Гульшат Хуснутдинова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Танцевальная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Караидельский Центр детского и юношеского творчества»
муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании
методического совета
от 30.08.2021 г.
Протокол № 1 Утверждаю
Директор ЦД и ЮТ
___
Хасанова Д. В.
«___»___ 2021 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Танцевальная мозаика»
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Танцевальная мозаика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Срок реализации: 2 года
Хуснутдинова Г. Н. педагог дополнительного образования
с. Караидель- 2021 г.
Пояснительная записка
«Танец – самое возвышенное, самое
трогательное и прекрасное из искусств,
потому что это не просто выражения
или отвлечения от жизни, это сама жизнь»
Хевелок Эллис
Хореография – искусство, любимое детьми. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально – ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
Формирование осанки, культуры движений, мимики, развития музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют. И если занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции.
Работать с детьми – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.
Правовая основа программы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (редакция от 31.07.2020 г.)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р).
3. Сан Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 г. №41).
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция от 30.09.2020 г.).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09.-3242).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. «Об утверждении Порядка применения Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность дополнительной образовательной программы «Танцевальная мозаика» - художественно – эстетическая.
Дополнительная образовательная программа способствует развитию знаний основ хореографического искусства, развитию артистических и исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез музыкально – ритмической хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования.
Новизна программы заключается в реализации основных идей и цели системы дошкольного образования детей:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- приобщение подрастающего поколения к хореографическому искусству.
Отличительная особенность данной программы - обучение детей различным направлениям хореографии, позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности, выявить его наклонности и развить творческие способности в определённом виде танцевального искусства. Такой подход не исключает, а предполагает функциональную самостоятельность каждого раздела программы.
Практическая значимость дополнительной образовательной программы по хореографии заключается в системе упражнений, разучивая которые, дети приобретают необходимые для исполнения танцев качества : устойчивость, выворотность, выразительность. Учитывая, что дети занимаются не каждый день, мной отобраны лишь движения, необходимые для исполнения любых танцев и доступные всем детям, не имеющим длительной подготовки и физических данных, детям, имеющим слабые мышцы спины и ног, не координированным в пространстве и не имеющим музыкально-ритмического развития.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Танцевальная мозаика» заключается в том, что представив хореографию во всём её многообразии, даём возможность ребёнку попробовать себя в различных направлениях.
Режим занятий
2 занятия по 30 минут с 10-ти минутной переменой 2 раза в неделю.
Объем и срок освоения программы
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ. Она рассчитана на 2 года для детей с 5 до 7 лет. Первый год обучения с 5 лет (старшая группа, второй год обучения с 6 лет (подготовительная группа). Программа может реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий.
На первом году обучение начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Основным видом является игровая деятельность. Ведь само по себе обучение вряд ли привлечёт малышей. Превратив урок в игру, педагог получит большую отдачу. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. Ритмика, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения изучаются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для танца.
На втором году обучения дети знакомятся с классическим, народным и детским бальным танцем, их направлениями. Дети не только знакомятся с элементами танцев, но и учатся эмоциональной выразительности посредством движений.
Дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения у педагога с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.
Цель программы : укрепление физического и психического здоровья дошкольников, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих основных задач:
1. Развивать творческие способности воспитанников, двигательные качества и умения (гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость).
2. Обучать основам музыкально-двигательной культуры.
3. Способствовать укреплению здоровья детей и развитию опорно-двигательного аппарата.
4. Формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания.
5. Содействовать формированию нравственно- коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения.
Условия реализации программного материала :
- соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности;
- специализированный зал;
- музыкальное сопровождение;
- костюмы;
- наличие учебного, научно-методического, дидактического материала.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- ноутбук.
Предполагаемый результат:
по итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
1-год обучения
Дети должны знать и уметь:
- названия и правила выполнения танцевальных движений;
- правила поведения в хореографическом зале;
- ориентироваться в музыкально-пространственных упражнениях;
- овладеть начальной танцевальной памятью;
- слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
- названия и правила выполнения портерного экзерсиса;
- владеть расслабляющими упражнениями и правильным дыханием.
2-й год обучения
Дети должны знать и уметь:
- правила поведения в хореографическом зале;
- правильно дышать;
- различать танцевальную музыку, акцентировать сильную долю,
- координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;
- уметь выполнять танцевальные связки из нескольких элементов под музыку.
Формы и методы учебно – познавательной деятельности, используемые на занятиях хореографии:
Формы:
- групповая –осуществляется со всей группой воспитанников;
- парная – работа детей в парах или постановка дуэтного номера;
- индивидуальная – оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала или постановка сольного номера.
Методы:
- наглядный – непосредственный показ педагогом движений под счёт и под музыку, использование наглядных пособий;
- словесный – обращение к сознанию ребёнка, добиваясь осмысленного выполнения и исполнения заданий;
- практический – повторение и отработка движений, танцев;
- видео метод – просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выступления на родительских собраниях, на внутрицентровских мероприятиях, выступление детей на районной сцене дворца культуры, участие в открытых мероприятиях.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п Наименование разделов теория практика всего
1. Элементы музыкальной грамоты 4 10 14
2. Играя, танцуем 2 12 14
3. Основы партерной гимнастики 2 14 16
4. Рисунок танца 2 16 18
5. Танцевальная мозаика 10 72 82
6. Итого 20 124 144
2-й год обучения
№ п/п Наименование разделов теория практика всего
1. Элементы музыкальной грамоты 2 8 10
2. Весёлая разминка 4 10 14
3. Основы партерной гимнастики 2 10 12
4. Азбука танца 2 10 12
5. Рисунок танца 2 14 14
6. Танцевальная мозаика 10 70 80
7 Итого 22 122 144
Содержание учебно-тематического плана
1-й год обучения
Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты
(ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
- воспитывать у детей умение слушать музыку;
- учить воспринимать музыку.
1. Характер музыкального произведения
Умение слушать музыку, определять её характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (весёлый, грустный, спокойный, энергичный, торжественный).
Игра «Жуки и бабочки»
2. Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах.
Игра «Зайцы и охотники».
3. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, громко, очень громко). Умения выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки.
Игра «Тихо и громко».
4. Строение музыкального произведения.
Понятия вступление, музыкальная фраза.
Умение менять движение в зависимости от смены музыки.
5. Ритмический рисунок.
Воспроизведение хлопками и притопами ритмического рисунка.
Комбинация с хлопками.
Раздел 2. Играя, танцуем
Задачи:
- развивать внимание;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать координацию.
1. Комплекс игровой ритмики «Путешествие в весёлом автобусе», «Куклы», «Подводное царство».
2. Движения рук «Деревце», «Догонялочки».
3. Игра «Совушки», «Сороконожка».
Раздел 3. Основы партерной гимнастики.
Данный раздел направлен на правильное развитие тела ребенка, воспитывает первоначальные танцевальные навыки.
Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага :
-сгибание и разгибание ног в коленях («Лягушка»);
-высокий подъем колен («Лошадка»);
-поперечный шпагат («Наши ножки разбежались»);
-изучение движения «Колесо» -подготовка;
- изучение движения «Мостик»-подготовка;
- прыжки на середине зала «Мячик», «Попрыгунчик», «Зайчик».
Элементы партерной гимнастики:
-упражнение для развития и укрепления стопы;
-упражнение для формирования выворотности стоп («Жучок»);
-упражнение для формирования правильной осанки («Куколки»);
-упражнение «Бабочка»;
-упражнение для подвижности мышц тазобедренного и коленных суставов «Неваляшки»;
-упражнение для развития мышц спины «Складочка»;
-упражнения для формирования танцевального шага;
-упражнение для подвижности позвоночника («Корзинка»);
-подготовка к «Мостику» (из положения лежа);
-упражнения для развития выворотности ног (в положении «Бабочка») сидя и лежа на спине;
-упражнение для развития выворотности ног (в положении «Лягушка») лежа на животе;
-упражнение «Березка»;
-упражнение для укрепления мышц спины «Лодочка»;
-упражнение для развития мышц спины «Ласточка».
Раздел 4. Рисунок танца
Задача:
- научить детей ориентироваться в пространстве.
1. Рисунок танца «Круг»
- движение по кругу. Игра «Весёлый паровоз».
- движение круг из круга. Игра «Вперёд четыре шага».
2. Рисунок танца «Линия».
3. Рисунок танца «Колонна».
Раздел 5. Танцевальная мозаика (этюды и танцы на усмотрение педагога)
Задача:
- научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
2-й год обучения
Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты.
Задачи:
- закрепить знания, полученные на первом году обучения;
- развивать умения организовывать свои действия под музыку.
1. Определение и передача в движении (характера музыки, темпа).
2. Умение выделять сильные и слабые доли.
3. Такт:
- задания на поочерёдное вступление детей друг за другом;
- игра «Вопрос- ответ», «Эхо».
Музыкальный жанр:
- полька, марш, вальс, галоп;
- игра «Угадай мелодию».
Ритмическое разнообразие хлопков и притопов.
Раздел 2. Весёлая разминка.
Задачи:
- развивать внимание, память, координацию движений;
- подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных элементов.
- продолжать развивать внимание, память, координацию движений;
- подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных элементов.
1. Разминка «Фиксики», «Солнышко лучистое», «Весёлая разминка».
«Птичий двор», «Гулливер и лилипуты», «Резинка и карандаш».
2. Упражнения на укрепление мышц спины:
«Кобра», «Собачка», «Морская звезда», «Ванька-встанька», «Мостик», «Лодочка», «Рыбка», «Колечко».
3. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног:
«Лягушка», «Резинка», «Часики», «Паучок», «Паровозик», «Рак».
4. Упражнения на укрепление и развитие стоп:
«Чарли Чаплин», «Лягушонок», «Щётки», «Книжка».
5. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса:
«Замочек», «Пловцы», «Локотки», «Вентилятор», «Резинка», «Незнайка».
6. Упражнения на укрепление позвоночника путём поворотов туловища
«Часики», «Флюгер», «Тростинка».
2. Движения на координацию.
Раздел 3. Основы партерной гимнастики.
Данный раздел направлен на правильное развитие тела ребенка, воспитывает первоначальные танцевальные навыки.
Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага :
-сгибание и разгибание ног в коленях («Лягушка»);
-высокий подъем колен («Лошадка»);
-поперечный шпагат («Наши ножки разбежались»);
-изучение движения «Колесо» -подготовка;
- изучение движения «Мостик»-подготовка;
- прыжки на середине зала «Мячик», «Попрыгунчик», «Зайчик».
Элементы партерной гимнастики:
-упражнение для развития и укрепления стопы;
-упражнение для формирования выворотности стоп («Жучок»);
-упражнение для формирования правильной осанки («Куколки»);
-упражнение «Бабочка»;
-упражнение для подвижности мышц тазобедренного и коленных суставов «Неваляшки»;
-упражнение для развития мышц спины «Складочка»;
-упражнения для формирования танцевального шага;
-упражнение для подвижности позвоночника («Корзинка»);
-подготовка к «Мостику» (из положения лежа);
-упражнения для развития выворотности ног (в положении «Бабочка») сидя и лежа на спине;
-упражнение для развития выворотности ног (в положении «Лягушка») лежа на животе;
-упражнение «Березка»;
-упражнение для укрепления мышц спины «Лодочка»;
-упражнение для развития мышц спины «Ласточка».
Раздел 4. Азбука танца.
Задачи:
- развивать мускулатуру ног, рук, спины;
- формировать правильную осанку;
- подготовить детей к изучению более сложных элементов;
- научить основам классического и русского танца.
1. Шаги:
- бытовой;
- танцевальный лёгкий шаг с носка;
- шаг на полупальцах;
- шаг с подскоком;
-боковой подскок - галоп.
2. Постановка корпуса.
3. Позиции ног: 1-я, 3-я, 6-я.
4. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я.
5. Танцевальные положения рук :
- на поясе;
- на поясе в кулачках;
-за юбочку;
- за спиной.
6. Классический танец:
- поклон;
- маленькое приседание (demipli) по 1-й, 6-й позиции;
- выдвижение ноги (battementtendu);
- вперёд по 6- й позиции;
- в сторону по1-й позиции;
- подъём на полупальцы (releve)по 6-й позиции;
- прыжки (allegro)saut по6-й позиции.
7. Русский танец:
- русский поклон;
- работа рук в русском танце;
- работа с платочком;
- «ёлочка»;
- боковой ход;
- притопы;
- «Гармошка», «Ковырялочка»;
- приставной шаг;
- шаг с приседанием;
- удары каблуком;
- хлопки и хлопушки для мальчиков.
Раздел 5. Рисунок танца.
Задачи:
- научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы;
- изучить простые рисунки танца,
- изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
1. Рисунок танца «Воротца».
- Игра «золотые ворота».
2. Рисунок танца «Звёздочка».
3. Рисунок танца «Шторки».
4. Свободное размещение в зале:
5. Рисунок танца «Змейка» :
- движение по залу. Игра «Иголочка и ниточка».
6. Рисунок танца «Шахматы».
7. Рисунок танца «Линии».
8. Свободное размещение в зале:
- игра «Горошины».
Раздел 6. Танцевальная мозаика (этюды и танцы на усмотрение педагога).
Задачи:
- научить детей двигаться в соответствии с музыкой;
- развивать память, актёрское мастерство;
- готовить к концертной деятельности;
- обучать детей координировать движения в соответствии с музыкой;
- формировать чувство уверенности в процессе подготовки к концертной деятельности.
Диагностическая карта к программе «Танцевальная мозаика»
I год обучения
№ п. п Ф. И. О обуч-ся Знание основной танцевальной терминологии Выполнение движений под музыку Музыкальные данные (ритмичность, такт) Артистичность, эмоциональная выразительность
1.
Диагностическая карта к программе «Танцевальная мозаика»
II год обучения
№ п. п Ф. И. О обуч-ся Знание танцевальной терминологии Самостоятельное исполнение танцевальных движений Физические данные (гибкость, выворотность ног) Артистичность и музыкальная и эмоциональная выразительность
1.
5 - высокий уровень
4 - средний уровень
3 - низкий уровень
Протокол результатов аттестации обучающихся
От «» 20__ г.
Объединение___
Программа и срок реализации___
ФИО педагога___
По списку___обучающихся
Всего аттестовано___ обучающихся
Высокий уровень___
Средний уровень___
Низкий уровень___
Успехи___
Недостатки___
Задачи, которым следует уделить более пристальное внимание___
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет, в котором занимается танцевальный коллектив, приспособлен для занятий хореографией. На стене кабинета установлены зеркала и станки. Для комфорта и партерного тренажа используются индивидуальные коврики.
Используется музыкальный центр, ноутбук.
Список литературы
1. Бочкарева Н. И. Ритмика и хореография. Учебно- методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов. – Кемерово. -Кемеровская академия культуры и искусств, 2011.-101 с.
2. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М. : Линка – Пресс, 2006.-272 с.
3. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет. - Ленинградское издательство, 2009.-222 с.
4. Шершнёв В. Г. От ритмики к танцу. – М. : Издательский дом «Один из лучших», 2012.-39 с.
5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. –М. : Издательство «Гном и Д», 2002.-119 с.
6. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду. – М. : Айрис – Пресс, 2013.-112 с.
7. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. - СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.-36 с.
8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -2-е издание, исправленное и дополненное. -СПб. : ЛОИРО,2014.-220 с.
9. Muzofon.com [Электронный ресурс] : детская музыка для танцев- Режим доступа :https://muzofon.com
10. Horeograf. сom [Электронный ресурс]
Литература для родителей
1. Васильева Т. К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 2011.
2. Минский Е. М. От игр к занятиям. - М., 2012.
3. «Современное образование в России: актуальные проблемы и перспективы развития».-ООО «Бланком», 2010г.
Интернет ресурсы
1. www.kimbelyland.ru/fitness/aerobies/
2. https://forum.in-ku.com/
3. Уход за костюмом [Электронный ресурс] : статья. Сайт: Интернет – издание о современных танцах, 2004-2007. Режим доступа к сайту: www.idance., свободный.
4. https://www.taranenkomusic.narod.ru (персональный творческий сайт Сергея Тараненко с музыкой для урока хореографии на CD. В лёгкой красочной оркестровке. Также - музыка для фигурного катания и спорта);
5. https://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров).