Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения будущих первоклассников»

олеся самодурова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения будущих первоклассников»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Приключения будущих первоклассников»

Возраст обучающихся: 6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Направленность: социально-педагогическая

Автор - составитель:

Самодурова О. А., педагог-психолог

Оглавление

I. Пояснительная записка…. 3

II. Учебный план программы …. …. 5

III. Содержание образовательной программы…. 9

IV. Ожидаемые результаты освоения программы …. 13

V. Контрольно-измерительные материалы…. 14

Список литературы ….

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Приключения будущих первоклассников“» размещена в разделах

15

I.Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа для разработки программы

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:

• Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;

Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области» (п. 14, п. 17)

Актуальность программы

Проблема подготовки детей к школе актуальна в современном образовании и в настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Сегодня у большого количества детей имеются трудности психологической адаптации к школе, несмотря на соответствующий школьному обучению возраст и имеющиеся у них навыки и умения, вчерашние дошкольники испытывают трудности в обучении, общении, имеют эмоциональные проблемы.

Практически все авторы, исследовавшие уровень подготовки детей к школе, признают, что школьное обучение будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает достаточными, необходимыми для начального этапа обучения качествами, такими как: произвольность психических процессов, поведенческая саморегуляция, наличие учебной мотивации и т. д., которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Таким образом, возникакт потребность в разработке программы формирования психологической готовности у детей дошкольного возраста.

Направленность программы : социально-педагогическая

Цель: формирование у детей психологической готовности к школе

Задачи:

1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.

6. Формировать этические представления.

7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.

8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.

10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Принципы и подходы к реализации программы

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала;

- комплексность построения занятий;

- активность участников;

- наличие обратной связи на занятиях;

- коммуникативная эффективность;

- обогащение жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

- социально-личностное развитие.

В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

Категория обучающихся: дети 6 лет (без ОВЗ)

Количество обучающихся: от 7 до 12 человек

Продолжительность обучения: 8 месяцев

Место реализации образовательной программы : МДОУ «Детский сад № 246»

Условия реализации программы

Организационные условия:

Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Материально-технические условия реализации программы : кабинет педагога-психолога, ноутбук, аудио-колонки, мебель (столы, стулья, ковер,

настольно – печатные игры, предметные игрушки, доска, цветные мелки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, писчая и цветная бумага, строительный материал, развивающие игры Воскобовича.

Кадровые:

Автор-составитель и исполнитель программы – Самодурова Олеся Андреевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория, высшее педагогическое образование (магистратура ЯГПУ им. К. Д. Ушинского).

Методическое обеспечение программы :

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Так же в программе используется «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет» (В. В. Воскобович, зарекомендовавшая себя как эффективный метод развития психических познавательных процессов детей.

II. Учебный план

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по апрель. Продолжительность одного занятия 30 минут, что составляет 1 академический час. Всего занятий 32. Всего часов 32.

№ Тема занятия Кол-во часов

1 Создание «Лесной школы» 1

2 Букет для учителя 1

3 Смешные страхи 1

4 Игры в школе 1

5 .Школьные правила 1

6 Собирание портфеля 1

7 Белочкин сон 1

8 Госпожа Аккуратность 1

9 Жадность 1

10 Волшебное яблоко (воровство) 1

11 Подарки в день рождения 1

12 Домашнее задание 1

13 Школьные оценки 1

14 Ленивец 1

15 Списывание 1

16 Подсказка 1

17 Обманный отдых 1

18 Бабушкин помощник 1

19 Прививка 1

20 Больной друг 1

21 Ябеда 1

22 Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 1

23 Задача для Лисенка (ложь) 1

24 Спорщик

25 Обида 1

26 Хвосты (межгрупповые конфликты) 1

27 Драки 1

28 Грубые слова 1

29 Дружная страна (межполовыеконфликты) 1

30 В гостях сказки 1

31,32 Диагностика 2

Итого 32 час

Календарно-тематическое планирование

№ Содержание сказок, входящих в структуру занятия Игры Воскобовича, включаемые в содержание занятия Дата

1 Создание «Лесной школы» Логоформочки 5 сентябрь

2 Букет для учителя Логоформочки 5

3 Смешные страхи

Квадрат Воскобовича (четырехцветный)

4 Игры в школе Квадрат Воскобовича (четырехцветный)

5 .Школьные правила Змейка

Октябрь

6 Собирание портфеля Змейка

7 Белочкин сон Математические корзинки

8 Госпожа Аккуратность Математические корзинки

9 Жадность Геовизор

Ноябрь

10 Волшебное яблоко (воровство) Геовизор

11 Подарки в день рождения Игровизор

12 Домашнее задание Игровизор

13 Школьные оценки Прозрачный квадрат

Декабрь

14 Ленивец Прозрачный квадрат

15 Списывание Кораблик «Брызг-брызг»

16 Подсказка Кораблик «Брызг-брызг»

17 Обманный отдых Коврограф Ларчик

18 Бабушкин помощник Коврограф Ларчик

Январь

19 Прививка Геоконт

20 Больной друг Геоконт

21 Ябеда Волшебная 8 – 1

22 Шапка-невидимка (демонстративное поведение) Волшебная 8 – 1

Февраль

23 Задача для Лисенка (ложь)

Математические корзинки

24 Спорщик Математические корзинки

25 Обида Змейка

26 Хвосты (межгрупповые конфликты) Змейка

Март

27 Драки Геовизор

28 Грубые слова Геовизор

29 Дружная страна (межполовыеконфликты) Игровизор

30 В гостях сказки Игровизор

Апрель

31 Диагностика Геоконт

32 Диагностика Геоконт

III.Содержание образовательной программы

Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.

Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:

1. Создание «Лесной школы».

2. Букет для учителя.

3. Смешные страхи.

4. Игры в школе.

5. Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:

1. Собирание портфеля.

2. Белочкин сон.

3. Госпожа Аккуратность.

4. Жадность.

5. Волшебное яблоко (воровство).

6. Подарки в день рождения.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:

1. Домашнее задание.

2. Школьные оценки.

3. Ленивец.

4. Списывание.

5. Подсказка.

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:

1. Обманный отдых.

2. Бабушкин помощник.

3. Прививка.

4. Больной друг.

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки по-зволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:

1. Ябеда.

2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

3. Задача для Лисенка (ложь).

4. Спорщик.

5. Обида.

6. Хвосты (межгрупповые конфликты).

7. Драки.

8. Грубые слова.

9. Дружная страна (межполовые конфликты). Заключительная сказка: Гордость школы.

IV. Ожидаемые результаты освоения программы

По завершению обучения по программе у детей сформированы:

Мотивационная готовность к школе

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

Память

Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.

Слуховая образная — 7 звуков.

Слуховая вербальная — 7-8 слов.

Тактильная — 7 предметов.

Словесно-логическая. Произвольность памяти.

Внимание

Объем — 7-8 предметов.

Устойчивость — 25-30 минут.

Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение

Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов.

Интеллектуальная сфера

Анализ

- Умение устанавливать причинно-следственные

связи.

- Умение находить решение проблемных ситуаций.

- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

- Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

- Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка :

- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

- Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.

- Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Волевая сфера

- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера

- Умение критически относиться к своим поступкам.

- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.

V.Контрольно-измерительные материалы

В качестве контрольно-измерительных материалов используется комплекс методик (см.

Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников : психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб. : Речь, 2007, с. 86-87.

Список литературы

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие/ В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «РИВ»,КАРО,2018.- 360с. :ил.

2. Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием (11.06.2015г., Санкт-Петрбург) / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб. : ООО «Политон-СПБ», 2015.- 288с.

3. Приключения будущих первоклассников : психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб. : Речь, 2007. — 240 с.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения будущих первоклассников»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 15:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД