Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа «Чувашская история и культура» для детей 9–15 лет

Наталья Владиславовна Тарасова
Дополнительная общеразвивающая программа «Чувашская история и культура» для детей 9–15 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Чувашская история и культура»

Срок реализации программы - 1 год

Возраст обучающихся: 9-15 лет

Базовый уровень программы

Разработчик программы : Тарасова Наталья Владиславовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

р. п. Ишеевка, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Чувашская история и культура“ для детей 9–15 лет» размещена в разделах

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка…. 3-5

1.2. Цель и задачи программы …. 6-8

2. Учебный план ….9

3. Содержание программы …. 13

4. Комплекс организационно — педагогических условий … 20

4.1. Календарный учебный график ….20

5. Условия реализации программы …. 28

5.1. Материально-техническое обеспечение …. 28

5.2. Информационное обеспечение …28

5.3. Кадровое обеспечение…28

6. Список литературы …29

6.1. Список литературы для педагога …29-30

6.2. Список литературы для учащихся …. 30

6.3. Список литературы для родителей …31

ПРИЛОЖЕНИЯ …32- 51

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Программа «Чувашская история и культура» разработана в соответствии со следующими документами:

• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

• Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

• СанПин 2.4. 3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Устав МУ ДО ИДДТ.

• Положение об объединении (локальный акт).

Данная программа модифицирована, составлена на основе Программы для общеобразовательных школ Чувашской республики «Культура родного края» (под редакцией Александровой Е. В., 2011. – г. Чебоксары, Программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья» (под редакцией А. Ш. Кержнер, В. А Архипова, Н. С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2010) и дополнительной образовательной программы «Изучение истории и культуры чувашского народа» (автор Прохорова В. В., р. п. Ишеевка - 2009 г.).

Уровень освоения программы :

- «Базовый уровень» программы предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.

Программа направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы, обусловлена приобщением обучающихся к изучению истории и культуры чувашского народа.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает :

• новое решение проблем дополнительного образования;

• новые методики преподавания;

• новые педагогические технологии в проведении занятий.

Отличительные особенности программы.

Естественно, история чувашского народа, его традиционная, выработанная в течение веков и тысячелетий материальная и духовная культура – разные виды профессионального художественного творчества в полном объеме не могут быть преподаны и усвоены учащимися за ограниченное время, выделяемое на этот предмет. Поэтому данная программа является краткой, ставит ограниченные пропедевтические цели, а именно:

• Сообщить в живой форме общие сведения и обозначить предметные вехи;

• Ввести учащихся в мир национального чувашского искусства;

• Вызвать у них интерес к более глубокому познанию чувашского языка и литературы, музыки и изобразительного искусства, театра, народных художественных промыслов и ремесел.

Педагогическая целесообразность программы.

Организация объединения «Чувашская история и культура» - одна из форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, позволяющая удовлетворить естественный интерес учащихся к культуре и традициям своего народа.

Теоретическая и практическая часть занятий позволит конкретизировать и углубить первичные знания по чувашскому языку и станут базой научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного и оценочного отношения к своему народу и к себе.

Адресат программы.

Программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися 9-15 лет, составлена с учетом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей.

Объём программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа. Структурно занятие делится на две части по 45 минут с 15 минутным перерывом.

Виды занятий:

Интеллектуальные, познавательные игры,

Тематические викторины,

Беседы,

Встречи с интересными людьми,

Открытые занятия и экскурсии.

Все это поможет закреплению материала, организует досуг обучающихся.

Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – это экскурсия в музей И. Я. Яковлева. Она даст возможность углубить интересы учащихся о прошлом чувашского народа.

Формы обучения: групповые, индивидуально-групповые. Занятие проводится со всей группой, индивидуальная работа ведется во время основного учебного времени. Изучение чувашского языка, культуры проводится в форме кружковых занятий с переводом на русском языке, с более широким использованием дидактического материала

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий – два раза в неделю, по 2 часа, 16 часов в месяц, 144 часа в год.

Наполняемость учебных групп: 12-15 человек, состав групп - постоянный. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора учащихся. Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.

1.2. Цель и задачи программы

Цель - приобщение учащихся к культуре чувашского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Задачи:

Донести до воспитанников устные сведения о чувашском языке, о его значении, богатстве и величии,

Развивать нравственную и духовную культуру чувашского народа,

Осмыслить праздники и обряды как путь удовлетворения духовных потребностей человека и средства воспитания.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России и Чувашии, Ульяновской области;

• осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием народов России;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование уважительного отношения к труду, ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное и религиозное многообразие современного мира;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;

• формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;

• развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием чувашского народа и народов России;

• формирования бережного отношения к историческим и современным материальным и духовным ценностям Чувашии, Ульяновской области, России и всего человечества.

Метапредметные результаты:

К универсальным учебным действиям относятся:

- регулятивные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, опрелелять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- познавательные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- коммуникативные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применить его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

• развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность современного многоэтничного общества;

• осознание общечеловеческой цивилизационной ценности культурного наследия народов Чувашии, Ульяновской области, России и мира;

• осмысления опыта истории и культуры Чувашии, Ульяновской области, как части российской и мировой истории и культуры;

• овладение элементами основ научного подхода к этнологическим проблемам истории и культуры чувашского и других народов; знание ряда базовых понятий, терминов этнологии и культурологи;

• формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ чувашской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Чувашии, Ульяновской области и России;

• готовность применять знания о культуре и истории культуры чувашского и других народов для взаимопонимания и бесконфликтного общения в современном поликультурном обществе;

• освоение доступных способов изучения культурных явлений современного общества с получением и анализом информации, в том числе из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

• готовность применять культурологические знания для выявления и сохранения культурных и исторических памятников, артефактов Чувашии, Ульяновской области, России и мира.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- историю становления и развития чувашского народа, его культуры, быта, традиций и проведения национальных праздников в рамках программы;

- выдающихся деятелей чувашской нации и их культурное наследие в рамках программы.

Обучающиеся должны уметь:

- различать особенности произношения звука дополнительных букв чувашского алфавита на основе кириллицы;

- использовать разговорную речь в составлении простых предложений в форме вопросов и ответов на чувашском языке.

Формы аттестации

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.

2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: участие в конкурсах, фестивалях.

3. Содержание программы

Введение в историю и культуру чувашского народа.

Теория: Определения терминов «фольклор» и «язык». Значение устного народного творчества в жизни народа.

Практика: Ознакомить обучающихся с богатством чувашского народа. Пробудить интерес к народному искусству.

Выставка сборников произведений фольклора

Форма контроля: тесты, кроссворды.

Как появился чувашский язык

Теория: Определения терминов «язык», «народ», «национальный», «родной». Особенности родного языка и историю его развития.

Практика: Дать сведения об истории чувашского языка. Развивать способности эстетического восприятия языка и оценки языковых явлений. Прививать чувство гордости за родной язык.

Чувашский алфавит. Портрет И. Я. Яковлева. Азбука в картинках. Стихи о родном языке. Легенда о Золотой книге.

Форма контроля: реферат.

И. Я. Яковлев – просветитель чувашского народа

Теория: Кто такой И. Я. Яковлев. Определения терминов «просветитель», «завещание».

Практика: Прививать чувство гордости за свою нацию. Понять философию жизни чувашского народа.

Книги, статьи, брошюры об И. Я. Яковлеве. И. Я. Яковлев в фотографиях и документах. «Духовное завещание чувашскому народу». Путеводитель «Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева».

Форма контроля: реферат.

Дружба чувашей с другими народами

Теория: Кто такие русские, татары, чуваши, мордва.

Практика: Дать сведения об истории этносов Ульяновской области. Уважать историческую дружбу чувашей с другими народами.

Альбомы с фотографиями разных народов.

Форма контроля: кроссворды.

Чувашская одежда

1) Костюмы

Теория: Особенности традиционной одежды чувашей в отражении природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Практика: Познакомиться с традиционной одеждой (костюмами) чувашского народа. Развивать интерес к одежде чувашского народа.

Альбомы с одеждой чувашского народа и обувью. Книжка-игрушка. Чувашские куклы Сентти и Сарине.

Форма контроля: тесты, конкурс творческих работ.

2) Женские украшения

Теория: Женские украшения. Композиция головных уборов.

Практика: Познакомить с женскими украшениями.

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

3) Верхняя одежда женщин

Теория: Типы верхней одежды по временам года.

Практика: Познакомить с верхней одеждой женщин. Развивать интерес к одежде.

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

4) Мужская одежда

Теория: Типы верхней мужской одежды по временам года.

Практика: Познакомить с мужской одеждой.

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

5) Обувь

Теория: Виды обуви. Особенности плетения обуви.

Практика: Познакомить с обувью чувашского народа.

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

6) Свадебная одежда

Теория: Виды свадебной и фольклорной одежды.

Практика: Познакомить со свадебной одеждой чувашей.

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

7) Практическое занятие

Теория: Виды чувашской одежды.

Практика: Сбор этнографического материала (для школьного музея). Закрепить тему «Чувашская одежда».

Альбомы. Книжка-игрушка.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

Чувашская кухня

1) Домашняя утварь и посуда

Теория: Эстетика сервировки стола и культуру поведения за столом.

Практика: Развивать интерес к кухне своего народа. Воспитывать эстетику сервировки стола и культуру поведения за столом.

Загадки, пословицы, поговорки про еду (овощи, фрукты, хлеб).

Форма контроля: тесты, кроссворды.

2) Культура питания

Теория: Особенности национальной кухни чувашского народа. Названия и способы приготовления национальных блюд.

Практика: Познакомить с культурой питания своего народа и основными национальными блюдами.

Рецепты чувашской национальной кухни. Блюда, приготовленные в домашних условиях.

Форма контроля: тесты, кроссворды.

Устное народное творчество

1) Ведение

Теория: Историческое прошлое своего народа. Жанровые виды и разновидности устного творчества.

Практика: Познакомить с устным народным творчеством своего народа. Развивать эмоциональную культуру речи. Воспитывать чувства любви и уважения к богатствам культуры родного народа. Вспомнить тему «Введение…».

Выставка произведений устного народного творчества. Сказки И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого. Подвижные чувашские игры.

Форма контроля: тесты.

2) Чувашские сказки (народные)

Теория: Определения: «сказка», «народная сказка». Виды сказок.

Практика: Познакомить с народными чувашскими сказками. Развивать интерес к УНТ.

Выставка книг с чувашскими сказками. Иллюстрации к ним.

Форма контроля: реферат.

3) Чувашские сказки (авторские; сказки И. Я. Яковлева)

Теория: Определение «авторская сказка».

Практика: Познакомить с авторскими сказками И. Я. Яковлева. Развивать интерес к таким сказкам.

Иллюстрации к сказкам.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

4) Сказки И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого

Теория: Дидактические особенности И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого.

Практика: Познакомить (вспомнить) со сказками Л. Н. Толстого.

Сборники сказок И. Я. Яковлева. Сборники сказок Л. Н. Толстого. Иллюстрации к этим сказкам.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

5) Инсценирование сказок И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого

Теория: Роль актёра (перед слушателями, зрителями).

Практика: Обучить актёрскому искусству. Развивать творческое воображение. Привлечь широкий круг слушателей.

Фотографии актёров с изображением мимики, жестов. Костюмы для сцен.

Форма контроля: творческий отчет.

6) Легенды

Теория: Определение термина «легенда». Историческое прошлое своего народа. Об особенностях веры древних чувашей и в современном мире.

Практика: Познакомить с легендами чувашского народа. Развивать интерес к прошлому.

Сборники легенд.

Форма контроля: реферат.

7) Малые жанры (колыбельные песни, потешки)

Теория: Определения терминов «песня», «колыбельная песня», «пестушка», «прибаутка», «потешка». Специфика жанра, жизненной и поэтической функции этого жанра. Знать виды колыбельных песен.

Практика: Познакомить с малыми жанрами УНТ. Познакомить с колыбельными песнями, пестушками, потешками, прибаутками. Развивать интерес к музыке.

Выставка произведений детского фольклора.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

8) Малые жанры (дразнилки, считалки)

Теория: Термины «дразнилка», «считалка». Специфика жанров. Виды считалок, дразнилок.

Практика: Познакомиться с такими видами малого жанра, как дразнилки, считалки.

Выставка произведений детского фольклора.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

9) Малые жанры (народные игры)

Теория: Термины «игра», «народные игры». Специфика жанра «игра». Функция игр, как средств «социализации». Виды игр.

Практика: Познакомиться с играми чувашского народа.

Выставка произведений детского фольклора (народные игры).

Форма контроля: тест.

10) Малые жанры (ролевые игры)

Теория: Требования, возраст пришедших на урок детей (слушателей). Какие применить игры

Практика: Привлечь слушателей (любого возраста) к играм (народным). Популяризироваться среди широкого круга слушателей.

Оборудование для игр.

Форма контроля: тест.

11) Практическое занятие

Теория: Тексты наизусть.

Практика: Привлечь всех детей для выступления перед родителями. Воспитать интерес к культуре. Развивать творческие способности.

Костюмы. Выставка детского творчества.

Форма контроля: творческий отчет.

Материальная культура

1) Жилище

Теория: Термины, связанные с жилищем. Типы жилищ. Строительная техника и обряды. Система расположения жилого дома, надворных построек и задов.

Практика: Познакомить с особенностями материальной культуры чувашского народа. Передать особенности характера чувашского народа по отношению к окружающему миру в развитии материальной культуры. Воспитывать чувства экономии и бережливости при ведении хозяйства.

Альбом «Чувашское прикладное искусство».

Форма контроля: тест.

2) Строение вокруг дома

Теория: Система расположения жилого дома, планировку двора и хозяйственных построек.

Практика: Познакомить со строениями вокруг дома. Развивать инженерское дело.

Эскизы, иллюстрации, планировки вокруг дома.

Форма контроля: тест.

3) Улицы. Селение

Теория: Термины «селение», «улица». Типы распространённых поселений среди чувашей. Особенности чувашских селений.

Практика: Познакомить с чувашскими селениями, планировкой улиц. Развивать инженерское дело.

Эскизы, иллюстрации планировки селений, улиц.

Форма контроля: тест.

4) Практическое занятие

Теория: История своего села. Постройки. Планировка посёлка.

Практика: Развивать интерес к своему посёлку.

Альбом (для эскизов и записей).

Форма контроля: кроссворд.

5) Ткачество. Вышивка

Теория: Термины, связанные с ткачеством, вышивкой. Основные типы узорного тканья. Устройство ткацкого станка. Основные цвета чувашского орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Отличительные особенности чувашского орнамента и вышивки от русского орнамента и вышивки. Типы швов чувашской вышивки. Композиция масмака.

Практика: Развивать интерес к народному творчеству, прикладному искусству. Обучить элементам вышивки, ткачества

Альбомы прикладного творчества. Вышивка. Тканые полотна. Иллюстрации с инструментами для работы с вышивкой, ткачеством.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

6) Вязание крючком, спицами

Теория: Термины, связанные с вязанием. Принадлежности для вязания с их названиями. Цветотехнику. Особенности вязания у чувашей. Типы вязания.

Практика: Развивать интерес к народному творчеству. Обучать элементам вязания. Иллюстрации по вязанию крючком, спицами.

Крючки, спицы и нитки для вязания.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

7) Плетение

Теория: Термины, связанные с плетением. Инструменты и приспособления для плетения и материал. Техника плетения.

Практика: Развивать интерес к прикладному искусству.

Иллюстрации по плетению.

Форма контроля: кроссворд.

8) Практическое занятие

Теория: Как оформлять альбом.

Практика: Обучить, как оформлять альбом прикладного искусства. Развивать интерес. Воспитать любовь и уважение к своему народу.

Иллюстрации по прикладному искусству.

Форма контроля: конкурс творческих работ.

Повторение и обобщение

Теория: Правила приличия в общественных местах.

Практика: Воспитать любовь и уважение к своему народу. Развивать интерес ко всему. Обучить исследовательскому методу. Блокнот для записей.

Форма контроля: конкурс творческих работ, тесты, кроссворды.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Чувашская история и культура» для детей 9–15 лет
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 17:21
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД