рассматривание образца. Складывание изделия по инструкционной схеме. Оформление изделия.

6. Фигура «Царевна-лягушка».

6.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

6.2.-6.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Рассматривание образца. Повторение правил поведения на занятии, правил техники безопасности. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание базового модуля «Треугольник» по инструкционной карте.

6.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор фигуры по схеме. Оформление работы.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте. Оформление, отделка игрушки. Анализ.

7. Фигура «Елочка».

7.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

7.2-7.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности, поведения на занятии. Рассматривание иллюстраций, образцов изделий. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

7.4. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте. Оформление, отделка изделий. Составление новогодней композиции. Анализ работы.

8. Картина «Тигр».

8.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов.

8.2-8.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги, изготовление модулей.

Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание модуля по инструкционной карте.

8.4. Составление картины по схеме.

Способы соединения модулей. Рассматривание образца. Складывание изделия по инструкционной схеме. Оформление картины.

9. Фигура «Фламинго».

9.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

9.2.-9.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Рассматривание образца. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание базового модуля «Треугольник» по инструкционной карте.

9.4. Способы прибавления и убавления модулей. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по схеме. Оформление, отделка игрушки. Анализ работы.

10. Фигура «Китенок».

10.1. Введение. Знакомство с историей оригами.

История возникновения оригами. Основные понятия, термины. Правила техники безопасности. Мотивация и погружение в программу, демонстрация образцов, слайды готовых изделий.

10.2.-10.3. Базовая модель «Треугольник». Разметка и разрезание бумаги. Изготовление модулей.

Рассматривание образца. Повторение правил поведения на занятии, правил техники безопасности. Знакомство с инструкционной картой. Обучение навыкам работы: разметка листа бумаги, разрезание, складывание базового модуля «Треугольник» по инструкционной карте.

10.4. Сбор фигуры по схеме.

Способы соединения модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте. Оформление, отделка игрушки цветной бумагой. Анализ.

Список использованных источников

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М. : Аким,1995.

2. Зайцева А. Н. «Модульное оригами : герои любимых сказок». ООО «Издательство Эксмо» из серии «Азбука рукоделия» 2013.

3. Литвинов М. М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М. : Аким, 1996.

4. Опаричева С. В. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки (РАЕН). - 2001. - Т. 5. - № 2.

5. Осадчук Л. О. Образ жизни оригами : оригами в педагогике и арт-терапии. Арт-терапевтическая ассоциация, Киев,2006

6. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка». Ярославль, ООО «Академия развития» 1997.

Интернет-источники

7.https://stranamasterov.ru/

8.https://oriart.ru/

9.www.origami-school.narod.ru

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Волшебство оригами»
Опубликовано: 10 марта 2021 в 14:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД