МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания»

Марина Демидова
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания»

Дополнительная общеобразовательная программа

«Школа внимания»

срок реализации: 3 месяца

направленность: социальная адаптация

возраст несовершеннолетних: 7-18 лет

автор-составитель:

педагог-психолог

М. И. Демидова

город Новороссийск

2019 год

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Школа внимания“» размещена в разделах

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать у него уроки, будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность, как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание ребенка – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе не успешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. В программе помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи. «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…» - Битянова М. Р.

Цель программы :

1. Преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

2. Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в школьном возрасте; психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных навыков.

3. Повышение эффективности учебной деятельности школьника.

Задачи:

Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания; мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

Развивать объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации; волевую сферу; воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами; устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Возраст детей: от 7 до 18 лет.

Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах от 5 до 10 человек (7-10 лет; 11-14 лет).

Максимальная нагрузка в неделю: 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час академический - 40 мин (7-10 лет; 11-14 лет). Освоение программы - 3 месяца (15 ч).

Место проведения занятий: классная комната, занятия организуются и проводятся педагогом - психологом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия.

Формы организации занятий по программе кружка выбраны с учетом особенности их проведения в разновозрастной группе воспитанников, а также с учетом временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении.

В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развивается эмоциональная отзывчивость, формируются правила и нормы культуры поведения в обществе.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

Словесный метод: объяснение;

Иллюстративный: демонстрация наглядного материала;

• Проблемный;

Практический: выполнение заданий;

Аналитические методы: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.

Критерии эффективности программы :

• - занятия адаптированы к конкретным группам детей.

• - используются различные методы работы.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на :

• ориентацию в пространстве;

• произвольность поведения и познавательных процессов;

• умение организовать деятельность;

мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;

внимание : концентрация, объем, устойчивость;

память: словесно-логическую;

восприятие: дифференцированность, устойчивость;

• словарное развитие;

• тонкую моторику.

Принципы обучения:

• Эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития ребенка;

• Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;

• Последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному.

Условия реализации программы :

дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-45 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий.

Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Ожидаемые результаты:

- Развитое внимание даст возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять внимание выполнению какой-то конкретной, иногда даже монотонной задачи по предмету.

- Развитая память позволит детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.

- Дети с лёгкостью начинают переключаться с одного понятия или правила на другое, а также выбирать среди других необходимые понятия или правила.

- Развитое мышление позволит ребенку самостоятельно справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические выводы и заключения.

Список литературы:

1. Афонькин С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.

2. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.

3. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.

4. Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.

5. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн. 1, 3, 4. – М. : РОСТ, Скрин, 1998.

6. Воронина Т. П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.

7. Зак А. З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

8. Савенков А. И., Савенкова Н. И. Тренируем память. – М., 2000.

9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.

10. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

11. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей у детей»,

Ярославль, 1997 г.

12. Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей», Росмэн, 2002 г.

13. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М. : “Ось – 89”, 2006.

14. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М. : Глобус, 2008.

15. Глазунов Д. А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт. -сост. Д. А. Глазунов. – М. : Издательство «Глобус», 2009г.

16. Глазунов Д. А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт. -сост. Д. А. Глазунов. – М. : Издательство «Глобус», 2010г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания»
Опубликовано: 1 августа 2020 в 23:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД