Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана»

Ольга Витенберг
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность,

экспериментирование.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организации: подгрупповая

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении.

2. Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности.

5. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий

вулкан, действующий вулкан, и т. д.)

6. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Предварительная работа

Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

Изготовление макета вулкана.

Оборудование

Компьютер. Картинки с изображением вулканов. Смесь для опыта «извержение вулкана». Листы бумаги, цветные мелки.

Ход ОД.

Воспитатель. Загадывает загадки

Снежная гора

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу!

(Вулкан).

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

Воспитатель. Послушайте легенду про древнего бога Вулкан.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- А хотите узнать как устроен вулкан?

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называются разломом или трещинами. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.

- Как вы думаете, с чего начинается извержение вулкана?

Извержение вулкана начинается с появления дыма. Затем происходит взрыв. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю, огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Постепенно остывая, лава застывает, и превращается в камни.

Мы живем в огромной стране – России, на территории которой тоже есть вулканы. Я предлагаю вам отправиться вместе со мной в виртуальную экскурсию на полуостров Камчатка, где очень много вулканов.

(Просмотр ролика).

Те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими.

Спящими называют вулканы, не проявляющие признаков активности долгое время, но не потерявшими свои формы.

Потухшими называют сильно разрушенные вулканы, и не проявляющими активность несколько тысяч лет.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем много профессий. Но есть такая редкая профессия вулканологи - это люди, которые занимаются изучением вулканов. Они исследуют характер и поведение огнедышащих гор, и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы.

А как вы думаете это нужная профессия?

Дети. Да!

Воспитатель. А теперь давайте с вами устроим свой вулкан.

Приступаем к эксперименту. Дети сами договариваются между собой, кто какой материал будет засыпать в жерло вулкана и несут на рабочий стол. Совместно с воспитателем приступают к опыту.

В "кратер вулкана, т. е. бутылку в макете;

насыпаем 1 стакан соды;

добавляем 2 ложки красной краски (гуаши);

затем - 10 ложек жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается. Это взаимодействуют вещества кислота лимонная и сода.

Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

Ответы детей:

Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.

Вулканы начали «вулканить»

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И Землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом, и золой.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать –

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул –

И на десятки лет уснул.

Пройдут века…

И вновь вулкан проснется,

И лава изнутри его польется.

Наше исследование подошло к концу, из вас получатся настоящие вулканологи. А теперь давайте вспомним, как мы получили извержение вулкана, чем мы еще сегодня занимались в нашей лаборатории?

Но если вам захочется снова сделать такой опыт, то только вместе с родителями, с их помощью и под присмотром.

Вам понравился опыт? Вы хотите сохранить его в памяти? Тогда я предлагаю вам зарисовать извержение вулкана. Выберите себе материал для рисования, и приступайте!

Дети рисуют вулканы.

Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.

Публикации по теме:

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Извержение вулкана» Цель: Расширять.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Извержение вулкана» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №29 Конспект НОД по экспериментальной деятельности.

Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе Цель: обобщить знания детей о свойствах мыльных растворов. Задачи: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана» открытое занятие "извержение вулкана" 07 декабря 2017 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана».

Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности 1сл. Мастер класс по теме самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально – исследовательской деятельности».

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Преамбула: Образовательная деятельность осуществляется на базе рабочей программы разработанной на основе образовательной программы ГБДОУ.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные свойства магнита» Открытая экспериментально – исследовательская деятельность. "Волшебные свойства магнита" Приоритетная образовательная область – Познавательное.

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Видео Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Цель: Познавательное развитие: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 16:39
+225Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
23 января. День рождения ДОСААФ

ДОСААФ имеет давнюю (с 1927 года!) и славную историю. Название этой военно-патриотической и технической организации несколько раз менялось, однако цель оставалось прежней – содействие укреплению...

23 января. День куклотерапии на МААМ

Во многих культурах существуют народные сказания об оживших куклах. В реальной жизни куклы «оживают» в руках детей, помогая им преодолевать страхи и психологические проблемы. Куклотерапия как...

Фотоотчёт о занятии по объёмной аппликации с элементами рисования «Кормушка для пичужки»
Зима - одно из самых красивых времён года. Но зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, это ещё и...
Создание каталога «Весёлые причёски». Фотоотчёт «Знакомство с профессией парикмахера...
Знакомство с профессией парикмахера в старшей группе. Беседа на тему: «Профессия - парикмахер» Цель: ознакомление детей с профессией парикмахера....
Рекомендации для родителей «Вы сегодня обнимали своего ребёнка?»
Объятия в раннем детстве делают нас способными любить. Дети, выросшие до 7 лет без объятий, могут оказаться неспособными любить других. Из них, как правило,...