МААМ-картинки

Дополнительная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные экологи-исследователи»

татьяна голубева
Дополнительная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные экологи-исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Целевой раздел ….3

1.1 Пояснительная записка

1.2 Актуальность. Новизна

1.3 Цель исследовательской деятельности

1.4 Задачи экспериментальной деятельности

1.5 Принципы и методы в организации деятельности.

1.6 Планируемые результаты освоения программы

1.7 Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа

Публикация «Дополнительная программа по экспериментально-исследовательской деятельности „Юные экологи-исследователи“» размещена в разделах

1.8 Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста

1.9 Условия реализации программы

II. Содержательный раздел …13

2.1 План работы с детьми

2.2 Взаимодействие с родителями

2.3 План работы воспитателя

2.4. Мониторинг образовательных результатов

2.5. Список информационных источников

III. Приложение. 27

Список приложений

1. Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»;

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

3.«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

2. Конспект родительского собрания «Воспитание юного исследователя».

3. Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».

4. Конспект мастер-класса «Познавательные и занимательные

опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Направленность данной программы – естественнонаучная, исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

Вступительное слово

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на высокую эффективность детского экспериментирования, где ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью познания и освоения. Когда ребенок слышит, видит и делает сам, он лучше усваивается все крепко и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского исследовательского экспериментирования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Новизна

Ведущей является экспериментально-исследовательская, практическая деятельность детей, программа предполагает прямое участие в детей в экспериментах, фиксации и презентации результата, формирует первоначальные исследовательские умения детей от 6- 7 лет, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдается равноправной совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная цель программы

Создать условия для формирования и развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что большинство занятий, в которых исследовательские задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности решения.

Задачи:

• Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Накопление у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

• Развитие умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

• Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

• Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

• Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

• Развивать коммуникативные навыки.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

• вместе

• на равных

• как партнеров

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Методы стимулирования и мотивации.

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения; игровые ситуации и сюрпризные моменты.

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в природу;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Методы стимулирования интереса к познанию:

- опыт или эксперимент;

- создание ситуации успеха;

-создание эмоционально-нравственной ситуации;

- творческие задания.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- доказательство;

- рассуждение;

- беседа;

-рассказ.

Методы организации деятельности:

- показ этапов деятельности;

- создание проблемной ситуации;

- объяснение возможных перспектив.

Принципы программы

Программа по экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

• научности (сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

• динамичности (от простого- к сложному);

• интегративности (интеграция с другими образовательными областями);

• сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);

• системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);

• преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);

• возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

• наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

• здоровьесберегающий (ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать динамические паузы, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).

• Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка.

• Принцип личностно – ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободу выбора (деятельности, партнера, средств).

• Принцип интеграции образовательных областей.

• Принцип создания пространственной предметно – развивающей среды (для включения детей в поисковое экспериментирование).

Формы работы: наблюдения (длительные и кратковременные, эксперименты, презентация, игровые поисковые ситуации, интегрированные занятия.

Планируемые результаты:

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду по данному направлению.

• Изучить научно – методологическую базу по данному вопросу.

Ожидается, что ребенок научится:

Проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

Вести дневник наблюдения, сохраняя в памяти последовательность эксперимента.

Самостоятельно делать выводы на основе экспериментально-исследовательской деятельности.

Применять полученные знания на практике, делиться знаниями со сверстниками, уметь оперировать знаниями в различных образовательных ситуациях.

Проявлять эмоциональное отношение к природным объектам и явлениям, выражать свое отношение к конкретному поступку сверстника по отношению к этим объектам.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленный материал поможет решить одну из важных проблем по организации экспериментально – исследовательской деятельности в ДОУ.

Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа

по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные экологи-исследователи» составлена на основе пособия для педагогов дошкольных учреждений под редакцией Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, и разработанная с учётом принципов и подходов авторской программы под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой «От рождения до школы», М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

• Закон «Об образовании в Российской Федерации» - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

• Конституция Российской Федерации ст. 43, 72.

Возрастные особенности:

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской организуется следующим образом:

Образовательная деятельность проводится – 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Работа проводится с небольшими подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:

• работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);

• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»)

Данная деятельность проводится в свободное время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов (если это необходимо);

6. Теоретические знания.

7. Вопросы детей.

Требования, предъявляемые к проведению опытов

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)

2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.

3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Правила безопасности при проведении экспериментально -исследовательской деятельности

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

• действие показывает педагог;

• действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

• иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

• действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

• действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гипер- опеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

Условия реализации программы

1. Теоретическая и практическая подготовка педагогов, ориентированная на решение задач исследовательского обучения, владеющих соответствующими умениями и навыками; создание особой предметно – пространственной среды, позволяющей детям дошкольного возраста включаться в поисковое экспериментирование; готовность родителей включиться в совместный с детьми исследовательский поиск.

2. Оборудование для исследовательской деятельности

Прозрачные и непрозрачные ёмкости.

Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера.

Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

Резиновые груши разного размера.

Пластиковые, резиновые трубочки.

Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

Пластиковые контейнеры.

Рулетка, линейки.

Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.

Фартуки, щётки, совки.

Цветные прозрачные пластиковые стёклышки.

Лупы, зеркала, магниты.

Одноразовые тарелки и стаканчики разного размера, ложки и пластиковые ножи.

Лопатки, грабли, лейки.

3. Материал, подлежащий исследованию: природные материалы (живая и неживая природа, образцы материалов рукотворного мира.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 План работы с детьми

Перспективное планирование экспериментально-исследовательской деятельности детей 6-7 лет. (прилагается в фото)

2.2 работа с родителями (прилагается в фото)

2.3 План работы воспитателя

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей программы Старший дошкольный возраст

(дети 6-7 лет)

Всего занятий в неделю 1

Всего занятий в месяц 4

Всего занятий в год 36

2.4 Мониторинг

Мониторинг усвоения программы проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми. В качестве мониторинговой деятельности можно использовать тесты, викторины, игру-квест, и т. д. Можно организовать «День экологов-исследователей» с созданием различных мини-лабораторий. Важно дать каждому ребёнку возможность изложить собственные результаты; обучить его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

Ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают различные конкурсы детских исследовательских работ в форме презентаций, фотоальбомов.

У каждого ребёнка будет свой результат по итогам изучения программы. Результат на уровне ребёнка можно разделить на 2 уровня: внешний и внутренний.

Внешний уровень, выражающийся в сформированности знаний, умений и навыков (его можно увидеть, зафиксировать).

Внутренний уровень выражается в положительной динамике личностного роста ребёнка (его гораздо сложнее увидеть).

В процессе постоянного наблюдения можно провести мониторинг по следующим критериям:

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

Умение видеть проблему;

Умение формулировать и задавать вопросы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение делать выводы и умозаключения;

Умение доказывать и защищать свои идеи;

Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

Самостоятельность.

Полнота и логичность ответа.

Правильность выводов и формулировок.

Важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

Показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.

2.5. Список информационных источников.

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. : ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2003.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез.

3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, пособия для педагогов дошкольных учреждений

4 .Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1982.

5. Дыбина. О. В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Синтез, 2008-2010

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

7. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез, 2010

8. Егорова, Т. А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. - М. : Академия, 2005.

9. Зубкова Н. М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г

10. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

11. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с. 118-189. С. 208.

12. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4-12.

13. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

14. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., АРКТИ. 3-е изд. 2005. 64 с

16. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

17. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Детство – Пресс. Методическое пособие.

2.6 Материальное и техническое обеспечение:[/b]

Материальное и техническое обеспечение: обновление оборудования группового исследовательского уголка и его оформление

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные экологи-исследователи» рассчитана на творческое экспериментально-исследовательское взаимодействие ребёнка, педагога, родителей, и строится на базе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

III. Приложение.

Список приложений

1. Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»;

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

3.«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

2. Конспект родительского собрания «Воспитание юного исследователя».

3. Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».

4. Конспект мастер-класса «Познавательные и занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группеКонспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группе Конспект занятия (НОД) на тему: «Мы юные экологи» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе. Задачи: Закрепить.

Квест-игра «Юные экологи спешат на помощь». ФотоотчетКвест-игра «Юные экологи спешат на помощь». Фотоотчет Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. Для повышения эффективности.

Фотоотчет о неделе «Юные экологи»Фотоотчет о неделе «Юные экологи» Фотоотчет: Неделя «Юные экологи». Вторая младшая группа. Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные экологи-исследователи»
Опубликовано: 12 марта 2020 в 09:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные экологи-исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна голубева (УИ 531891) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД