Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышам о звездах и планетах»

Татьяна Бадаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышам о звездах и планетах»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Малышам о звездах и планетах»

естественнонаучная направленность

Для детей от 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Слайд1. Проект программы дополнительного образования «Малышам о звёздах и планетах»

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Малышам о звездах и планетах“» размещена в разделах

Слайд2. На протяжении дошкольного детства, наряду с игрой большое значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность. Формирование познавательной активности у детей происходит в разных формах: игре, экспериментировании, наблюдении. Мир, окружающий ребёнка, предстаёт перед ним во всё м его многообразии: природа-человек-вселенная. Актуальность программы «Малышам о звездах и планетах состоит в том, что 21 веке космос стал неотъемлемой частью жизни всех нас. В последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий существенно расширив наши представления о Вселенной. Человек побывал на Луне и готовится к непосредственному знакомству с Марсом, развиваются проекты автоматических межпланетных станций способных передавать на Землю информацию о дальних планетах. У детей растёт интерес к астрономии и космонавтике они задают много вопросов. Как же удовлетворить любопытство ребёнка, коротко и ясно объяснить ему важные и часто сложные для понимания малыша явления природы. Вследствие этого возникла необходимость создания программы, реализация, которой осуществляется в рамках работы факультатива «Малышам о звёздах и планетах» с детьми старшего дошкольного возраста, один раз в неделю с сентября по май. Участник наших занятий Гном-Астроном умный, любознательный и добрый, который помогает детям совершать увлекательное путешествие в науку «Астрономия»

Слайд 3.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе средствами познавательно исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Слайд 4.

Образовательные:

• Формирование представлений о Солнце и солнечной системе, ввести новые термины и понятия, научить правильно их применять.

• Дать элементарные представления о роли человека в изучении космического пространства, познакомить детей с историей развития космонавтики.

• Углубить знания детей о летательных аппаратах, космонавтах, покоривших космос.

Слайд 5.

Развивающие:

• Развитие познавательной и поисковой деятельности; творческих способностей детей. Умение сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Развитие речи, активизация словарного запаса дошкольников.

• Развитие у детей умения взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

Слайд 6.

Воспитательные:

• Воспитание чувства гордости за соотечественников-первооткрывателей космоса, воспитание любви к Родине.

Слайд 7

Решение задач осуществляется с учё том следующих принципов:

• Развивающего обучения целью которого является развитие ребёнка.

• Научной обоснованности

• Последовательности. От простого к сложного.

• Систематичности. Занятия проводятся систематически с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности

• Повторности.

• Занимательности изложения материала.

• Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Слайд8

С комплексным использования таких видов детской деятельности как

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательно-исследовательская

• Конструктивная

• Изобразительная

Ожидаемые результаты

У детей сформированы знания и представления об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях. Дети имеют представление о летательных аппаратах, знают о роли человека в изучении космического пространства.

Представленный проект программы состоит из четырёх разделов, и предусматривает постепенное ознакомление детей со строением и развитием Вселенной.

Слайд 9

«Чудо-солнышко»

Знакомство с астрономией дети начинают с Солнца. Это один из первых предметов неживой природы, на который ребёнок обращает внимание, и самая близкая к нам звезда. Дети получают первоначальное представление о форме и размере Солнца, (при помощи наглядного материала арбуз-это Солнце, а арбузное семечко-это Земля.) об использовании солнечной энергии, о Земле как небесном теле, которое движется вокруг Солнца. А для безопасного наблюдения за Солнцем с детьми изготовили защитные очки. При проведении опыта, для которого потребовались (включённый фонарик, экран, лист бумаги, прозрачный стакан) дети познакомились с понятиями» Луч», «Тень». В игровой форме дети узнали Почему Земля не улетает в космос? (Солнце притягивает к себе Землю,

Слайд 10

«Семья планет»

Этот раздел нацелен на знакомство детей с устройством Солнечной системы и даёт первоначальное представление о планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях.) с использованием наглядного материала (моделей, иллюстраций, фотографий. Вводятся такие понятия «орбита», «спутник». В этом разделе затрагивается вопрос о действительных движениях происходящих в Солнечной системе, Луна движется вокруг Земли, а Земля движется вокруг Солнца. При объяснении использовали живые модели, в которых дети сами играют роль небесных тел.

Слайд 11

«Звёзды-это интересно»

Данный раздел расширяет представление детей о звёздном небе; формирует понятие о звёздах и созвездиях; развивает творческое мышление и воображение. Наблюдение за звёздным небом увлекает детей, они находят Большую медведицу и Полярную звезду, являющуюся наиболее яркой звездой в созвездии Малой Медведицы.

Слайд 12

«Покорение космоса»

Позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации от первых летательных аппаратов до космических станций. Формирует представление детей о космических полё тах: знакомит их с учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, - С. П. Королёвым; первом в мире космонавте Ю. А. Гагарине; наших земляках, лётчиках – космонавтах, В. Н. Терешковой и В. И. Токаревым; расширяет представление детей о космической технике и её значении в освоении космоса.

Реализации Программы строится следующим образом:

Слайд 13Курс занятий предполагает использование разнообразных форм работы с детьми:

Занятия в группе и на прогулке, с использованием наглядного материала: Модель «Солнечная система», наглядно-дидактические материалы «Космос», «Собери созвездие», карты звёздного неба. Ведущее место при проведении занятий занимает игра.

Слайд 14

Игры-путешествия в их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информацией. Так, путешествие по солнечной системе организует Гном Астроном, который знакомит детей с небесными телами. В игровой форме дети помогают Незнайке совершить космическое путешествие.

Слайд 15

В игре дети легче усваивают сложные астрономические понятия, закрепляя их в самостоятельной игровой деятельности. Например, дидактическая игра «Почему рассвет наступает медленно? (Наша планета плавно вращается вокруг себя, поэтому ночь сменяется днём постепенно. Медленно наступает не только рассвет, но и закат. Дети распределяют картинки так, чтобы рассвет и закат наступали постепенно.)

Слайд 16

• Наблюдения в природе.

• Опыты-эксперименты.

Во время прогулки дети наблюдают за движением Солнца по небосводу. Зимой в вечернее время дети с восторгом рассматривают Луну. Этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. А на наших занятиях мы можем это увидеть на примере опыта-эксперимента «Земля-Луна-Солнце.»

Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. На занятиях широко используется моделирование: «Почему одно время года сменяется другим?», «Почему день сменяется ночью?» «Почему на Земле есть места где всегда жарко?» (На экватор солнечные лучи падают прямо.) «Почему на Земле есть места где всегда холодно? (На полюса лучи Солнца падают не прямо, а косо.) Материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий.

Слайд17

Тематические выставки: «История летательных аппаратов», «Покорители космоса», «Семья планет», «Звёздный зоопарк»

Слайд18

Чтение познавательной и художественной литературы: Стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры.

Слайд19

Организация выставок детско-родительских работ «Среди планет», «Они были первыми», ко дню космонавтики. «Наше солнышко».

Слайд 20

Групповые экскурсии в музей космонавтики на базе средней школы№3 города Ростова. Индивидуальные экскурсии в ярославский планетарий детей и родителей.

Слайд 21

Собранный материал подвёл к созданию мини-музея «Космос» в группе детского сада. Попадая в музей дети с удовольствием рассматривают макеты космических объектов и планет Солнечной системы, знакомятся с разными созвездиями, знаменитыми космонавтами их непростым трудом.

Слайд 22, 23,24 Экспонаты нашего музея (Планеты Солнечной системы, луноход, ракета модель планеты Земля, шлем космонавта, питание космонавтов, модель телескопа, модель Солнечной системы.

Слайд 25

Уровень эффективности реализации программы определяет диагностика знаний, умений и навыков, проводимая в начале и в конце учебного года (материалы диагностики представлены в приложении.) Диагностические исследования показали, что у детей пополнились и систематизировались знания по астрономии, у детей обогатился словарь, появился интерес к поисковой деятельности. Занятия астрономией способствуют расширению кругозора, любознательности, познавательных возможностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к обучению в школе.

Материалы и оборудование:

• Модель Солнечной системы;

• Плоскостной макет Солнечной системы;

• Плакаты «Солнечная система»;

• Карта звёздного неба;

• Фотовыставка «Космос»

• Детская и методическая литература по теме «Космос»;

• Дидактические и развивающие игры;

Предполагаемые результаты по окончании обучения

Дети должны знать:

• Что Солнце-это небесное тело, самая яркая звезда, большой, тяжёлый раскалённый шар;

• Что Солнце необходимо всему живому на Земле (людям, животным, растениям).

• Что у Солнца есть девять планет, на одной из которых мы живём;

• Какова форма Земли, её размеры относительно других планет Солнечной системы;

• Каковы следствия вращения Земли вокруг своей оси, её обращения вокруг Солнца;

• Что глобус-это модель Земли;

• О предосторожностях, необходимых при наблюдении Солнца;

• Что Луна-это небесное тело, естественный спутник Земли;

• О расстоянии Луны до Земли, сравнительные размеры Луны и Земли;

• Почему Луна иногда круглая иногда нет;

• Почему мы видим лишь одну сторону Луны;

• Почему на Луне видны пятна, что это такое;

• Что звёзды-это самостоятельные небесные тела;

• Что такое созвездия;

• Что такое Млечный путь;

• Элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, кометы; звёзды, планеты Солнечной системы);

• Для чего нужен телескоп;

• Кто был первый космонавт Земли;

• Для чего нужны искусственные спутники Земли;

• Для чего нужны космические станции.

Дети должны уметь:

• Демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца;

• Моделировать смену дня и ночи, времён года;

• Изготовить солнечные очки;

• Вести простейшие наблюдения за погодой;

• Строить модель Солнечной системы;

• Наблюдать Луну и видимые особенности её движения;

• Находить на небе Полярную звезду и самые яркие созвездия;

• Показывать на карте части света, материки и океаны;

• Беречь богатства планеты Земля в повседневной жизни.

Слайд 13

Реализация данной программы осуществляется в рамках работы кружка «Малышам о звёздах и планетах» один раз в неделю с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс работы кружка рассчитан на два года: для детей 5-7 лет. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует «» «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей (5-6 лет-25 мин., 6-7лет-30 мин.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышам о звездах и планетах»
Опубликовано: 30 августа 2020 в 15:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД