Марина Чиркова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по тестопластике для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
художественной направленности «Умелые ручки»
для детей 4 – 7 лет
по реализации дополнительных платных образовательных услуг
на 2020 -2021 г. г.
Автор – составитель:
Воспитатель Чиркова Марина Сергеевна
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность 3
1.2 Цель программы. Задачи 3-4
1.3 Принципы реализации программы 4
1.4 Сроки реализации программы 4
1.5 Список детей, посещающих кружок 4-5
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по тестопластике для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
II. Расписание образовательной деятельности (учебный план)
и режим работы 5
2.1 Календарно – тематический план 5-12
2.2 Структура занятий 13
III. Методическое обеспечение и условия реализации Программы 13
IV. Ожидаемые результаты 14
V.Формы подведения итогов реализации программы 14
VI .Литература 14
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее Программа) художественно - эстетической направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания платных образовательных услуг с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Программа рассчитана на 2019-2020 (октябрь-май) учебный год.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» ст. 38, 50, ч. 4 ст. 75, ч. 5 ст. 12, п. 9 ст. 2
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" 0
Устав Вольского Муниципального района,
Постановления Администрации Вольского Муниципального района
№ 2209 от 17.10.2016 г. «Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных дополнительных услуг в муниципальных учреждениях Вольского муниципального района»
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Положение о дополнительной общеразвивающей Программе МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области»
1.1 Актуальность
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Специфику лепки определяет материал – соленое тесто. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
«Тестопластика» приобщает детей к миру прекрасного, развивает трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
1.2 Цель программы. Задачи
Цель программы :
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы :
Обучающие
1. Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями.
3. Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.
Развивающие
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Расширять словарный запас, кругозор, наблюдательность.
3. Развивать эстетический вкус, образное и логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные
Воспитание личностных качеств – самостоятельности, активности, коммуникативности, произвольной регуляции поведения.
Технические:
Развивать координацию движения рук, умение использовать в работе различные способы и приёмы лепки.
1.3 Принципы реализации программы
От простого к сложному.
Доступность;
системность знаний;
цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;
всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
активность и самостоятельность.
1.4 Сроки реализации программы
Работа кружка рассчитана на год – октябрь 2019– май 2020 г. г. Сроки реализации программы с 02.10. по 29.05. – 26 недель.
II. Расписание образовательной деятельности (учебный план)
и режим работы
Обучение реализуется в режиме занятий. Проведение занятий планируется 2 раза в неделю (понедельник, четверг) по подгруппам, продолжительностью 1 академический час (20 минут для детей 4-5 лет); (30 минут для детей от 5 до 7 лет) во вторую половину дня с 18.00 до 19.00.
Учебный план:
Виды организованной деятельности Количество
в неделю в месяц всего
Кружковая деятельность
лепка из соленого теста
(3 подгруппы по 30 минут)
1
4
32
2.1 Календарно – тематический план
Для детей 4-5 лет
месяц тема цель материал
Октябрь 1. Замес теста. Свойства материала
1. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).
2. Учить детей замешивать тесто для лепки. Мука, соль, вода, доски для лепки
2.«Змейка»
1. Учить катать из теста длинный и тонкий валик, приплющивая голову и заостряя хвост змейки.
2. Упражнять в умении украшать при помощи стеки. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
3. «Овощи» 1. Учить катать из теста длинный и тонкий валик, приплющивая и заостряя конец.
2. Упражнять в умении передавать форму овощей. Цветное солёное тесто, стеки
4. «Поднос для овощей» 1. Учить раскатывать кусок теста круговыми движениями и сплющивать между ладонями.
2. Упражнять в умении украшать при помощи стеки. Цветное солёное тесто, стеки
Ноябрь 1.«Жучок»
1. Продолжать учить раскатывать кусок теста круговыми движениями и сплющивать между ладонями.
2. Упражнять в умении наносить стекой рисунок, изображающий жука. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
2.«Украсим пирог»
1. Совершенствовать у детей приёмы лепки.
2. Развивать фантазию, чувство ритма. Солёное тесто, доски для лепки, стеки
3.«Рыбка»
1. Учить лепить рыбку, передавая её характерные особенности.
2. Совершенствовать приёмы лепки.
Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
4.«Роза»
1. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей. 2. Научить передавать задуманную идею при выполнении изделия. Цветное солёное тесто, доски для лепки, стеки
Декабрь 1.«Панно – Сердечко с цветами» 1. Совершенствовать у детей приёмы лепки.
2. Развивать фантазию, чувство ритма. Солёное тесто, доски для лепки, стеки
2. «Медальон» 1. Учить лепить несложное панно из окрашенного теста в виде медальона.
2. Совершенствовать у детей приёмы лепки. Цветное солёное тесто, доски для лепки, стеки
3.«Рамка - венок»
1. Продолжать совершенствовать у детей приёмы лепки.
2. Развивать фантазию, чувство ритма. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
4.«Выставка детских работ» 1. Учить детей, организовывать выставку своих работ.
Январь 1.«Ангелок» 1. Учить лепить ангелочка, передавая её характерные особенности.
2. Упражнять в умении украшать при помощи стеки. Солёное тесто, стеки, доски для лепки
2.«Новогодняя ёлочка»
1. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности ёлки (отпечатки, налепы, процарапывание).
2. Развивать воображение. Разноцветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
3.«Снегирь» 1. Учить лепить птичку, передавая её характерные особенности.
2. Упражнять в умении украшать при помощи стеки. Цветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
Февраль 1.«Снеговик»
1. Учить передавать характерные особенности изделия.
2. Закрепить умение соединять детали с использованием воды. Солёное тесто белого цвета, стеки, доски для лепки
2.«Зайчик» 1. Учить передавать характерные особенности изделия.
2. Закрепить умение соединять детали с использованием воды. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
3.«Полянка для зайчика» 1. Учить создавать композицию.
2. Воспитывать аккуратность. Солёное тесто, стеки
4. «Цыплёнок»
1. Продолжать учить детей, лепить из соленого теста.
2. Совершенствовать умение создавать выразительный образ цыпленка, дополняя его различными материалами.
Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, доски для лепки
Март 1. «Корзиночка» 1. Учить лепить корзинку, передавая их характерные особенности.
2. Закрепить умение соединять детали с использованием воды. Коричневое тесто, стеки, доски для лепки
2. «Подснежники» 1. Учить лепить первоцветы, передавая их характерные особенности.
2. Закрепить умение соединять детали с использованием воды. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки
3.«Мышка»
1. Учить передавать характерные особенности изделия.
2. Закрепить умение соединять детали с использованием воды. Солёное тесто серого цвета, стеки, семена, доски для лепки
4.«Оформление поделки» 1. Упражнять в умении лепить из соленого теста травку. оформлять поделку. Солёное тесто зеленого цвета, стеки, колпачки
Апрель
1.«Космос»
1. Учить изображать в лепке тему космоса.
Разноцветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
2.«Оформление панно – Космос»
1. Вызвать желание работать коллективно. Изделия из теста
3.«Пчелка» 1. Продолжить учить детей, лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски.
2. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки, цветной картон, шаблон цветка.
4.«Красивая птичка» 1. Учить лепить птичку, передавая её характерные особенности.
2. Упражнять в умении украшать при помощи стеки. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки
Май 1.«Бабочка» 1. Продолжить учить детей, лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски.
2. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки, цветной картон, шаблон цветка.
2. «Цветочная полянка» 1. Упражнять детей в создании несложной композиции из цветов и бабочки, в умении обдумывать расположение деталей на поляне. Разноцветное соленое тесто, стеки, колпачки, бабочка
3.«Ящерица» 1. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы).
2. Развивать воображение.
Разноцветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
4.«Васильки и одуванчики» 1. Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий.
2. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки
5. Выставка детских работ 1. Показать результат работы кружка за год.
Для детей 5-7 лет
месяц тема цель материал
Октябрь 1.«Корзина с фруктами»
1. Учить лепить корзину, используя шаблон.
3. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. Цветное солёное тесто, стеки, шаблоны
2.«Ветка с грушами»
1. Учить лепить ветку груши
2. Воспитывать самостоятельность. Солёное тесто, доски для лепки, стеки
3.«Веточка смородины» 1. Учить ленить веточку смородины.
2. Восптьывать самостоятельность. Гуашь разноцветная, кисточки, подставки, стаканчики с водой
4.«Панно виноград»
1. Учить лепить панно виноград
2. Упражнять в технические навыки и приёмы при лепке из солёного теста.
. Солёное тесто, доски для лепки, стеки
Ноябрь 1.«Ветка рябины»
1. Продолжать учить лепить ветку рябины.
2. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Цветное соленое тесто, стека.
2.«Подковка на счастье»
1. Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.
2. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.
3. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Солёное тесто, стека, бусинки.
3.«Весёлые человечки»
1. Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание, для соединения частей использовать спички, палочки.
2. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Цветное солёное тесто, зубочистки, семена фруктов, кисточка
4.«Оформление поделки»
1. Упражнять в умении оформлять ранее сделанную поделку.
2. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Цветное солёное тесто, зубочистки, семена фруктов, кисточка
Декабрь 1.«Снеговик»
1. Продолжать учить лепить изделия, применяя под основу фольгу.
2. Воспитывать самостоятельность. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, фольга, доски для лепки
2.«Снегурочка» 1. Учить лепить фигуру снегурочки из конуса.
2. Совершенствовать приёмы лепки из солёного теста. Разноцветное солёное тесто, стеки, фольга, доски для лепки
3.«Новогодняя ёлка»
1. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности ёлки (отпечатки, налепы).
2. Вызвать интерес к творчеству. Цветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
4. Выставка детских работ 1. Вызвать эмоциональное состояние от сделанной работы.
Январь 1.«Зайчик» 1. Учить лепить зайчика из частей: голова, туловище.
2. Совершенствовать приёмы лепки из солёного теста. Солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки.
2.«Зимушка - зима» (лепка заснеженных деревьев) 1. Упражнять детей в создании зимних деревьев.
2. Развивать умение использовать разные способы изображения. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки
3. Оформление коллажа «Зимушка – зима» 1. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
2. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. Соленое тесто, стеки
Февраль 1.«Пингвин»
1. Учить лепить фигурку пингвина.
2. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Солёное тесто, стеки, фольга
2.«Брелок для папы»
1. Продолжать учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.
2. Лепить начальную букву имени для украшения.
3. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Солёное тесто, доски для лепки, стеки
3. Раскрашивание красками брелка для папы
1. Продолжать учить детей раскрашивать брелок после просушки, самостоятельно подбирая цвет.
2. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Гуашь разноцветная, кисточки, подставки, стаканчики с водой
4. «Медальон»
1. Закрепить технические навыки и приёмы при лепке медальона из солёного теста.
2. Воспитывать интерес к творчеству. Разноцветное солёное тесто, бусинки, стеки
Март 1.«Щенок с букетом роз»
1. Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать щенка по трафарету, процарапывать вилкой, лепить знакомые цветы и листья.
2. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета. Вилка, трафарет корзинки, стека.
2. Декоративная тарелка «Роза»
1. Учить лепить из отдельных частей розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.
2. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Солёное тесто, стеки, тарелка.
3.«Сердечко с птичками»
1. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.
2. Лепить птичек, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности.
3. Воспитывать интерес к творчеству. Цветное солёное тесто, стеки, трубочки, семена, доски для лепки, шаблон
4.«Сова»
1. Учить лепить сову, используя приёмы раскатывания овалов, сплющивание и оттягивание частей.
2. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Цветное солёное тесто, веточка
Апрель 1.«Космос» (панно)
1. Учить изображать в лепке тему космоса.
2. Вызвать желание работать коллективно. Разноцветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
2. Оформление панно – «Космос»
1. Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. 2. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. Изделия из теста
3. Статуэтка «музыкальное сердечко»
1. Учить составлять фигурку из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей.
2. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.
3. Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв. Цветное солёное тесто, стеки, доски для лепки
4.«Тигренок на чайнике»
1. Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.
2. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).
3. Развивать творческое воображение, интерес к работе. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки, доски для лепки, нитки для хвоста
Май 1.«Георгиевская ленточка» 1. Закрепить приемы лепки.
2. Воспитывать патриотические чувства. Разноцветное солёное тесто, стеки, бусенки
2.«Царевна - ягушка» 1. Учить лепить лягушку, передавая ее характерные особенности.
2. Воспитывать интерес к творчеству. Разноцветное солёное тесто, стеки, трубочки.
3.«Оформление поделки» 1. Учить объединять свою работу в композицию, отбирать наиболее выразительные, расположение деталей на панно. Готовое изделие, соленое тесто : зеленое и голубое. стеки
4. Выставка детских работ
1. Показать результат работы кружка за год.
2.2 Структура занятий
Проведение занятий по каждому возрасту (для детей 4-5; 5-6; 6-7 лет) планируется 1 раз в неделю (среда, пятница) по подгруппам, продолжительностью 1 академический час (30 минут) во вторую половину дня с 18.00 до 19.00. Количество подгрупп – 3
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Динамическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР – ЗАНЯТИЙ
При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать, ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
СПОСОБЫ ЛЕПКИ
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Технологии:
игровое обучение;
принцип индивидуального подхода.
Методы:
наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
практический.
III. Методическое обеспечение и условия реализации Программы
Кабинет (хорошо освещенный). Помещение для проведения занятий отвечает санитарным нормам.
Учебное оборудование (комплект мебели).
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
Подборка информационной и справочной литературы.
аудиозаписи, видео, презентации.
использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
IV. Ожидаемые результаты
К концу года занятий по данной Программе ребенок может :
знать историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
знать инструменты и приспособления для лепки;
знать правила оборудования рабочего места;
знать правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.
должны уметь:
отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
соблюдать технику безопасности;
оценивать свою работу и работы своих товарищей;
работать в коллективе.
V.Формы подведения итогов реализации программы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2. через отчётные просмотры законченных работ.
Проведение итогового мероприятия - развлечения с приглашением родителей
VI. Литература
«Солёное тесто» С. Ю. Рашупкина ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик» 109147, г. Москва, 2011г.
Школа руколелия «Фигурки из солёного теста» Е. Рубцова Ростов-на-Дону ИД «Владис» «РИПОЛ классик» г. Москва, 2011г.
Школа рукоделия «Поделки из солёного теста» Е. Рубцова Ростов-на-Дону ИД «Владис» «РИПОЛ классик» г. Москва, 2011г.