Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный сундучок. Русская народная кукла»

Карташева Айслу Калимулловна
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный сундучок. Русская народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и приумножение важных задач на данном этапе.

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Кукольный сундучок, Русская народная кукла“» размещена в разделах

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.

В процессе изготовления детьми кукол формируется потребность в творческой деятельности, а так же специальных практических навыков, художественного мышления, обогащение специальным опытом декоративного искусства. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.

Кружок по прикладному творчеству дает представление не только о бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению тряпичной куклы.

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, – это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Для лучшего изучения этой темы с дошкольниками было разработано перспективное планирование.

Актуальность программы

Как любой вид творчества, искусство традиционной тряпичной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии. Одна из задач современного этнохудожественного образования – создание условий, способствующих развитию творческой личности и сохранению национального богатства русского народа.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми.

Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс развития способностей детей должен начинаться в дошкольном детстве, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, игры, сказки, произведения прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к народному творчеству. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие предстают перед нами живо в произведениях народных мастеров.

Для понимания природы народного искусства многое дает творчество детей. У них естественно, не может быть профессиональных навыков, обеспечиваемых в народном искусстве преемственностью традиций и его коллективностью. Тем не менее, у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность.

Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Основная задача данной программы - помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.

Вместе с детьми мы отправляемся в прошлое и настоящее русской народной куклы.

В народных игрушках- русских куклах, отразилось проверенное веками понимание психологии человека, его культуры и верования.

Изготовление кукол известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес. Это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно складывают из платочка куколку, подростки плетут украшения и украшают свое изделие, мамы с удовольствием вспоминают детские дни.

О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Изготовление русской народной куклы доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка платочек, кусочек паралона, бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядно украшенную или сувенир. Сделанная собственными руками кукла даже в неумелых руках всегда выглядит эффектно.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, кусочки ткани для изготовления куклы дети загораются желанием сделать куклу себе, друзьям. Русская народная кукла привлекает детей и яркостью тканей, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Актуальность программы по изготовлению русской народной куклы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Цель: освоить детьми технологию изготовления народной куклы, знать общие сведения об обрядах, традициях русского народа и историю народной тряпичной куклы.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач.

Задачи:

-Вызвать интерес к конструированию. Инициировать выбор адекватных способов конструирования: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание, нанизывание и др.

-Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию «глаз-рука», пространственное мышление, творческое воображение.

-Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

-Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

-Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

-Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создать художественные изделия в традициях народного искусства.

-Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

-Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол

-Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

-Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Возрастные особенности детей 6–7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Для данного возраста характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Социальное развитие:

• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

• способны к простейшему звуковому анализу слов,

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

• грамматически правильно строят предложения,

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Интеллектуальное развитие:

• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Мотивы поведения:

• интерес к новым видам деятельности;

• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

• проявляют познавательные интересы;

• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Физическое развитие

В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести - семи лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

Одним из наиболее важных новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.

Объем и сроки освоения программы:

- программа рассчитана на 1года изучения:

- 1 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- два занятие в месяц, 18 занятий в год

- продолжительность занятий для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

- форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

- практическая деятельность;

Методы проведения:

- беседы;

- рассматривание картин;

- демонстрация фильмов;

- работа с технологической картой.

Материалы и оборудование:

- Методический материал;

- Дидактический материал;

- Наглядный материал;

- Литературные произведения;

- Интернет – ресурсы и компьютерные технологии.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети могут:

-знать общие сведения о народных ремеслах;

- ориентироваться в видах кукол;

- знать историю и названия традиционных народных кукол;

- знать особенности и технологию изготовления традиционных тряпичных кукол;

- знать некоторые традиции, в которых были задействованы лоскутные куклы;

- грамотно подбирать материалы и цветовую гамму для изготовления куклы

Результаты освоения программы

Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту (см. приложение 1, практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народной культуре, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Материально-техническое обеспечение:

- стульчики по количеству детей;

- технологическая карта изготовления кукол;

- образцы народных кукол;

- Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками – Белый город, редакция «Воскресный день» - 2019 г –

-Н. В. Шайдурова Традиционная тряпичная кукла

-наглядный и иллюстративный материал;

- ноутбук;

- магнитофон;

- дидактические и настольные игры по народным промыслам.

Кадровое обеспечение: кружковую работу проводят воспитатель данной возрастной группы, прошедший курсы повышения квалификации по данной тематике.

Содержание изучаемого курса:

«Кукольный сундучок - русская народная кукла» для детей подготовительной группы №5 на 2019-2020 гг.

Сентябрь

1. Тема:Знакомство с народной тряпичной куклой

Изготовление наглядного материала

Цель:Знакомство с теоретическими знаниями по изготовлению традиционной народной куклы. Научить детей изготовлению народной игрушки.

2. Тема:Знакомство с народной тряпичной куклой.

Беседа о народной игрушке, из чего делали игрушки.

Цель:Развивать интерес к русским традициям. Воспитывать чувство патриотизма

Октябрь

1. Тема:Кукла «Столбушка».Игровая кукла

Цель:Знакомим с народной куклой - «Столбушкой».

Научить: скручивать суровую ткань, бумагу.

2. Тема:Кукла «Отдарок -на -подарок».Обрядовая кукла

Цель:Знакомить детей с народной куклой - «Отдарок-на-подарок»

Научить: складывать, сворачивать, собирать ткань складочками

Ноябрь

1. Тема:Куклы «Неразлучники»- символ семьи. Обрядовая кукла.

Цель:Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол по модели «Неразлучники».

Научить складывать, сворачивать, скручивать, обматывать ткань и завязывать узелки.

Научить прикреплять двух кукол на одну палочку.

2. Тема:Нитяные куклы «Мартенички». Обрядовая кукла.

Цель:Расширять представления детей о материалах для изготовления кукол – нить, пакля, солома.

Научить наматывать нить на прямоугольники разного размера.

Вызвать интерес к работе с новым материалом.

Декабрь

1. Тема:Лоскутная куколка «Куватка». Обрядовая кукла

Цель:Научить изготовлению: женского и мужского образа. Научить драпировать и закреплять ткань с помощью нити.

2. Тема:Лоскутная куколка «Куватка». Обрядовая кукла. Завершение работы

Цель:Научить украшать готовый силуэт куклы в русском народном стиле, закрепить названия одежды.

Январь

1. Тема:Кукла «Рождественский ангел».Обереговая кукла.

Цель: Познакомить детей с христианскими традициями, дать понятие ангел-хранитель.

Научить собирать куклу из трех деталей.

2. Тема:Кукла «Птичка».Обрядовая кукла.

Цель:Продолжаем знакомство с технологией складывания ткани и обматывания, закрепления нитью. Разучивание пальчиковой игры «Снегирь»

Февраль

1. Тема:Кукла «Куклак». Игровая кукла.

Цель:Научить собирать игрушку из двух деталей и прикреплять руки к туловищу.

2. Тема:Кукла «Куклак». Игровая кукла. Завершение работы.

Цель:Закрепить знания детей о назначении куклы. Научить подбирать ткань, украшать наряд куклы

Март

1. Тема:Кукла «Веснянка». Обереговая кукла.

Цель:Научить украшать готовую игрушку (тесьмой, атласной лентой).Развитие мелкой моторики.

2. Кукла «Веснянка» Обереговая кукла. Завершение работы.

Цель:Продолжаем обобщать и закреплять знания о народной игрушке

Научить плести косичку из цветных нитей.

Апрель

1. Тема:Кукла на ложке. Игровая кукла

Цель:Закрепить умения прикреплять ткань к готовой форме.

Развитие коммуникативных способностей – через народную игрушку.

2. Тема:Кукла на ложке. Игровая кукла.

Цель:Продолжать уточнять и расширять знания детей о народной игрушке.

Май

1. Тема:Кукла «Колокольчик».Обереговая кукла.

Цель:Научить собирать куклу из 3 круглых лоскутов разного цвета и размера, драпировать и закреплять ткань с помощью нити Систематизировать знания о традициям.

2. Тема:Кукла «Колокольчик». Обереговая кукла.

Цель:Воспитать усидчивость, желание получить конечный результат, умение радоваться и любоваться работами сверстников.

Список используемой литературы:

1. Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла» Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург Детство–Пресс 2015 г

2. И. Агаева Кукла «Домашняя масленица» Народное творчество. 2004 №1. С. 40-43

3. И. Агаева., О. Агапова Куклы из бабушкина сундука Народное творчество. 2004№3 С. 29-31.

4. И. Агаева., О. Агапова «Ангелочек» Народное творчество. 2002 №4. С 36-37.

5. И. Агаева Уроки мастерства. Тряпичные куклы. Народное творчество. 2004.№2. С. 44-47

6. И. А. Лыкова Конструирование в детском саду Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». Издательский дом «Цветной мир». Москва 2017 г.

7. Е. Берстенева, Н. Догаева, Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Изд. Белый город 2019 г.

8. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология,2007-120 с

9. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы

10. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб. : «Паритет», 2003. — 240 с. + цветные картинки.

11. Шептуля А. Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М. : Эксмо, 2007

12. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября

13. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.- 15 ноября

14. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября

15. Славянская доктрина:[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. - 26 ноября

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка»Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года - зимы. Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный сундучок. Русская народная кукла»
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 20:28
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный сундучок. Русская народная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Карташева Айслу Калимулловна (УИ 1859587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД