МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Современный этикет»

Добробаба Ирина Константиновна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Современный этикет»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире политические, экономические, культурные и семейные отношения невозможны без знания и соблюдения правил и норм поведения, так как люди не могут жить, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Актуальность программы «Современный этикет» обусловлена тем, что человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Современный этикет“» размещена в разделах

Программа по курсу "Современный этикет" направлена на то, чтобы учащиеся овладели навыками культуры поведения, научились строить взаимоотношения с людьми. Данная программа предполагает изучение основных правил поведения, сложившихся в обществе, порядка общения в различных ситуациях и речевой культуры.

Новизна программы заключается в том, что в нее включен раздел «Эстетика поведения» для того, чтобы учащиеся могли понять, какие манеры делают поведение "красивым". Программа показывает, что понятия «этикет» и «эстетика» – неразрывное целое и являются составляющими культуры общения.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста. Этот период характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Обучение этикету в данный возрастной период является педагогически целесообразным и своевременным.

Целесообразность этой программы заключается в том, что в процессе изучения материалов программы дети знакомятся с основными общественными нормами поведения и культурой общения в различных ситуациях. Учатся культуре межличностных отношений, уважительному и тактичному отношению к личности другого человека. Программа способствует социальной адаптации учащихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения, формировать навык самоконтроля.

Цель: формирование личности ребенка, владеющего основными общественными нормами поведения и культурой общения.

Задачи:

Обучающие

познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;

научить учащихся подчиняться правилам поведения, ориентироваться на социальные нормы;

научить учащихся основным правилам поведения как опоре для решения чисто практических задач;

привить навыки культуры общения, в основе которых лежит доброжелательность, такт, подсказывающие что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах;

научить правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных ситуациях.

Развивающие

развить навыки эффективного общения;

развить речевую коммуникативную культуру;

развить кругозор и духовный мир учащихся;

способствовать социальной адаптации учащихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения;

формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Воспитательные

формировать общую культуру поведения и общения;

воспитать эстетическую культуру;

формировать культуру межличностных отношений, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

Коррекционные

- обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им;

- формировать навык самоконтроля в процессе деятельности.

Вид программы - модифицированная

Направленность – социально- гуманитарная

Ожидаемые результаты обучения:

знать, что такое этикет и для чего он нужен;

знать основы речевого этикета и уметь применять его в различных ситуациях: приветствие, обращение, прощание и т. п. ;

знать основные правила ведения телефонного разговора и уметь применять их на практике;

знать правила поведения в общественных местах (учебное заведение, кафе, транспорт, театр и т. п.);

знать основные приемы общения с людьми, проявлять доброжелательность в поведении;

знать понятие и основные категории эстетики поведения.

Вся информация теоретического характера даётся в виде мини-презентаций.

Содержание учебного плана

1. Этикет

1. 1. Понятие об этикете

Теоретическое занятие Знакомство. Понятие об этикете. История этикета. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Значение улыбки в общении. Правила приветствия: кто здоровается первым; кто не должен здороваться сидя; обстоятельства, которые надо учитывать при приветствии; если на приветствие не ответили. Неречевые формы приветствия: рукопожатие, поклон, поцелуй руки, головной убор, жесты. Речевые формы приветствия. Прощание: правила прощания, речевые формы.

2. Речевые формы приветствия

2.1. Ритуал представления при знакомстве.

Теоретическое занятие Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Правила перехода на "ты". Речевые формы обращения. Правила представления: порядок представления старшего и младшего, мужчины и женщины, друзей и родственников, знакомых; знакомство в общественных местах. Непосредственное знакомство. Знакомство через посредников.

2.2. Неречевые формы общения : рукопожатие при знакомстве.

Практическое занятие Упражнения: «Тайна моего имени», «Качества моего характера», «Ассоциации», «Язык рукопожатий». Игра «Такие разные имена». Игра «Разрешите представиться».

3. Значение речевых форм обращения

3.1. Комплимент, просьба, благодарность, отказ, требование

Теоретическое занятие Речевое общение : значение речевого этикета в общении; что такое речевая деятельность; что такое речевое общение; цель говорящего; коммуникативные намерения говорящего; комплимент как психологический механизм внушения через признание достоинств человека. Виды комплимента. Неуместный комплимент. О лести. Как сказать и принять комплимент. Речевые формулы; этикетные ситуации, требующие присутствие комплимента.

Просьба. Просьба как побудительное речевое действие. Речевые формулы и их уместность. Учет обстоятельств и взаимодействие с партнером по речевому общению. Приемы, повышающие вероятность выполнения просьбы.

Благодарность: речевые формулы и их уместность.

Извинение: этикетные ситуации, связанные с извинением; речевые формулы и их уместность.

Отказ: что такое отказ с позиции этикета; как отказать, чтобы не обидеть человека; технология отказа; речевые формулы отказа.

Требования, запрет, замечания, совет: технология предъявления требования; речевые формулы; технология запрета, замечания, совета; речевые формулы.

Приглашение: виды приглашения; учет обстоятельств и взаимоотношений с партнерами по общению; речевые формулы; приглашения устные и письменные; как принять или отказаться от приглашения.

Поздравления и пожелания: виды поздравлений; из каких частей состоит поздравление; уместное обращение; с чем и как поздравляют, что и как желают; подпись; что надо знать для написания интересного пожелания; формы поздравлений; как поздравить и принять поздравление.

4. О доброжелательности и такте

4.1. Способы достижения взаимопонимания

Теоретическое занятие Общение - игра по правилам. Правила и технические приемы "позитивного общения". Влияние внешнего облика на общение. Невербальные средства общения. Модели общения. Поведение в конфликтах.

4.2. Основные методы общения с людьми.

Практическое занятие Способы достижения взаимопонимания. Как склонить людей к вашей точке зрения. О вежливости, доброжелательности и такте. Упражнение на формирование доверия «Слепой-поводырь». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».

5. Правила разговора по телефону

5.1. Речевой этикет при телефонном разговоре

Теоретическое занятие. Основное правило телефонного этикета : после какого сигнала снимают трубку; до какого сигнала ждать ответа; что делать, если разговор прервали; если вы ошиблись номером; телефон у соседей; телефонный разговор в гостях; регламент телефонных звонков и разговоров. Правила окончания разговора. Правила пользования мобильным телефоном. Упражнения «Такие разные приветствия», «Угадай эмоцию по голосу». Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок».

6. Поведение в учебном учреждении.

6.1. Приветствие, прощание, обращение

Теоретическое занятие. Правила поведения у входа в здание, в вестибюле, в раздевалке, на лестнице. О головном уборе. Правила приветствия. Правила обращения младшего к старшему; юноши к девушке; девушки к юноше. Как прервать беседу старших, ровесников. Пунктуальность. Позы и жесты. Неловкости на уроке. О внешнем виде. Правила посещения буфета (столовой).

6.2. Об умении сидеть, стоять, говорить. Правила посещения буфета

Практическое занятие. Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

7. Поведение в общественных местах.

7.1 Правила движения пешеходов.

Теоретическое занятие. Правила движения пешеходов: как обогнать пешехода; продвижение в узком месте; как пройти, если продвижение затруднено препятствием; где остановиться для разговора; как посмотреть витрину киоска. Как обратиться к незнакомым людям. Правила приветствия на улице.

7.2 Правила поведения при посещении магазина.

Практическое занятие. Правила поведения при посещении магазина: поведение в дверях; обращение к продавцу; приветствие; как привлечь внимание продавца; как указать на нужную вещь и узнать цену; как обсудить покупку; можно ли что-то купить без очереди; как подойти к витрине, если много народу.

7.3 Правила поведения в транспорте.

Теоретическое занятие. Правила поведения в транспорте: поведение на остановке; как правильно войти и выйти из общественного транспорта; поведение в салоне; встреча со знакомыми; как правильно сидеть; о чем и как разговаривать; неловкости. Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе.

8. Поведение в театре, кино, музее, на вернисаже.

8.1 Правила поведения в театре.

Теоретическое занятие. Правила поведения в театре. В дверях: кто проходит первым, как предъявить билет. Поведение в гардеробе: в какой последовательности снимают и надевают одежду; где приводят свою внешность в порядок. Поведение на лестнице, в фойе: о программке; встреча и приветствие со знакомыми.

8.2 Поведение в зрительном зале.

Практическое занятие. Поведение в зрительном зале: как войти в зрительный зал; как найти свое место и пройти к нему; можно ли просить бинокль и программку у соседа; как быть, если плохо видно; можно ли уйти, если спектакль не нравится; неловкости (чих, кашель, насморк, скрип стулом). Аплодисменты. Поведение в антракте. Посещение буфета. Опоздание. Приветствие знакомых в зрительном зале. Цветы актерам. Поведение после окончания спектакля. Поведение в кинотеатре, в музее, на вернисаже. Упражнение «Создание живой картины». Разыгрывание сценок поведения в театре, кино, музее.

9. Мы в кафе.

9.1 Правила поведения при посещении кафе.

Теоретическое занятие. Правила поведения при входе в кафе; в гардеробе; при входе в зал. Правила выбора столика; места за столом. Правила общения с обслуживающим персоналом. Кто и как делает заказ. Поведение за столом. Пользование льняными и бумажными салфетками. Маленькие неловкости: упал нож; как себя вести, если кто-то допустил неловкость. Правила приветствия и общение со знакомыми. Поведение при выходе. О чаевых.

9.2 Поведение в кафе- самообслуживания.

Практическое занятие. Поведение в кафе-самообслуживание: как выбрать стол; как присоединиться к сидящим, как уйти; в каком случае за собой убирают посуду. Составляем свод правил поведения в кафе. Диспут «Золотое правило общения». Разыгрывание ситуаций.

10. Эстетика.

10.1 Что такое эстетика.

Теоретическое занятие. Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика.

10.2 Категории эстетической жизни личности.

Практическое занятие. Категории эстетической жизни личности. Человеческие чувства (любовь, счастье, красота). Этикет, такт, бонтон, деликатность. Красота общения. Приемы и формы, манеры поведения (диалоги, монологи, речь, выражения мыслей, чувств). Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Игра с пословицами о красоте.

Методическое обеспечение программы

В ходе реализации программы «Современный этикет» использовались следующие формы занятий: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

В процессе проведения занятий были использованы следующие приемы и методы: словесный (беседа, рассказ); наглядный (демонстрация, работа по образцу, просмотр презентаций, практический.

За время работы по программе накоплен дидактический материал: дидактические картинки по правилам поведения в общественных местах, презентации.

При работе на занятиях использовались технические средства: ноутбук, проектор.

На итоговых занятиях используются: игры, викторины, конкурсы, сценки-загадки.

Список используемой литературы

Основная

1. Анн Л. Социально-психологический тренинг с подростками. – СПб. : Питер, 2003.

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2012.

3. Дорохова А. А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения. – Минск, 2014г.

4. Шемшурина А. И. Аксиологические основы воспитания: Книга для педагогов и воспитателей. – М. : Лика, 2012.

5. Шемшурина А. И. Механизмы развития ценностно-смысловой сферы личности школьника в процессе этического воспитания. Книга для педагогов и воспитателей / Теория и методика этического воспитания // Этическое воспитание. – 2011. - №4. – С. 3 - 85.

Дополнительная

6. ЖеребцоваО. И. Сервировка стола. Практическое руководство. М. Ниола, 2008.

7 .Шемшурина А. И. Аксиологический подход в воспитании школьников // Этическое воспитание. – 2011. - №2. – С. 3 - 1

8. Корешкова М. Е. Оформляем стол. Практическое руководство. М. Ниола, 2008.

9. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М. : Чистые пруды, 2014

10. Игры: обучение, тренинг, досуг (под. ред. Петрусинского В. В., (1-5 книги) – М., "Новая школа", 2014.

Интернет - источники

11. https://www.proshkolu.ru/club/etikoved/

12. https://www.proshkolu.ru/club/vospetatel/list/1-11112-143356/

13. https://www.proshkolu.ru/club/classru/list/2-11112-43077/

14. https://www.proshkolu.ru/org/gdou-128/folder/16635/

15. https://cvrserp.ru/Innovatsionnaya-deyatelnost/

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Современный этикет»
Опубликовано: 21 июля 2021 в 13:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Современный этикет»» (включая файлы) размещена пользователем Добробаба Ирина Константиновна (УИ 2712677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД