Кузнецова Елена Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школы № 56 имени академика В. А. Легасова»
Дошкольное отделение
Дополнительная общеобразовательная программа
«Моя Москва»
2023-2024 учебный год
Направленность: познавательная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Моя Москва“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Московская область, город Москва
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольника. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему, и формируется у ребёнка постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, школе, улице, городу, родным местам, родной стране, её природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, районом, где ребёнок живёт, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Яркими событиями являются походы, во время которых дети на только получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми местами, разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Целевые экскурсии в магазин, библиотеку, на почту или стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района. Программа «Моя Москва» подводит дошкольников к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Дошкольники знакомятся с флагом и гербом Москвы, изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.
Цель программы : воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника. Задачи программы : - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; - повышение общей культуры. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству детей с историей и современной жизнью столицы нашего государства. Возраст детей : программа предназначена для детей в возрасте 5-6лет.
Срок реализации Программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитана на 1 год обучения, 38 часов (1 час в неделю).
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Формы:
-Беседы.
-Индивидуальная работа.
-Игра.
Методы:
-наглядный.
-исследовательский.
-объяснительно-иллюстративный.
-проблемно-поисковый.
-наполняемость группы до 25 человек.
Материально-техническое обеспечение:
-Дидактические и наглядные пособия;
-современные средства ТСО;
-методическая литература;
-репродукции картин;
-фотоальбомы «Мой город»;
-художественная литература.
Список литературы:
1. Анисимов А. Театры Москвы : Время и архитектура. – М., 1983.
2. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.
3. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.
4. Имена московских улиц. – М., 1988.
5. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.
6. Латышева Г., Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. – М., 1973.
7. Москва. Энциклопедия. – М., 1980.
8. Рабинович М. О древней Москве. – М., 1963.
9. Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : . : Мозайка-Синтез, 2008;
10. В. И. Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы ” под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! - М. : «ВАКО», 2006.
Дополнительная литература
1. Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.
2. Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.
3. Белоусова Т. М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.
4. Бурышкин П. Москва купеческая : Мемуары. – М., 1991.
5. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.
6. Мельник Н. С. «Москвоведение» Головин Н. Н. Моя первая русская история.
7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой победе!» -М. : ГНОМ, 2014.
8. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». - М. : Айрис - пресс, 2007.
Учебно – тематический план.
Тема Кол-во часов Задачи
1 Символы Москвы. 1 Формировать первоначальное представление о государстве, его символах (флаг, герб, гимн).
2 Битва за Москву 1 Познакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над фашизмом; расширять знания о государственных праздниках; развивать нравственно – эстетическое воспитание на примере поступков героев ВОВ; воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.
3 Москва столица - России
1 Расширять представления детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; воспитывать уважение к своему народу.
4 Кто основал Москву? 1 Формировать представление о столице нашей Родины.
Познакомить с историей основания Москвы и её основателем – Юрием Долгоруким.
5 Московские реки 1 Значение рек для жизни города. Главная река Москва.
6 Куликовская битва 1 Рассказать об истории Куликовской битвы, ее ходе и значении для Руси, о мужестве и отваге воинов. Познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить русских князей. Пробуждать интерес к истории Отечества, эмоциональное восприятие этого события. Воспитывать патриотические чувства, гордость за дела своих предков.
7 Московская природа 1 Познакомить детей с атласа животным и растительным миром набережной, деревьев, растущих в в Москве. С ландшафтным дизайном
8 Как Москва строилась. Москва деревянная. 1 Познакомить с историей возникновения города. Дать представление о том, в каких домах жили люди
9 Москва белокаменная 1 Познакомить с историей возникновения белокаменного города.
10 Наши предки москвичи 1 «Москва - не город, а целый мир» (Москва на перепутье дорог, какие люди жили в городе, из каких земель приходили, да как обживались).
11 Улицы Москвы 2 Познакомить детей с названиями улиц города, их местом расположения и особенностями.
Упорядочить знание детей о названии района, в котором они живут, о знакомых местах в городе.
Закрепить у детей знание домашних адресов.
12 История моей улицы 1 Формировать представление детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живёт сейчас, какие есть достопримечательности и т. д.).
13 Старый и Новый Арбат 1 Продолжать развивать познавательный интерес у детей.
14 Московский цирк 1 Познакомить детей с историей возникновения, с героическим прошлым.
15 Театры Москвы 2 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром.
Повышение общей культуры.
16 Театр кукол имени С. В. Образцова. 1 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, театром кукол им. С. В. Образцова
Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.
17 Московский транспорт 2 История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.
Расширение представления детей о транспорте Москвы (электробусы, БКЛ, МЦД, электрички, речной транспорт)
18 Московская архитектура 2 «Москва старая и современная». Здания разных времен на территории Москвы. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.
18 Знаменитые люди Москвы 2 Продолжать знакомить со столицей нашей Родины. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.
19 Московский Кремль-сердце России 1 Дать детям знание об истории Московского Кремля, о его достопримечательностях. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства. Развивать патриотические чувства - чувство любви и гордости к своей стране
20 Башни Кремля 1 Познакомить детей с башнями Московского Кремля; развивать патриотические чувства чувство любви и гордости к своей стране, обобщить и систематизировать знания о культуре, людях, оставивших след в памяти народа.
21 Башни Спасская, Троицкая и Кутафья 1 Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы. Воспитывать интерес к истории Отечества.
22 Памятники Москвы 2 Закрепить знания детей о Москве, истории Москвы, достопримечательностях. Воспитывать в детях чувство любви к родному городу, ее достопримечательностям.
23 Сады Москвы. Ботанический сад. 1 Продолжать расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.
23 Московский зоопарк. 2 Стимулировать познавательный интерес к истории московского зоопарка
24 Московские музеи. 1 Формировать представления об историческом и культурном наследии своего народа через знакомство с музеями города Москвы. Формирование элементарных представлений об «образе музея», как храме искусства, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения; о музеях города Москвы.
25 Музей-заповедник «Коломенское». 1 Расширить представления о Москве, как столице России
26 Музей-заповедник «Измайлово» 1 Познакомить детей с заповедниками нашей страны;
формировать ответственное и бережное отношение к родной
природе; воспитывать у детей чувство гордости к родной
28 Музей-панорама «Бородинская битва». 1 Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Знакомство с Бородинским сражением 1812 года.
29 Третьяковская галерея 1 Продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством; расширять представления детей о живописи знакомство с ее жанрами; формировать художественно образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.
30 Административные округа Москвы 1 Продолжать расширять кругозор, передавать знания об истории.