Голубовская Юлия Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа по предмету «Швейное дело» для групп 7–11,12–17 лет (социальный приют)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка …-3-4
Учебно-тематический план для возрастной группы 7-11 лет… -4-5
Содержание программы для возрастной группы 7-11 лет…. -5-6
Учебно-тематический план для возрастной группы 12-17 лет…. -7
Содержание программы для возрастной группы 12-17лет….-7-8
Методическое обеспечение программы для всех возрастных групп … -8
Форма проведения занятий …. -3
Методы проведения занятий …-8
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по предмету „Швейное дело“ для групп 7–11,12–17 лет (социальный приют)» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Список литературы….… -8
1. Пояснительная записка
В современном мире всё быстротечно и изменчиво, подрастающее поколение много времени проводит за компьютером, мало общается с природой, становится менее отзывчивыми; вот почему так важно развивать творческую личность и развитие это должно быть не только духовным, но и практическим.
Практической направленностью программы «Мастерица» является знакомство с процессом ручного шитья, разных способов художественной вышивки, шитья на швейной машинке.
Новизна программы основана на практических знаниях, ознакомлении со свойствами тканей, с видами швов при ручном шитье, работе с иглами разного назначения. Это деятельность воспитывает усидчивость и аккуратность, побуждает творческую активность.
Содержание программы дополнительного образования «Мастерица»
Характерные черты и особенности программы :
- тематические блоки программы расположены в определенной системе, от более простых к более сложным;
- предложенный вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки; индивидуальные особенности воспитанников, направленность интересов в зависимости от пола воспитанника;
- содержание позволяет разнообразить деятельность детей, в результате не наступает переутомление и интерес к работе не угасает; избавляет от ненужных переживаний и неудач.
Цели программы :
- создание условий для усвоения воспитанниками навыков ручного труда, необходимых для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
- развитие мотиваций к самостоятельному творчеству.
Задачи программы :
обучающая:
- ознакомление с отдельными видами декоративно-прикладного искусства
-приобщение к истокам национальной культуры через ознакомление с традиционными народными ремеслами и художественными промыслами.
воспитательная:
- побуждает воспитанников к полезному труду и призвана в короткие сроки вызвать стойкий интерес к посильной трудовой деятельности.
развивающая:
- содержание программы ориентировано на развитие детской трудовой деятельности.
Форма и режим занятий
- в основной группе возраст 7-11 лет (80 часов)
- в старшей группе возраст 12-17 лет (36 часов).
Формы занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, работа в парах.
Срок реализации – по завершению программы.
Все группы детей – группы переменного состава.
Режим занятий 4 раза в неделю, основные группы с 10 до 13.30 часов и старшие группы с 15 до 16.45 ч.
Учебная нагрузка – 1 академический час, равен 35 минутам.
По завершении курса воспитанники должны знать:
- как производится ремонт одежды;
- что такое пуговица, кнопка, крючок, липучка; способы их пришивания;
- основные приемы ручного шитья;
- техника безопасности труда и личной гигиены;
- инструменты и приспособления для шитья, вышивки;
- знать, что такое бисер; основные приемы работы с бисером, простейшие виды бисерных украшений.
По завершении курса воспитанники должны уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами для шитья и рукоделия;
- правильно выполнять простейшие швы;
- выполнять несложный ремонт одежды, пришивание пуговиц, вешалок, заплаток;
- владеть базовыми техниками бисероплетения;
- уметь изготавливать несложные украшения из бисера;
- уметь выполнять вышивку в разных техниках, выполнять узор по готовому образцу.
Выявление результатов:
- выставки детского творчества;
- итоговая выставка творческих работ в помещении учреждения.
Оснащение занятий
Каждый ребенок должен иметь:
- ножницы,
- нитки для шитья и вышивания;
- иголки;
- булавки;
- пуговицы для ремонта одежды;
- бисер;
- леска;
- замочки для готовых изделий;
- пяльцы для вышивки гладью;
- ткань для выполнения вышивок;
- кусочки тканей для ремонта одежды.
2. Учебно-тематические планы
2.1. Возрастная группа 7-11 лет
№ темы Название разделов, тем Всего часов Теория Практика
Вводное занятие. Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности, оборудование рабочего места. 1 1 -
1 Ручное шитье
1.1
Приемы и способы ручного шитья: шов «вперед иголку» 3 1 2
1.2 Прошивание образца швом «вперед иголку» самостоятельная работа. 3 1 2
1.3 Шов «назад иголку» прошивание образца 2 1 1
1.4 «Потайной шов» выполнение образца 2 1 1
1.5 Шов «через край» выполнение образца 2 1 1
1.6 «Петельный шов» выполнение образца 2 1 1
2 Ремонт одежды
2. 1 Пуговицы с двумя сквозными отверстиями: выполнение образца 2 1 1
2. 2 Пуговицы с 4-мя сквозными отверстиями: выполнение образца 2 1 1
2.3 Пуговицы «на ножке» : пришивание образца. Самостоятельная работа 2 1 1
2.4 Декоративно-прикладное изделие с использованием пуговиц. 3 1 2
2.5 Крючки-способы пришивания 3 1 2
2. 6 Кнопки: способы пришивания. 3 1 2
2.7 Липучка-многофункциональная застежка. 3 1 2
2.8 Вешалка к одежде. Подбор ткани, понятие долевой нити. 2 1 1
2. 9 Заплатка: утилитарная и декоративная 3 1 2
3 Вышивание
3.1 Инструменты и приемы работы «стебельчатый шов», прошивание образца 3 1 2
3.2 «Тамбурный шов», прошивание образца 3 1 2
3.3 Шов «рококо», прошивание образца 3 1 2
3.4 Шов «узелки», выполнение по образцу 3 1 2
3.5 Шов «гладь», выполнение образца 3 1 2
3.6 Шов «навив», выполнение образца 3 1 2
3.7 Коллективная работа «Коллаж для выставки» 4 1 3
4 Бисероплетение
4.1 Правила работы с бисером, организация рабочего места. Упражнение «Нанизывание бисера» 2 1 1
4.2 Плетение «крестик», выполнение образца 3 1 2
4.3 Плетение «цветочками», выполнение образца 3 1 2
4.4 Изготовление браслета плетением «крестик» 3 1 2
4.5 Изготовление колье плетением «цветочками» 4 1 3
4.6 Коллективная работа «Панно для выставки» 6 1 5
Итого: 80 29 51
Содержание программы (возрастная группа 7-11 лет)
Раздел 1. Ручное шитье (1-1.6)
Теория. Техника безопасности при работе с колюще-режущими предметами. Изучение основ ручного шитья. Рассмотрение заданных образцов.
Практика:
- отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывание узелка;
- шов «вперед иголку»;
- шов «назад иголку»;
- «потайной шов»;
- шов «через край»;
- «петельный шов».
Раздел 2. Ремонт одежды (2-2.9)
Теория. Беседа о необходимости содержать свою одежду в порядке и опрятном виде. Эстетические и практические аспекты в понятии «ремонт одежды».
Практика:
- технология пришивания пуговиц (2-2.23)
- технология пришивания кнопок (2.6)
- способ закрепления крючком (2.5)
- пришивание липучек (2.7)
- изготовление и пришивание вешалки к одежде (2.8)
- изготовление и пришивание заплатки (2.9)
Раздел 3. Вышивание (3-3.4)
Теория. Беседа «Вышивка-старинное ремесло». Знакомство с инструментами, материалами, приспособлениями для выполнения вышивки. Техника безопасности при шитье. Повторение пройденного в разделе 1 (Декоративные швы «Вперед иголку», «назад иголку»).
Практика:
- «стебельчатый шов» (3.1)
- «тамбурный шов» (3.2)
- шов «рококо» (3.3)
- шов «узелки» (3.4)
- шов «гладь» (3.5)
- шов «навив» (3.6)
- выполнение мотива вышивки и создание коллективного коллажа (3.7).
Раздел 4. Бисероплетение (4-4.6)
Теория. Исторические традиции и современное развитие бисероплетения. Инструменты, используемые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами; содержание рабочего места.
Практика:
- нанизывание бисера (4.1)
- плетение «крестик» (4.2)
- плетение «цветочками» (4.3)
- браслет в технике «крестик» (4.4)
- колье в технике «цветочек» (4.5)
- выполнение коллективной работы «Панно для выставки» (4.6).
Методическое и материально-техническое обеспечение программы «Мастерица»
Основные методы: показ; зрительный ориентир; помощь педагога.
Словесный- указание, объяснение.
Творческий- самостоятельная деятельность воспитанников.
Практический- отработка практических навыков в разных техниках исполнения.
Материальное обеспечение программы : ткань, нитки, иглы, ножницы, портновский мел, булавки, пяльцы, канва, мулине, разные виды бисера, леска, проволока, замочки для готовых изделий, рамки для коллективных работ и коллажей.
2.2. Возрастная группа 12-17 лет
№ темы Название разделов, тем Всего часов Теория Практика
Вводное занятие. Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности, оборудование рабочего места. 1 1 -
1 Ремонт одежды
1.1 Пуговицы с 2-мя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц на образцах 2 1 1
1.2 Изготовление декоративно-прикладного изделия с использованием пуговиц. 4 1 3
1.3 Вешалка к одежде. Подбор ткани. Понятие долевой нити. 3 1 2
1.4 Заплатка утилитарная и декоративная, выполнение заплат на ткани. 3 1 2
2 Вышивание
2.1 Инструменты и приемы работы. Выполнение «стебельчатого шва». 3 1 2
2.2 «Стебельчатый и тамбурный швы». Вышивка по готовому рисунку. 3 1 2
2.3 «Рококо», «Узелки», «гладь». Выполнение узора в пяльцах. 6 1 5
3 Швейная машина
3.1 Техника безопасности. Устройство машины. Способ заправки нити. Наматывание шпульки. Строчка на ширину лапки. 6 3 3
3.2 Сшивания нескольких слоев ткани. Сумка с карманом. 5 2 3
Итого: 36 13 23
Содержание программы (возрастная группа 10–14 лет)
Раздел 1 Ремонт одежды (1-1.4)
Теория. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Изучение основ ручного шитья (таблицы, образцы). Использование ранее приобретенных навыков для ручного шитья.
Практика:
- пришивание пуговиц (1.1)
- творческая работа (1.2)
- вешалка к одежде (1.3)
- заплатка (1.4)
Раздел 2 Вышивание (2-2.3)
Теория. Инструменты и приспособление для вышивания. Техника безопасности. Приемы работы. Виды швов для вышивания. Просмотр образцов.
Практика:
- «Стебельчатый шов» (2.1)
- «Тамбурный шов» (2.2)
- «Рококо», «Навив», «Узелки», «Гладь» (2.3)
Раздел 3 Швейная машина (3-3.3)
Теория. Технические сведения о швейных машинах. Рассматривание таблиц. Техника безопасности при работе на швейной машине.
Практика:
- заправка машины, наматывание шпульки, установка лапки, строчка на ширину лапки (3.1)
- сострачивание нескольких слоев ткани, пошив сумки с карманом из готового кроя (3.2)
Методическое и материально-техническое обеспечение программы «Мастерица»
Основные методы: показ; зрительный ориентир; помощь педагога.
Словесный- указание, объяснение.
Творческий- самостоятельная деятельность воспитанников.
Практический- отработка практических навыков в разных техниках исполнения.
Материальное обеспечение программы : ткань, нитки, иглы, ножницы, портновский мел, булавки, пяльцы, канва, мулине, разные виды бисера, леска, проволока, замочки для готовых изделий, рамки для коллективных работ и коллажей, швейная машина, утюг, гладильная доска.
Список литературы
1. Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах. – М. : Прогресс, 2006. – 256 с.
2. Гатанова Н. А., Тунина Е. Развиваю внимание. – СПб: Питер, 2000. – 233 с.
3. Еременко Т. И. Рукоделие. – М. : Мой мир, 2007. – 398 с.
4. Немецкий Б. Н. Мудрость красоты. – М. : Просвещение, 2008. – 202 с.
5. Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием. – М. : Просвещение, 2010. – 138 с.
6. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. -Ставрополь: Илекса, 2005. – 252 с.
7. Еременко Т. И., Лебедева Л. И. Стежок за стежком – М. : АСТ, Астрель, 2010. – 212с.
8. Виноградова Е. В. Браслеты из бисера. - М. : Просвещение, 2009. – 98 с.
9. Васильев И. И. Швейное оборудование в старших классах. – СПб: Питер, 2006. – 78 с.