Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие умельцы»

Лилия Белкина
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие умельцы»

Пояснительная записка.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является самым популярным у детей.

Декоративно-прикладное творчество – это путь к всестороннему развитию ребенка. Творчество несет неоценимую пользу для формирования личности.

О том, какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей, говорил еще великий педагог В. А. Сухомлинский. По его словам «истоки способности и дарований детей – на кончиках пальцев». И это совершенно справедливо, ведь любые действия, которые ребенок совершает пальцами, имеют непосредственное влияние не только на развитие его письменных навыков, но и на умственное развитие, на познавательную активность его мозга и на творческую составляющую его жизни. Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного творчества в развитии ребенка еще и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Маленькие умельцы“» размещена в разделах

Исходя из вышеперечисленного, была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие умельцы», которая направлена на получение детьми представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов.

Направленность программы – художественная.

Актуальность данной программы.

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной, мыслящей личности. Одним из факторов, оказывающих влияние на становление гармонично развитой личности, является занятие декоративно-прикладным творчеством. Декоративно-прикладное творчество богато и разнообразно. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность и свободу мышления.

Новизна данной программы определяется с учё том особенностей контингента детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

Программа содержит три модуля (лепка, роспись по дереву, основы техники декупаж,что дает возможность детям попробовать свои способности сразу в трех направлениях декоративно-прикладного творчества. Получить навыки работы с различными видами материалов для творчества. Как показывает практика, детям нравится заниматься по данной программе.

Модули данной программы являются традиционными видами декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующие эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающие чувство прекрасного. Изучая традиции, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала - постигается накопленный человечеством опыт.

Отличительные особенности данной программы :

Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.

Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.

• Структура программы первого, второго и третьего года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

Программа занятий декоративно-прикладным искусством вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

В результате реализации программы детьми должен быть, достигнут определенный уровень овладения способов лепки, и основ росписи игрушек. Лепка из глины, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т. д.).

Роспись по дереву является не только доступным видом творчества, но и способствует сенсорному, умственному и эстетическому развитию детей.

Роспись по дереву включает в себя изучение и освоение основных традиционных промыслов России (Хохлома, Городец, Мезенская роспись и др.).Занятия росписью положительно влияют на развитие личностных качеств детей, так как требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления. Изучение художественной росписи способно задействовать все каналы восприятия ребенка. Овладение навыком росписи проходит путем многократного повторения элементов, совершения одних и тех же движений рукой по заданному алгоритму. Детей легко заинтересовать, показав им готовые изделия народных мастеров, мотивируя тем, что подобного рода вещи они смогут сделать сами, таким образом, создавая ситуацию успеха.

Работа в технике декупаж- это увлекательный, творческий труд, который развивает фантазию и позволяет сделать их скучных, а порой старых вещей, новые и красивые изделия. При этом, создавая красивые поделки своими руками, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них формируются творческие способности и желание «творить красоту».

Учебный процесс основан на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме групповых занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Возраст детей: с учётом физиологических особенностей детей занятия можно начинать с 6 летнего возраста.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 6-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения – 144 часа. Общее количество часов по программе : 432 часа.

Формы и режим занятий

Форма занятия групповая. Обучение очное. Занятия проводятся для детей дошкольного возраста 2 раза в неделю по 2 академических часа в день. Продолжительность занятий 30 минут. Занятия для обучающихся 2 и 3 годов обучения проводятся 2раза в неделю по 2 академических часа в день. Продолжительность занятия 45 минут. Формируется группа 10-12 человек.

Особенности организации образовательного процесса:

Программа реализуется по модулям:

Название модуля Количество часов

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

Модуль «Лепка» 64 часа 66 часов 70 часов

Модуль «Роспись по дереву» 80 часов 78 часов 30 часов

Модуль «Декупаж» - - 44 часа

Итого 144 часа 144 часа 144 часа

Модуль «Лепка из глины» 1 год обучения – рассчитан на 64 учебных часа( 4 учебных часа в неделю). Их них отводится 17 часов на теорию и 47 часов на практические занятия.

Модуль «Лепка из глины» 2 год обучения – рассчитан на 66 учебных часов (4 учебных часа в неделю). Из них отводится 17 часов на теорию и 49 часов на практические занятия.

Модуль «Лепка из глины» 3 год обучения – рассчитан на 70 учебных часов (4 учебных часа в неделю). Из них отводится 18,5 часов на теорию и 51,5 на практические занятия.

Программа модуля «Роспись по дереву» 1-го года обучения рассчитана на 80 учебных часов (4 учебных часа в неделю). Из них отводится большая часть времени на практические занятия 60 часов, теория – 20 часов.

Модуль «Роспись по дереву» 2-й год обучения - 78 учебных часов (4 учебных часа в неделю, из них на практические занятия отводится 58 часов, на теорию - 20 часов.

Модуль «Роспись по дереву» 3 год обучения – 30 часов (4 учебных часа в неделю), из них на практические занятия отводится -8 учебных часов, на теорию 22 часа.

Модуль «Декупаж» 3-й год обучения – 44 учебных часа (4 учебных часа в неделю, из них на практические занятия отводится 33 часа, на теорию - 11 часов.

В общее количество часов по каждому году обучения включается организация детских выставок творческих работ учащихся.

Структура занятий предусматривает мобильность. Для детей 6-ти летнего возраста на занятиях присутствуют элементы игры, так как у дошкольников ведущей деятельностью является - игровая. А детям 7-ми летнего возраста и старше на занятиях дается больше практических заданий.

Цель программы - Развитие детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины, росписи по дереву и декупажа. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

Задачи программы :

Обучающие:

• знакомство с традиционными народными промыслами;

• обучение основам теоретических и практических знаний по технике лепки, росписи по дереву, технике работы в разных стилях декупаж.

Развивающие:

• развивать фантазию, внимание, память, воображение;

• развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству (лепка из глины (пластилина, роспись по дереву, декупаж);

• развивать мелкую моторику рук, глазомер;

• формировать художественный вкус;

• поддерживать потребности ребенка к творчеству;

• развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.

Воспитательные:

• формирование интереса к народному искусству;

• развитие у детей чувства патриотизма;

• развитие эстетического вкуса;

• повышение интеллектуального уровня и творческой активности, привитие общечеловеческих ценностей;

• воспитание творческой активности;

• формирование чувства самоконтроля;

• содействие формированию всесторонне развитой личности.

Задачи первого модуля «Лепка» :

• научить свободно, пользоваться способами и приёмами лепки;

• помочь понять особенности материала;

• научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств;

• научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

• формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистями т. д. ;

• воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности;

• формирование профессионального самоопределения обучающихся;

приобщение детей к миру народного творчества, развитие художественного вкуса, фантазии, творчества детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и усидчивости, научить доводить начатое дело до конца;

• формирование умения наслаждаться красотой, совершенством в искусстве и в жизни;

• посредством участия в выставках, дать возможность оценивать преимущества и слабые стороны своих работ;

• дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность, которой дана свобода творческого самовыражения;

• помочь каждому индивидуально выработать хороший вкус, посредством приобретения практических навыков и художественного мастерства.

Задачи второго модуля «Роспись по дереву» :

• дать учащимся знание научных основ техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного овладения росписью по дереву;

• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой работы с гуашью и акрилом.

• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи третьего модуля «Декупаж» :

• познакомить детей с историей появления техники декупажа; с основными приемами техники;

• освоить приемы декорирования различных поверхностей;

• научить приемам работы с материалами для декупажа;

• развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

• стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

• формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

• развивать интерес и любовь к прикладному творчеству;

• прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

• развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

• развивать стремление к творческой самореализации;

• расширять общий и художественный кругозор.

Ожидаемые результаты:

Модуль «Лепка».

Прогнозируемый результат 1-й год обучения:

Учащийся должен знать:

1. Правила техники безопасности на занятиях.

2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.

3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.

4. Способы лепки из глины и пластилина.

5. Историю керамики.

6. Способы декорирования изделий из глины.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять правила техники безопасности на занятиях.

2. Качественно выполнять каждую работу.

3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.

4. Выполнять работы несложными техниками керамики.

5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной формы.

Прогнозируемый результат второго года обучения:

Учащийся должен:

• свободно пользоваться способами и приёмами лепки;

• понимать особенности материала;

• творчески использовать выразительность средств;

• уметь создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

• продолжать знакомить учащихся с историей керамики, как вида прикладного искусства;

• при работе с глиной, знать, как использовать краски, глазурь и т. д. ;

• проявлять свои творческие способности мастерства, чувства красоты и гармонии;

• понимать и применять полученную информацию от педагога при выполнении задания;

• предлагать помощь и сотрудничество другим учащимися;

• активно участвовать в выставках, конкурсах.

Прогнозируемый результат третьего года обучения:

Учащийся должен:

1. Знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.

2. Знать, как правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и инструменты для выполнения работы.

3. Знать историю возникновения керамики.

4. Определять технологические свойства керамического теста.

5. Придерживаться технологии и последовательности изготовления изделий, данных на занятиях педагогом.

6. Знать свойства красок, уметь смешивать цвета.

7. Творчески подбирать средства воплощения замысла в изделии.

8. Учитывать особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.

9. Следовать требованиям, предъявляемым к готовому изделию.

10. Активно участвовать в выставках, конкурсах.

Уметь:

1. Творчески создать каждое изделие, максимально используя объём знаний, умений, навыков.

2. Рационально планировать свою работу при изготовлении изделия.

3. Практически выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов.

4. Создавать свой авторский фонд.

5. Экономно использовать материалы.

Приобрести навыки:

1. Рисования и декорирования керамических изделий.

2. Лепки из керамического теста.

3. Склеивания элементов изделия из керамического теста.

Модуль «Роспись по дереву».

Прогнозируемый результат 1 год обучения

1. Знать правила поведения и соблюдать технику безопасности на занятиях.

2. Знать общие сведения о элементах и мотивах народных промыслов (Хохлома, Городец и прочие).

3. Знать особенности симметричной и ассиметричной, динамичной и статичной, замкнутой и открытой типов композиции в целом, декоративно-прикладном и народном искусстве;

4. Учащийся должен иметь умения и навыки кистевого письма, уметь пользоваться художественными материалами.

5. Иметь навыки составления декоративной композиции.

6. Уметь выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и изделиям, созданными народными мастерами.

7. С чувством гордости, уважительно относиться к народно-прикладному творчеству, к традициям своей страны.

Прогнозируемый результат 2 год обучения

1. Учащиеся должны знать сведения о художественно-выразительных средствах (композиции, рисунка, цвета, колорита и т. д.) их роль в эстетическом восприятии произведений;

2. Знать зависимость цветового решения орнаментальной композиции росписи от функционального назначения;

3. Уметь находить композиционную основу, ритмические узлы, характер цветовых сочетаний.

4. Проявлять творческую фантазию, а также реализацию и воплощение ее в своих изделиях.

5. Проявлять уважительное отношение к творческим работам, правильно оценивать свои и работы других детей.

Прогнозируемый результат 3 год обучения

1. Знать элементы и мотивы народных промыслов (Хохлома,Городец, Мезенская роспись и др.).

2. Уметь изображать элементы и мотивы народных промыслов на бумаге и деревянной поверхности плоской и объемной формы (Хохлома, Городец, Мезенская роспись и др.)

3. Проявлять творческую фантазию, а также реализовывать и воплощать её в своих изделиях.

4. Уметь создавать художественные импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования.

5. Уметь самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций на основе изобретения цветочной росписи, геометрических узоров,сказочных животных и т. п.

6. Уметь создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций.

7. Уметь работать в творческих группах.

8. Различать произведения искусства разных видов росписи.

9. Проявлять интерес и любовь к традициям русской культуры, к её истории, к различным видам народного творчества через эстетическое развитие.

Модуль «Декупаж»

Прогнозируемые результаты :

После обучения учащиеся должны знать:

требования техники безопасности,

правила личной гигиены при работе с клеем ПВА и акриловым лаком;

виды аппликации;

разновидности декупажа;

этапы изготовления изделия;

особенности работы в технике декупаж;

технологию изготовления изделия;

правила пользования инструментами.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно разрабатывать элементарные композиции изделия;

- выполнять все этапы обработки и оформления изделия.

Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале (в словаре, в интернете);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, и в других источниках;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятих и следовать им;

• учиться согласованно работать в группе.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие умельцы»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 21:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД