Наталья Кириллова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Киселевского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Белочка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебные пальчики"
«стартовый» уровень
Возраст – 3-4 года
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Кириллова Наталья Николаевна,
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ….
1.1. Пояснительная записка …
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
1.2. Цель и задачи программы …
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы…
1.4. Планируемые результаты …
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …
2.1. Календарный учебный график …
2.2. Условия реализации программы …
2.3. Формы контроля….
2.4. Оценочные материалы ….
2.5. Методические материалы …
2.6. Список литературы ….
ПРИЛОЖЕНИЯ
• Приложение № 1. Методическое сопровождение программы.
• Приложение №2. Контрольно-оценочные материалы….
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» имеет художественную направленность и реализуется на платной основе за счет средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
• Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226);
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740, Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.);
• Устав Детский сад 5;
• Локальные акты учреждения;
• Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в образовательных организациях Киселевского городского округа» (от 30.04.2021г.).
Предметные области программы:
• ладоневая живопись;
• художественное творчество;
• декоративное рисование;
• сюжетное рисование
Актуальность программы.
Актуальность программы «Волшебные пальчики» заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование – самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения детей художественным техникам, в том числе и нетрадиционным. Развитие детского творчества и фантазии.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» - модифицированная. Разработана на основе практического пособия Казаковой Л. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
Уровень усвоения программы – «стартовый».
Адресат программы.
Программа рассчитана на несовершеннолетних обучающихся 3-4 лет.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Ребенок знакомится с художественными материалами, в том числе, и нетрадиционными, и учится ими пользоваться. В процессе вовлечения в художественную деятельность развивается мелкая моторика, пополняется словарный запас.
Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Группа одновозрастная, формируется в количестве до 15 человек. При большем количестве - делится на подгруппы.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы – 32 недели (с октября по май)
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 1 ч. Продолжительность одного академического часа – 15 мин. Перерыв между занятиями подгрупп не менее 10 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Совместная познавательная, развивающая художественная деятельность взрослого и детей.
Структура занятий может быть гибкой и изменяться от цели, задач, но включает в себя три части:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала; мотивация.
2. Основная часть – практическая – самостоятельная; творческая деятельность детей под руководством педагога; ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребёнка.
3. Заключительная часть – просмотр и анализ детских работ; положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.
Контроль выполнения заданий и итоги занятия фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов в группе WhatsApp (по согласованию с родителями).
Педагогическая целесообразность.
Пройдя обучение по программе, несовершеннолетние обучающиеся могут овладеть оптимальным уровнем развития художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование потребностей детей в использовании нетрадиционных техник рисования для проявления творческих способностей
Задачи программы:
Образовательные:
Обучать приёмам нетрадиционных техник рисования
Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
Формировать умение самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к миру
Воспитывать культуру труда, аккуратность, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
1. Знакомство с изобразительными материалами. Правила безопасности на занятиях по ИЗО. Беседа с детьми
2. Нетрадиционные техники.
Рисование пальчиками и ладошками.
2.1. Рябинка
2.2. Собираем урожай
2.3. Снегири
2.4. Жили у бабуси два весёлых гуся
2.5. Осьминожки
2.6. Ёжик
2.7. Рыбки плавают, ныряют
2.8. Тень, тень, потетень
2.9. Мимоза для мамы
2.10. Цветочки
2.11. Конь ретивый с длинной гривой
3. Нетрадиционные техники. Рисование полиэтиленовой пленкой.
3.1. Осенний пейзаж
3.2. Зимний пейзаж
3.3. Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом
4. Нетрадиционные техники.
Рисование штампами, печатками
4.1. Храбрый петушок
4.2. Солнышко
4.3. Самолёт, самолёт, ты возьми меня в полёт
4.4. Мячики
4.5. Волшебные картинки
4.6. Вот и лето пришло
5. Нетрадиционные техники. По мокрой бумаге.
5.1. Первый снег
5.2. Веселые цыплята
5.3. Радуга
5.4. Бабочка
6. Нетрадиционные техники. Рисование жесткой кистью, трубочкой
6.1. Котёнок
6.2. Зайчонок
6.3. Одуванчики в траве
6.4. Снежинки
6.5. Елочка пушистая, нарядная
7. Нетрадиционные техники. Рисование ватными палочками.
7.1 Украсим посуду для кукол
7.2. Дымковская игрушка. Лошадка
Планируемые результаты.
В результате обучения к концу года несовершеннолетний обучающийся
знает:
• элементарные правила обращения с художественными материалами;
• различные способы создания изображения;
• значение терминов: краски, цвет, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).
умеет:
• пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
• создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приёмов рисования;
• создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок.
В результате обучения по программе несовершеннолетние обучающиеся приобретут такие личностные качества как:
• - усидчивость, дисциплинированность, организованность, аккуратность;
• - умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В результате обучения по программе у несовершеннолетних обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
• -умение предлагать помощь;
• - умение сотрудничать со взрослым
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год обучения Объем учебных часов Всего учебных недель Режим
работы Кол-во учебных дней Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов Продолжительность каникул
1 год обучения 32 ч. 34 1 раз в неделю по 1 часу 32 01 октября – 31 мая 30 декабря – 08 января
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. Наглядные методы и приёмы (использование образца, наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ воспитателем приёмов изображения)
2. Словесные методы и приёмы обучения (использование последовательных многократных повторений, образцов педагога; беседа, рассказ, художественное слово)
3. Игровые приёмы обучения (использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности)
Формы организации учебного занятия
• Форма индивидуального обучения – является целесообразной формой во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе», рассматривании бытовых предметов, объектов природы, произведений искусства, продуктов творчества ребёнка; проведении изобразительных упражнений и экспериментирование с материалами.
• Форма подгруппового обучения – является формой совместных упражнений, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Подгруппы могут формироваться как по инициативе педагога (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом, так и по инициативе и желанию детей.
• Форма группового обучения – предполагает работу педагога со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики, творческие проекты, диагностика достижений детей).
Педагогические технологии
В образовательной деятельности используются технологии разных авторов, работающих над разработкой пособий по нетрадиционному рисованию дошкольников: Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Котлякова Т. А. «Разноцветный мир. Пособие для дошкольников 3-4 лет»; Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий».
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике; (10 мин.)
4. Динамическая пауза (1 минута)
5. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)
Материально-техническое обеспечение:
№ наименование количество
1. Изостудия 1
2. Бумага альбомная по количеству детей
3. Карандаши простые по количеству детей
4. Карандаши цветные по количеству детей
5. Акварель по количеству детей
6. Гуашь по количеству детей
7. Восковые мелки по количеству детей
8. Проектор 1 шт.
9. Репродукции картин.
10. Иллюстрации
11. Баночки для промывания кисти по количеству детей
12. Тряпочки по количеству детей
13. Фломастеры по количеству детей
14. Цветной пластилин по количеству детей
15. Масляная пастель по количеству детей
16. Нарукавники по количеству детей
17. Штампы, дополнительные материалы для творчества по количеству детей
Информационное обеспечение:
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» реализуется воспитателем группы. Педагог имеет высшее образование, в 2021 году прошла плановое повышение квалификации и осуществляет подготовку к аттестации.
2.3. Формы контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Диагностика результатов обучения осуществляется в декабре и мае. Для мониторинга используется метод наблюдения.
В течение месяца (декабрь и май) на каждом занятии ведется наблюдение за детьми. Результаты фиксируются в дневнике наблюдения. В конце месяца делается справка по промежуточным результатам (декабрь)/конечных результатов обучения (аналитическая справка) - май.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение промежуточных итогов и конечного результата реализации программы проводится в форме отчетного творческого выступления.
2.4. Оценочные материалы
Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности у несовершеннолетних обучающихся специфических умений по методике А. Т. Котляковой «Разноцветный мир. Пособие для дошкольников 3-4 лет»
Дата проведения ___
Педагог дополнительного образования___
№ п/п
Фамилия,
имя ребенка
Знает элементарные правила обращения с художественными материалами Свободно пользуется инструментами и материалами для нетрадиционного рисования Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций Ориентируется в понятиях как. Форма, цвет, величина. количество Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы Создает изображения, используя 1-3 нетрадиционные техники рисования оценка эмоциональной составляющей: ребенок с удовольствием идет на занятие и включается в деятельность
2.5. Методические материалы
Дидактические материалы
• Раздаточные материалы
• Инструкционные карты
• Технологические карты
• Задания
• Упражнения
• Образцы изделий
Наглядные материалы:
• Плакаты: «Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»
• Репродукции картин:
• Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»
• Альбом «Знакомство с жанровой живописью»
• Изделия декоративно-прикладного искусства
• Технологические карты: «Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», «Космос»
• Альбомы с декоративными росписями
2.6. Список литературы
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
- Программа по нетрадиционной техники рисования: [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/08/programma-po-netraditsionnoy-tehnike-risovaniya Дата обращения (07.10.2022г.)
- Дополнительная общеразвивающая программа по изо - нетрадиционные техники рисования: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-po-izo-netradicionnie-tehniki-risovaniya-2789705.html
Дата обращения (07.10.2022г.)
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – нетрадиционные техники рисования: [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-netradicionye-tehniki-risovanija.html Дата обращения (07.10.2022г.)
- Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазёры» (нетрадиционные техники рисования): [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/681933 Дата обращения (07.10.2022г.)
Основная литература:
1. Котлякова Т. А. «Разноцветный мир. Учебно–методическое пособие. 3-4 лет». – Москва: Баласс, 2020-64с.
2. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий». Учебное пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2017-64с.
Дополнительная литература:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1». Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2007г. – 80с.
2. Казакова Л. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. – Москва: Сфера, 2006г. - 128с.
3. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие. – Москва: Педагогическое общество России, 2007г. – 178с.
Для родителей:
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». Учебно – методическое пособие. –Москва: Цветной мир, 2015г. – 152с.
2. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Учебное пособие. – Москва: Каро, 2016г. – 96с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения несовершеннолетними обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года.
Форма проведения: дневник наблюдений
Содержание:
1 .Ребенок знает элементарные правила обращения с художественными материалами;
2. ребенок свободно пользуется инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
3. активен при создании индивидуальных и коллективных композиций;
4. ориентируется в понятиях как, форма, цвет, величина, количество;
5. подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы;
6. создает изображения, используя 1-3 нетрадиционные техники рисования;
7. оценка эмоциональной составляющей: ребенок с удовольствием идет на занятие и включается в деятельность.
Форма оценки: уровень (не сформировано, слабая сформированность, средний уровень сформированности, сформировано полностью).
Дата проведения ___
Педагог дополнительного образования___
№ п/п
Фамилия,
имя ребенка
Знает элементарные правила обращения с художественными материалами Свободно пользуется инструментами и материалами для нетрадиционного рисования Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций Ориентируется в понятиях как. Форма, цвет, величина. количество Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы Создает изображения, используя 1-3 нетрадиционные техники рисования оценка эмоциональной составляющей: ребенок с удовольствием идет на занятие и включается в деятельность
Условные обозначения:
Проявление: сформирован находится в стадии формирования не сформирован
Примечание:
показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер.