Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной»

Галина Кравченко
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной»

Министерство

социального развития и семейной политики

Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК

«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая

«___» ___ 2015 года «___» ___ 2015 года

Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению „Кубань — мой край родной“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

по кубановедению

«Кубань – мой край родной»

Разработчики: воспитатель отделения диагностики

и социальной реабилитации Кравченко Г. Д.

Краснодар

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кубань моя, за всё спасибо

За хлеб и соль, за силу трав.

Живя с тобой, я так счастлива

И кто поверит, будет прав.

С. Донченко

«Кубановедение» - это знание о своей ближней (малой) родине - от слов «ведать». «Знать» свою родную Кубань - ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.

Маленькие кубанцы - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества. Формирование в детской душе этого “чувства малой родины”, которому способствует изучение традиций, быта, воинской славы казаков их походов, сражений, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина, помочь воспитанникам ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины.

Программа «Кубань - мой край родной» направлена на ознакомление детей с особенностями природы Краснодарского края, с историческим развитием своей малой родины, с поэтами, композиторами и художниками, выдающимися деятелями науки, медицины, с хозяйственной деятельностью жителей родного края. Во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы является хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи обогащают чувственный, эмоциональный опыт детей.

Изучение национальной культуры, ее сохранение и развитие - залог духовной связи поколений, нравственного возрождения народа. Изучение истории казачества - одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся. В богатейшей истории нашей родины история казачества, пожалуй, одна из самых интересных и менее изученных сюжетов.

У всех народов есть свое прошлое и настоящее. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Изучая историю родного края и станицы, дети расширяют свой кругозор, который помогает им по - новому взглянуть на окружающий мир.

Актуальность данной образовательной программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре и к жителям края.

Цель программы - воспитание любви к малой родине, бережного отношения к ее природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов ее литературы, музыки и других видов искусства.

Задачи программы :

Образовательные :

• ознакомление детей со своеобразием истории, культуры, природы родного края;

• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;

• ознакомление с основными видами декоративно-прикладного творчества кубанского казачества, приобщение воспитанников к кубанским казачьим праздникам, обрядам и знаменательным датам;

Воспитательные:

• воспитание в детях чувства патриотизма, быть активными гражданами Кубани;

• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

• воспитание аккуратности и дисциплинированности;

Развивающие:

• развитие экологическое мышления, формирования экологической грамотности;

• развитие эмоциональной сферы ребёнка;

• Развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.

При обучении используются методы:

практические методы: экскурсии, встречи с ветеранами;

словесные методы: объяснения, чтения, описания, анализ, словесная оценка;

методы наглядного воздействия: показ иллюстраций, плакатов, просмотр видео фильмов, выставки предметов народного творчества.

Занятия проводятся в форме рассказа, беседы, экскурсии, демонстрации иллюстраций из книг и образов творческих работ, предметов быта кубанских казаков, презентаций.

Ожидаемые результаты:

• знание истории, культуры, природы родного края;

• умение рассказывать о своей малой Родине;

• знаком с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;

• знаком с основными видами декоративно-прикладного творчества кубанского казачества, с кубанскими казачьими праздниками, обрядами и знаменательными датами.

Методика и технология реализации:

Программа состоит из 12 занятий. Общий объем занятий – 12 академических часов.

Категория обучаемых: несовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в группе по 5-7 человек, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.

Форма проведения: групповая.

Данная форма организации позволяет объединить детей с различными навыками в одну группу, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т. е. на протяжении всего цикла проведения нет повторяющихся занятий.

Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей в ходе реализации программы.

Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки при необходимости.

Состав исполнителей: социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятий.

Мониторинг эффективности работы: осуществляется на всех этапах реализации программы.

Диагностические критерии оценки знаний проводятся в форме анкетирования на начало и конец реализации программы.

По истечении срока реализации программы дети должны знать :

• символику Краснодарского края;

• даты важнейших событий в истории края, города.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;

• достопримечательности родного города;

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани;

• исполнять гимн Краснодарского края; правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани;

• стремиться быть высоконравственным, неравнодушным гражданином своей Родины.

Технические средства обучения

• использование мультимедийного оборудования

• ноутбук

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическое занятие: «Мы живем на Кубани»

Прививать детям интерес к истории родного края; расширять представления о многообразии природы, о труде людей края; воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, ремёслам, любознательность, любовь к родному краю.

2. Теоретическое занятие: «Символика Кубани»

Познакомить с символикой Кубани : флагом, гербом, гимном; воспитание любви к родному краю, Родине, воспитание чувства патриотизма.

3. Теоретическое занятие: «Православие на Кубани»

Формирование представлений о культурно - историческом наследии Кубани, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Раскрыть роль и значение православия для казачества.

4. Теоретическое занятие: «Лейся песня над Кубанью»

Знакомство с творчеством композиторов родного края Г. Ф. Пономаренко, В. Г. Захарченко. Развитие интереса к их произведениям.

5. Теоретическое занятие: «Равнодушие»

Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие»; учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды. Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.

6. Теоретическое занятие: «Особенности труда и быта жителей родного края»

Познакомить детей с особенностями труда жителей родного края; расширить словарный запас; воспитывать уважение к труженикам родного края, любовь и гордость к Кубанской земле, к родному городу.

7. Теоретическое занятие: «Отчизны верные сыны. Защитники земли кубанской».

Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм; познакомить учащихся с историей семьи Степановых; воспитывать чувство гордости за героев своей страны, своего края.

8. Теоретическое занятие: «Краснодарская улица Красная»

познакомить детей с достопримечательностями улицы Красной, города Краснодара.

9. Теоретическое занятие: «Просветители земли кубанской»

Познакомить детей с выдающимися историческими, научными, культурными деятелями Кубани. Гордиться их именами. Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

10. Теоретическое занятие: «Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края»

Познакомить детей с различными способами описания красоты природы родного края; с произведениями художников, писателей, воспевающих красоту земли Кубанской.

11. Теоретическое занятие: «Красная книга Краснодарского края»

Познакомить детей с названиями некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края, об исчезающих животных и растениях своего района.

12. Заключительное занятие: «Викторина по кубановедению»

Анализ знаний детей в форме тестирования по истории, культуре, природе родного края; укладе жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;

с кубанскими казачьими праздниками, обрядами и знаменательными датами.

Список используемой литературы

Основная литература

1. «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс», автор-составитель Еременко Е. Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.

2. «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс», автор-составитель Еременко Е. Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.

3. Мирук М. В., Еременко Е. Н., Науменко Т. А., ПаскевичН. Я. Кубановедение. Учебник для 3-4 кл. 2-е изд.

Дополнительная литература

1. Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 /. Составители Казарян К. П., Бурлаченко Т. Л.

2. Животный мир Кубани. Учебное наглядное пособие. Авторы-составители Терская И. А., Криштопа А. Н.

3. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И. П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009.

4. Голиков В. И. Фауна Кубани : видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 192 с.

5. Плотников Г. К., Стрельников В. В., Островских С. В., Пашков А. Н., Жукова Т. И., Пескова Т. Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 208 с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок» Пояснительная записка Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» театральной студии «Театральный фургон» Пояснительная записка Театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей целым комплексом художественно-эстетических средств.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 19:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД