Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет

Кузнецова Елена Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школы № 56 имени академика В. А. Легасова»

Дошкольное отделение

Дополнительная общеобразовательная программа

«Моя Москва»

2023-2024 учебный год

Направленность: познавательная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

г. Москва

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Моя Москва“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольника. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему, и формируется у ребёнка постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, школе, улице, городу, родным местам, родной стране, её природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, районом, где ребёнок живёт, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Яркими событиями являются походы, во время которых дети на только получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми местами, разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Целевые экскурсии в магазин, библиотеку, на почту или стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района. Программа «Моя Москва» подводит дошкольников к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Дошкольники знакомятся с флагом и гербом Москвы, изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Цель программы : воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника. Задачи программы : - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; - повышение общей культуры. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству детей с историей и современной жизнью столицы нашего государства. Возраст детей : программа предназначена для детей в возрасте 5-6лет.

Срок реализации Программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Моя Москва» рассчитана на 1 год обучения, 38 часов (1 час в неделю).

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Формы:

-Беседы.

-Индивидуальная работа.

-Игра.

Методы:

-наглядный.

-исследовательский.

-объяснительно-иллюстративный.

-проблемно-поисковый.

-наполняемость группы до 25 человек.

Материально-техническое обеспечение:

-Дидактические и наглядные пособия;

-современные средства ТСО;

-методическая литература;

-репродукции картин;

-фотоальбомы «Мой город»;

-художественная литература.

Список литературы:

1. Анисимов А. Театры Москвы : Время и архитектура. – М., 1983.

2. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.

3. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.

4. Имена московских улиц. – М., 1988.

5. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.

6. Латышева Г., Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. – М., 1973.

7. Москва. Энциклопедия. – М., 1980.

8. Рабинович М. О древней Москве. – М., 1963.

9. Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : . : Мозайка-Синтез, 2008;

10. В. И. Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы ” под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! - М. : «ВАКО», 2006.

Дополнительная литература

1. Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.

2. Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.

3. Белоусова Т. М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.

4. Бурышкин П. Москва купеческая : Мемуары. – М., 1991.

5. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.

6. Мельник Н. С. «Москвоведение» Головин Н. Н. Моя первая русская история.

7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой победе!» -М. : ГНОМ, 2014.

8. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». - М. : Айрис - пресс, 2007.

Учебно – тематический план.

Тема Кол-во часов Задачи

1 Символы Москвы. 1 Формировать первоначальное представление о государстве, его символах (флаг, герб, гимн).

2 Битва за Москву 1 Познакомить детей с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над фашизмом; расширять знания о государственных праздниках; развивать нравственно – эстетическое воспитание на примере поступков героев ВОВ; воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

3 Москва столица - России

1 Расширять представления детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; воспитывать уважение к своему народу.

4 Кто основал Москву? 1 Формировать представление о столице нашей Родины.

Познакомить с историей основания Москвы и её основателем – Юрием Долгоруким.

5 Московские реки 1 Значение рек для жизни города. Главная река Москва.

6 Куликовская битва 1 Рассказать об истории Куликовской битвы, ее ходе и значении для Руси, о мужестве и отваге воинов. Познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить русских князей. Пробуждать интерес к истории Отечества, эмоциональное восприятие этого события. Воспитывать патриотические чувства, гордость за дела своих предков.

7 Московская природа 1 Познакомить детей с атласа животным и растительным миром набережной, деревьев, растущих в в Москве. С ландшафтным дизайном

8 Как Москва строилась. Москва деревянная. 1 Познакомить с историей возникновения города. Дать представление о том, в каких домах жили люди

9 Москва белокаменная 1 Познакомить с историей возникновения белокаменного города.

10 Наши предки москвичи 1 «Москва - не город, а целый мир» (Москва на перепутье дорог, какие люди жили в городе, из каких земель приходили, да как обживались).

11 Улицы Москвы 2 Познакомить детей с названиями улиц города, их местом расположения и особенностями.

Упорядочить знание детей о названии района, в котором они живут, о знакомых местах в городе.

Закрепить у детей знание домашних адресов.

12 История моей улицы 1 Формировать представление детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живёт сейчас, какие есть достопримечательности и т. д.).

13 Старый и Новый Арбат 1 Продолжать развивать познавательный интерес у детей.

14 Московский цирк 1 Познакомить детей с историей возникновения, с героическим прошлым.

15 Театры Москвы 2 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром.

Повышение общей культуры.

16 Театр кукол имени С. В. Образцова. 1 Познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, театром кукол им. С. В. Образцова

Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.

17 Московский транспорт 2 История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.

Расширение представления детей о транспорте Москвы (электробусы, БКЛ, МЦД, электрички, речной транспорт)

18 Московская архитектура 2 «Москва старая и современная». Здания разных времен на территории Москвы. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.

18 Знаменитые люди Москвы 2 Продолжать знакомить со столицей нашей Родины. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

19 Московский Кремль-сердце России 1 Дать детям знание об истории Московского Кремля, о его достопримечательностях. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства. Развивать патриотические чувства - чувство любви и гордости к своей стране

20 Башни Кремля 1 Познакомить детей с башнями Московского Кремля; развивать патриотические чувства чувство любви и гордости к своей стране, обобщить и систематизировать знания о культуре, людях, оставивших след в памяти народа.

21 Башни Спасская, Троицкая и Кутафья 1 Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы. Воспитывать интерес к истории Отечества.

22 Памятники Москвы 2 Закрепить знания детей о Москве, истории Москвы, достопримечательностях. Воспитывать в детях чувство любви к родному городу, ее достопримечательностям.

23 Сады Москвы. Ботанический сад. 1 Продолжать расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.

23 Московский зоопарк. 2 Стимулировать познавательный интерес к истории московского зоопарка

24 Московские музеи. 1 Формировать представления об историческом и культурном наследии своего народа через знакомство с музеями города Москвы. Формирование элементарных представлений об «образе музея», как храме искусства, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения; о музеях города Москвы.

25 Музей-заповедник «Коломенское». 1 Расширить представления о Москве, как столице России

26 Музей-заповедник «Измайлово» 1 Познакомить детей с заповедниками нашей страны;

формировать ответственное и бережное отношение к родной

природе; воспитывать у детей чувство гордости к родной

28 Музей-панорама «Бородинская битва». 1 Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Знакомство с Бородинским сражением 1812 года.

29 Третьяковская галерея 1 Продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством; расширять представления детей о живописи знакомство с ее жанрами; формировать художественно образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.

30 Административные округа Москвы 1 Продолжать расширять кругозор, передавать знания об истории.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Москва» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 15:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД