МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа по музыке «Веселый оркестр» (старший дошкольный возраст)

Вера Самофеева
Дополнительная общеобразовательная программа по музыке «Веселый оркестр» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -

филиал «Уфимский детский сад «Радуга"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Возраст обучающихся : 5-7 лет (старший возраст)

Музыкальный руководитель : Самофеева Вера Николаевна

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по музыке „Веселый оркестр“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

п. Уфимский, 2019 г.

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4

1.1. Пояснительная записка 4

1.2. Цели и задачи реализации Программы 4

1.3. Отличительные особенности программы. 5

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся 5-7 лет 5

Возрастные особенности детей 5 – 7 лет в музыкальной деятельности 5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7

ОПИСАНИЕ ОПЫТА 9

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 11

3.1. Материально-техническое обеспечение 11

3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы и режим занятий. 12

3.3. Годовой календарный учебный график. 12

3.4. Учебно-тематический план. 13

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»

Название дополнительной общеразвивающей программы (ДОПр) Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые оркестр»

Направление образовательной деятельности по ДОПр Художественная

Цель, задачи ДОП

Воспитательные:

Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Воспитание творческой инициативы.

Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

Развивать мышление, аналитические способности.

Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Коррекционные:

Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа «Весёлый оркестр» основана на программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой (созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа) и направлена на формирование и развитие навыков коллективного элементарного музицирования, развития музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ударных инструментов оркестра Карла Орфа.

Данная программа реализуется МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.

Обучающие:

• Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

• Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

• Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также отображать и читать графические нотации.

• Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

• Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

• Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

• Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

• Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

• Воспитание творческой инициативы.

• Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

• Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

• Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

• Развивать мышление, аналитические способности.

• Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

• Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

• Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Коррекционные:

• Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

• Развитие общей и мелкой моторики, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.

1.3. Отличительные особенности программы.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Коллективное элементарное музицирование для детей старшего дошкольного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной дополни-тельного образования и одной из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера таких занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и навыков на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Знакомство с выдающимися образцами мировой музыкальной классики формирует музыкальный кругозор дошкольников. Программа «Весёлый оркестр» ориентирована на особенности процесса образования в МКДОУ, а также на наличие инструментов, специально созданных для детского музыкального творчества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты).

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся 5-7 лет

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Возрастные особенности детей 5 – 7 лет в музыкальной деятельности

Дети седьмого года жизни становятся любознательными, наблюдательными, они пытаются установить связь между отдельными явлениями. Их восприятие становится более тонким. Они способны более адекватно почувствовать музыку, понять её содержание, эмоционально реагировать на неё. Содержание бесед с детьми шести-семи лет становится более развёрнутым, характер постановки вопросов значительно отличается от аналогичной методики в старшей группе.

Дети к шести годам уже овладели навыками звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Они способны запомнить и воспроизвести мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. В этом возрасте ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и выразительном исполнении их под музыку – грациозно, легко, изящно. У детей резко возрастает способность к выполнению разнообразных и сложных по координации движений. Они достаточно свободно владеют многими естественными движениями, им знакомо мышечное чувство напряжения и расслабления, и они начинают осознанно управлять им. Дети овладевают не только общим рисунком и смыслом того или иного движения, но и элементами техники его исполнения.

К шести годам дети уже освоили музыкальные инструменты и могут играть несложные мелодии. Этот этап обучения предполагает исполнение детьми произведений, в котором звучат от трёх до двенадцати музыкальных инструментов. Дети в возрасте от 5 до 7 лет способны импровизировать ритмы, подбирать по слуху несложные мелодии, аккомпанировать себе во время пения.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Все результаты моей работы, отражены в мониторинге музыкального развития детей, основанном на общих принципах Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основой планирования занятий по дополнительному образованию «Весёлый оркестр» является программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Занятия проводятся в музыкальном зале, в сформированных группах (до 12-14 человек) два раза в неделю, продолжительностью 25 минут. Возраст дошкольников от 5 до 7 лет.

На каждом занятии используются различные виды деятельности, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: речевое музицирование, звучащие жесты, игра на различных инструментах К. Орфа (основные навыки, игра в ансамбле, моделирование музыкального языка, творческие упражнения, импровизации. Все виды деятельности логично сменяют и дополняют друг друга. По каждому разделу решаются следующие задачи, в соответствии с возрастом детей :

• формирование устойчивого ощущения равномерной ритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;

• выделение акцента (сильной доли) и игра базовой партитуры;

• артикуляционно-телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, освоение двухдольного и трёхдольного размера;

• формирование интуитивных представлений о связи музыки с жизнью через озвученное слово и жест;

• развитие навыков импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку

• придумывание детьми последовательностей звучащих жестов в игре «эхо».

2.1. Описание образовательной деятельности с описанием вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников

Музыкальное развитие.

Методы

Обучение детей элементарному музицированию проводится в разных видах музыкальной деятельности и строится на трех основных методах.

Словесный метод:

• Беседы о музыкальных жанрах : марш, песня, танец.

• Рассказы детей о характере музыки : грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный.

• Какие эмоции вызывает музыка при слушании произведений, например, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: печаль, радость, грусть, спокойствие?

• Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми.

• Речевые игры, пальчиковые игры.

Наглядный метод:

• Рассматривание портретов композиторов.

• Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра : скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры.

• Рассматривание сюжетных картинок из цикла «Времена года», животных и их детёнышей, показ фигурок настольного театра, кукол театра «Бибабо», фланелеграф и его использование, музыкальная лесенка, пальчиковый театр, наборы картинок сказочных персонажей.

Практический метод:

• Упражнения и игры на развитие мелкой моторики «Волшебный мешочек»; различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю»; дидактические игры с применением презентаций-тренажеров»; нетрадиционная продуктивная деятельность «Сделай сам», изготовление самодельных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности.

• Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки.

• Игра на детских музыкальных инструментах : ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки.

Элементы костюмов: шапки, маски – зайца, лисы, волка и т. д.

Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов.

Принципы

Обучение детей элементарному инструментальному музицированию, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

• Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.

• Принцип учета возрастных особенностей : занятия, игры, наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.

• Принцип постепенности. Знания сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.

• Принцип интеграции. Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей.

• Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения.

• Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности.

В разделе «Игра в оркестре» большое внимание уделяем применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах (игра «звучащими жестами»). Учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты.

В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано, используем также детские музыкальные инструменты. Поем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте). Импровизируем голосом и артикуляцией: говорение, шипение, шепот, глиссандирование, пение. Так, например, озвучиваем темы «Звуки весны». Большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевые (подражание голосам животных, птиц) и пение по руке, пение по картинкам «Гуси», «Киса», «Петушок». Творческие задания даются детям в виде: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?», «Я здесь».

В разделах «Игра», «Речевое музицирование» и «Звучащие жесты» развиваем творчество детей, предусматриваем самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока.

В разделе «Движение и активное слушание» восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создаем модель движения, свободное движение в пространстве, в поиске образа. А так же используем музыкальные инструменты, предметы: платочки, ленточки, шарики, цветы. Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем».

В разделе «Импровизация» используем задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу. Используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами, мягкие игрушки, куклы, погремушки.

Программа рассчитана на 1 год обучение.

Мониторинг проводится в начале (сентябрь) и в конце года (май).

При провидении мониторинга необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- при ознакомлении детей с элементарным музицированием следует установить связь между всеми видами музыкальной деятельности;

- проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования;

- воспитывать в детях самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности.

Возрастная группа детей

Занятия студии элементарного музицирования проводятся один раз в неделю, 4-5 раз в месяц, 35 - 36 раз в год.

Занятия проводятся в сформированной группе (12-14 детей).

Возраст дошкольников : 5 – 7 лет (средние, старшие, подготовительные группы).

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 20, 30 минут.

Программа состоит из трех разделов (для средней, старшей и подготовительной к школе групп, работа над которыми продолжается параллельно в течение трех лет и 36 занятий для каждой группы в год.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, речевое музицирование, звучащие жесты, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей (законных представителей) в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для реализации целей Программы в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Радуга» – созданы оптимальные материально-технические условия.

Комплексное оснащение образовательной деятельности обеспечивает осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми. А также организацию как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

3.2. Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы и режим занятий.

Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2019 -2020 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год

Год обучения Первый

Возраст воспитанников 5-7 лет

Количество воспитанников в текущем учебном году

Количество часов в неделю 5-7 лет: 30 мин.

Общее количество занятий в год 5-7 лет: 67 занятий

3.4. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план на 2019 - 2020 учебный год.

№ Наименование раздела Теоретическая часть Практическая часть Общее кол-во часов

1 Звучащие жесты 2 часа 9 часов 11 ч

2 Речевое музицирование 4 часа 8 часов 12 ч

3 Игра в оркестре, ансамбле (инструменты) 2 часа 12 часов 14 ч

4 Моделирование музыкального языка, элементы музыкальных занятий 4 часа 4 часа 8 ч

5 Движение и активное слушание 0 10 часов 10 ч

6 Импровизация 2 часа 10 часов 12 ч

Итого: 14 ч. 53 ч 74 ч

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Конкурсно-игровая программа, посвященная Дню Матери «Самая активная мама» (старший дошкольный возраст) Конкурсно-игровая программа,посвященная Дню Матери «Самая активная мама»Цель. Расширение позитивного поля взаимодействия детей, родителей,.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст)Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст) Цель: расширить знания и представление детей о бумаге, ее свойствах. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей обследовать предмет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по музыке «Веселый оркестр» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 22:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по музыке «Веселый оркестр» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Вера Самофеева (УИ 509411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД