Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Тарасова
Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности для детей старшего дошкольного возраста

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества воспитанников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Реализация программы «Пифагорка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Занятия проводится 2 раза в неделю, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении занятий уделяется развитию логических форм мышления.

Разделы рабочей программы :

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение логических задач»

Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

1.1. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «Пифагорка»

Цель программы : Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Основные задачи программы :

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

1.2. Актуальность программы

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются :

- организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

- психологическая комфортность детей;

- учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности;

- принцип деятельности;

- принцип минимакса;

- принцип целостного представления о мире;

- принцип вариативности;

- принцип творчества;

- принцип непрерывности.

Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Подходы к реализации Программы :

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей.

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

Ведущей идеей данной Программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

1.4. Значимые для разработки Программы характеристики

Занятия по программе «Пифагорка» реализуются в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Они направлены на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 6 лет.

Особенность программы «Пифагорка» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В Программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т. д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части Программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки, эмоциональной сферы ( расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

1.5. Средства, методы и особенности реализации Программы

Формы и методы реализации программы :

- деятельностный метод;

- исследовательский метод;

- игровые упражнения;

- дидактические игры;

- создание и решение проблемных ситуаций;

- самопроверка.

Занятия по Программе проводятся 2 раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия: 25 мин.

Форма организации: групповая.

Форма проведения занятий: игровая.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

1. В 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала.

2. Во 2-ой части – подача нового материала.

3. В 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

1.6. Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дети должны

- уметь считать до десяти;

- называть числа в прямом и обратном порядке, знать состав числа до десяти;

- сравнивать несколько предметов;

- сопоставлять предметы, находить сходства и различия;

- употреблять слова: столько же, поровну, одинаково, много, мало, меньше, больше;

- различать форму фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб; определять виды углов;

- ориентироваться на листе бумаги;

- решать логические задачи, головоломки;

- самостоятельно выполнять задания в тетради;

- уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующие числа;

- уметь соотносить цифру с количеством предметов;

- уметь измерять длину с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения их длины, ширины, высоты;

- уметь разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей;

- умение называть части суток, последовательность дней в недели, месяцев в году;

- уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- уметь находить части целого и целое по известным частям;

- уметь сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

- решать логические задачи.

Ольга Сергеевна, в прошлый раз я видно не обратила внимание на результаты. Они не должны копировать основную Программу ДОУ.

II. Содержательный раздел

2.1. Календарный учебный график

1. Количество и счет.

2. Ознакомление с геометрическими фигурами.

3. Определение величины.

4. Ориентировка во времени и в пространстве.

5. Решение логических задач.

2.2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)

ноябрь

Количество и счет. Расставь числа по порядку. Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Количество и счет. Соседи числа. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

Геометрические фигуры. Волшебные фигуры. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.

Логические задачи на поиск недостающих фигур, «Танграм» Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть;

развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

Развивать умение решать задачи путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур, упражнять детей в доказательстве решения.

декабрь

Количество и счет. Порядковый счёт.

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Определение величины.

Весёлые кошечки» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.

Составление и решение задач по картинкам. Познакомить детей с составом задачи (условие, вопрос, учить составлять и решать задачи.

январь

Количество и счет.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Счёты. Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Количество и счет. Какой? Сколько?

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости.

Близко – далеко.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости.

Левая и правая рука. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки.

Графический диктант.

Решение логических задач. Познакомить детей с логическими задачами, учить составлять и решать задачи.

февраль

Решение задач на «сложение» и «вычитание».

Продолжить знакомить детей с задачами, учить составлять и решать задачи.

Количество и счет. Весёлые домики. Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Головоломки с палочками, «Колумбово яйцо». Развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

развивать умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

Деление целого на части. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

март

Количество и счет. Королевство цифр. Пишем цифры: 0,1,2,3.

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Количество и счет. Пишем цифры: 4,5,6. Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Геометрические фигуры.

«Кошкин дом». Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе, дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Решение логических задач. Задачи на смекалку. Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

1 30.03

апрель

Количество и счет. Пишем цифры: 7,8,9.

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления

Геометрические фигуры. Волшебные превращения геометрических фигур. «Сделай сам зверюшек». Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Количество и счет. «Весёлые домики».

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Определение величины.

Измерительные приборы: линейка, часы. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Определение величины. Весы. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес».

Количество и счет. «Весёлые птички».

Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Волшебные монетки. Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

май

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости. Сутки. Часы. Минутки. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». Ориентировка во времени. Дни недели. Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Задачи на действия (сложение и вычитание).

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

Нормативно – правовой ресурс:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

2. Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• геометрические фигуры и тела;

• палочки Х. Кюизинера;

• наборы разрезных картинок;

• сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

• полоски, ленты разной длины и ширины;

• цифры от 1 до 9;

• мольберт;

• чудесный мешочек;

• кубики Никитина;

• блоки Дьенеша;

• пластмассовый и деревянный строительный материал;

• геометрическая мозаика;

• счётные палочки;

• предметные картинки;

• знаки – символы;

• игры на составление плоскостных изображений предметов;

• обучающие настольно-печатные игры по математике;

• мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

• геометрические мозаики и головоломки;

занимательные книги по математике;

• задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

• простые карандаши; наборы цветных карандашей;

• линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

• небольшие ножницы;

• наборы цветной бумаги;

• счетный материал;

• наборы цифр;

• конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

3.2. Методическое обеспечение

Методическое сопровождение:

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– видео-презентации.

Использование разнообразных методов обучения: словесные, наглядные, практические и игровые.

Практический метод обучения:

На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).

Практический метод подкрепляется приемами:

• Упражнения в виде заданий.

• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игры малой подвижности,дид. играми).

• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).

Словесный метод обучения:

Словесный метод обучения входит в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

На занятиях по математике применяются следующие приё мы:

• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.

• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»

• Вопросы (в старшем возрастев основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)

• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.

• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядный метод обучения:

На занятиях по математике широко используются :

• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;

• Иллюстрации с изображением времени суток;

• Ситуации для составления задач;

• Циферблат часов;

• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;

• Показ видеофильмов, ИКТ.

Игровой метод обучения

Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.

Метод подкрепляется приемами:

• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).

• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.

• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»

3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»

4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.

5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Фотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНРФотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами своим фотоотчетом о прошедшем физкультурно- оздоровительном досуге, который я проводила.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Отчёт о работе секции спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тренажёры для дошкольников» В нашем детском саду продолжает работу спортивная секция «Тренажеры для дошкольников». Цель программы: Способствовать формированию навыков.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2020 в 17:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД