Папки-передвижки

Дополнительная программа социально-педагогической направленности для детей 5–6 лет «Страна занимательной математики»

Виктория Шакурова
Дополнительная программа социально-педагогической направленности для детей 5–6 лет «Страна занимательной математики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Страна занимательной математики»

Возраст учащихся 5-6 лет

Срок реализации программы : 1 год, 60 часов.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы :

Пояснительная записка стр. 4

Цели и задачи программы;

Содержание программы (учебный план, содержание

учебного плана) стр. 9

1.4 Планируемые результаты стр. 27

Публикация «Дополнительная программа социально-педагогической направленности для детей 5–6 лет „Страна занимательной математики“» размещена в разделах

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график стр. 28

Условия реализации программы стр. 32

Формы аттестации стр. 32

Оценочные материалы стр. 33

2.5. Методические материалы стр. 34

3. Список литературы

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. Пояснительная записка

Программа «Страна занимательной математики» является модифицированной дополнительной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности и предназначена для обучения детей 5-6 лет в учреждении дополнительного образования.

Программа «Страна занимательной математики» разработана на основании:

- Международной конвенции ООН о правах ребёнка;

- Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденных от 15 мая 2013 г. №26

Актуальность программы «Страна занимательной математики» заключается в том, что её содержание направлено на развитие элементарных математических представлений и связанных с ним логических операций, а также на организацию и развитие познавательной деятельности детей 5-6 лет.

Способность управлять своим вниманием у детей в данном возрасте только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Данная программа составлена таким образом, чтобы познавательный интерес детей на занятиях сохранялся. Для выполнения данной задачи наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях в основном используются в комплексе.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Страна занимательной математики» заключается в следующем:

интегрированное взаимодействие познавательного, физического, речевого и социально-коммуникативного развития детей во время занятий благодаря их форме организации и методах, включенных в организацию учебного процесса данной программы;

активное использование интерактивных средств обучения, инновационных пособий и материалов для организации самостоятельной исследовательской деятельности детей, коллективных игр и упражнений;

активизация новых методов развития логического мышления, моторики и творческих способностей детей, мотивацию к образовательной деятельности в игровых упражнениях и заданиях. Благодаря этим факторам программа является инновационной.

Педагогическая целесообразность: дополнительная общеразвивающая программа «Страна занимательной математике» способствует интегрированному развитию элементарных математических представлений, логического мышления, сенсорного восприятия, памяти, речи, внимания и воображения детей. Методы обучения в ходе реализации программы подбираются в соответствии с возрастом детей. Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач. Поэтому работу, требующего произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры.

Адресат. Дополнительная общеразвивающая программа «Страна занимательной математики» рассчитана на детей 5-6 лет, отличающихся следующими возрастными особенностями.

Дети в процессе математического развития должны формировать знания выполнять следующие операции:

-делят целое на 2-4 равные части, устанавливают зависимость между целым и частью;

-разбивают множества, состоящие из 4, 6, 8 ,10 объектов на группы по 2, 4, 5 предметов соответственно;

- различают числительные: количественные и порядковые, применяют их в повседневной жизни;

- познают отношения посредством сравнения множеств, отличающихся

на 2 или 3;

- быстро считают совокупности, состоящие из 3- 5 предметов;

- усваивают состав числа из двух меньших чисел;

К концу дошкольного детства у ребенка закладываются основы для развиваться словесно-логическое (понятийное) мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление ребенка можно успешно развивать. При правильно организованных занятиях показатели мышления детей улучшаются в 3–4 раза. Именно это и является целью занятий с детьми по данной программе.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия:

- вводная часть. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.

- Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

- Физкультурная минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

- Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

- Рефлексия. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие произвольности психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия) в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно образного сотрудничества во время формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет.

Задачи 1 модуля: «Подготовка к путешествию в «Страну занимательной математике»

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе; с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- знакомить с составом числа;

- усваивать состав числа из двух меньших чисел; быстро считать совокупности, состоящие из 3- 5 предметов,

- Формировать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Развивающие:

- развивать логическое и вариативное мышления: умение воспринимать и отображать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

- развивать инициативу.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

Задачи 2 модуля: «Приключения в стране занимательной математики»

Образовательные:

- Формировать умение различать числительные: количественные и порядковые, применять их в повседневной жизни во время счёта конкретных предметов;

Развивающие:

- развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы;

- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к участию в викторинах, интеллектуальных соревнованиях на уровне МБДОУ среди детей своего возраста, онлайн- конкурсах и викторинах).

1.3. Содержание программы Учебный план

Содержание учебного плана

МОДУЛЬ 1. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ «В страну занимательной математике» - 20 часов

Тема 1. В гостях у «Трех медвежат».

Теория: цифры 1, 2, 3. Состав и способы образования чисел 2 и 3. Правила соотнесения слов «высокий», «низкий», «выше», «ниже» и т. д. с предметами разной величины, тремя предметами по высоте. Правила поведения на дорогах, в гостях у «Трех медвежат», на занятиях.

Практика. Отгадывание загадок о правилах дорожного движения.

Теория: цифры 1, 2, 3, 4. Счёт и отсчёт предметов. Состав и способы образования чисел 2, 3 и 4. Правила сравнения предметов по длине и ширине.

И/у «Палочки в ряд» (на сравнение предметов по длине и величине)

Тема 3. «Копилка знаний».

Теория: правила техники безопасности и ПДД. Правила сравнения трёх предметов по высоте.

Практика: игры на закрепление на практике правил по ТБ, ПДД, правил поведения между сверстниками на занятиях. Физкультурная пауза «Считай и делай».

Сравнение трёх предметов по высоте.

Контроль: игровые задания на диагностику начального уровня ЗУН. «Нелепицы», «Раздели на группы».

Тема 4. «Угадай фигуру»

Теория. Счет и отсчет предметов. Круг. Овал. Отличия предметов круглой и овальной формы. Разновидности фигур овальной формы с разным соотношением осей. Цифра 5. Правила раскладывания предметов в порядке возрастания и убывания.

Практика: раскладывание предметов в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова: «самый большой», «маленький», «больше»,

«меньше»;

Тема 5. «Найди верный путь».

Теория: счёт в пределах пяти. Образование числа 5. Истинные и ложные высказывания. Предметы круглой и овальной формы.

Практика: анализ высказываний, определение их истинности и ложности.

Игра «Помоги зайцу найти дорогу»

Тема 6. «Волшебный сундук».

Теория: признаки предметов. Целое и часть. Головоломки из волшебного сундука.

Практика: составление целого предмета из частей. Определении признаков предметов. Разгадывание головоломок. Игры на образование числа 5. - Логические загадки

Тема 7. «Волшебная цифра».

Теория: цифры от 1 до 5. Цифра 6. Счёт в пределах шести. Квадрат.

Прямоугольник. Правила определения расположения предметов относительно самого себя (впереди, сзади, слева, справа).

Практика: упражнение на запоминание одновременно двух чисел, названий предметов и места их расположения

Тема 8. «Разноцветные палочки»

Теория: счетные палочки, их назначение и способы работы с ними. Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Состав числа 6. Квадрат и прямоугольник.

Практика: устный счёт от 1 до 6. Составление группы из 6 предметов двух видов разными способами.

И/у «Сколько детей спряталось за забором»

Тема 9. «Сколько было? Сколько стало?»

Теория: знакомство с цифрой 7. Образование чисел 6 и 7; счёт и отсчёт в пределах 7. Треугольник. Правила определения взаимного расположения предметов на листе бумаги.

Практика: определение взаимного расположения предметов на листе бумаги, обозначая это отношение словами слева, справа, вверху. Упражнение в нахождении местоположения объектов (впереди, сзади, перед, за, справа, слева).

Тема 10. «Мальвина учит Буратино»

Теория: логические задачи. Правила нахождение закономерностей с пропущенной фигурой.

Физкультурная пауза «Буратино» - Загадки на логику.

Тема 11. «Орнамент».

Теория. Состав чисел 6 и 7, счёт в пределах семи. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Запоминание числа предметов с нахождением направления на плоскости (слева, справа, посередине). Составление группы из 6 и 7 предметов двух видов разными способами.

Тема 12. «Цветик – семи цветик»

Теория: неделя- 7 дней (суток). Название дней недели, последовательность. Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ориентирование на листе бумаги в поиске предмета.

Тема 13. «Путешествие к лесным обитателям».

Теория: цифры от 1 до 7. Дикие и домашние животные. Лесные обитатели. Дни недели.

Практика: анализ групп, развитие умения сопоставлять и обобщать предложенные варианты. Распределение животных по группам. Выбор названной цифры среди остальных.

Тема 14. «На лесной поляне»

Теория: цифра 8. Состав и образование числа 8, счёт до 8. Равенство и неравенство количества предметов разных размеров (независимость количества от размера предметов). Упражнение в воспроизведении определенных движений по образцу в пределах 8.

Тема 15. «Сравнение предметов»

Теория: образование чисел от 2 до 8, счёт и цифры в пределах 8. Правила выделения сходства и отличий предметов. Правила сопоставления длины и высоты предметов, обозначая результат измерений словами «длинный»,

«короткий», «высокий», «низкий»;

Сопоставление длины и высоты предметов, обозначая результат измерений словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».

Тема 16. «Разноцветные ленты»

Теория: образование числа 9, счёт в пределах 9. Независимость числа предметов от площади, которую они занимают. Правила определения характерных признаков предметов. Упражнение на установление соотношений между лентами по высоте и толщине.

Тема 17. «Где прячется матрёшка?»

Теория: положение в пространстве «справа», «слева», впереди», «сзади», «над», «под». Образование числа 9, счёт в пределах 9.

Игра «Назови то, что справа от тебя» (слева, сзади, впереди, над, под)

Тема 18. «Забавные фигуры».

Теория: правила конструирования. Геометрические фигуры и их возможности. Образование чисел в пределах 9.

Выкладывание звёзд двух цветов в количестве, соответствующем заданной цифре (от 2 до 9).

Игра «Собери машину (поезд и др.) по картинке из геометрических фигур»

Тема 19. «Весёлые картинки»

Теория. Цифры от 1 до 9. Счёт в пределах 9. Соотношение количества предметов с цифрой. Правила сравнения предметов по длине, толщине. Упражнение на соотнесение групп предметов с заданной цифрой (от 1 до 9)

Тема 20. «Неваляшка»

Теория. Правила счёта в любом направлении : слева направо, сверху вниз, снизу вверх. Раскатывание столбика пластилина на увеличение длины, но уменьшения толщины.

И/у «Соедини линиями одинаковых неваляшек».

1.4. Планируемые результаты

К концу освоения модуля «Приключение в стране заниматика» учащиеся приобретут следующие результаты с учётом поставленных задач.

К концу года дети должны знать:

- геометрические фигуры и формы предметов, их размеры;

- цифры от 1 до 10;

К концу года дети должны уметь:

- применять навыки алгоритмической культуры мышления;

- выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;

- быстро считать совокупности, состоящие из 3- 5 предметов; работают с «числовыми лесенками», состоящими из иллюстраций и предметов;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавливать последовательности событий, анализировать и синтезировать

К концу года дети должны проявлять и использовать:

- логическое мышления: умение воспринимать и отображать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

- познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

- детскую самостоятельность и инициативу, познавательную активность, познавательную мотивацию интеллектуальных способностей;

- стремление к приобретению новых знаний и умений, активной деятельности и творчеству, учится новому, ориентироваться на удовлетворение познавательных интересов, сохраняя чувства собственного достоинства, самоуважения.

К концу освоения модуля «Приключения в стране Заниматика» учащиеся приобретут следующие результаты с учётом поставленных задач.

К концу года дети должны знать:

- геометрические фигуры и формы предметов, их размеры;

- состав числа из двух меньших чисел

-Знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.

К концу года дети должны уметь:

- различать числительные: количественные и порядковые, применять их в повседневной жизни;

-ориентироваться на листе бумаги;

К концу года дети должны проявлять и использовать:

- умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы;

- детскую самостоятельность и инициативу, познавательную активность, познавательную мотивацию интеллектуальных способностей;

Профессиональные результаты по итогам проделанной работы прослеживаются в ходе открытых занятий, промежуточной и итоговой диагностики, онлайн-конкурсов, интеллектуальных соревнований, викторин.

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

наличие проветриваемого с хорошим освещением и систематической влажной уборкой помещения, соответствующего всем санитарно-гигиеническим нормам СанПиН 2.4.1.3049-14 от 15.05.2013г. №26;

наличие достаточного количества рабочих мест;

наличие дидактических пособий: «палочки Кьюизенера», блоки Дейнеша, игра «Колумбово Яйцо», Въетнамская игра», счётные палочки, кубики, тематические картинки, геометрические фигуры, цифры от 1 до 10;

наличие инструментов, принадлежностей, материалов : карандаши, тетради, альбомы, ручки; стол.

Кадровое обеспечение.

К работе с детьми по данной программе допускаются :

педагоги со средне - специальным образованием по специализации «Дошкольное образование» или «Педагог начальных классов» (с наличием присвоенной профессиональной категории и без неё);

педагоги с высшим педагогическим образованием по специализации «Дошкольное образование» или «Педагог начальных классов» (с наличием присвоенной профессиональной категории и без неё).

2.3. Формы контроля

Система контроля реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» включает входную диагностику, промежуточный контроль, итоговую диагностику.

Входная диагностика – предполагает выявление исходного уровня обученности и развития детей для составления программы развития детей, плана работы.

Итоговая диагностика проводится с целью оценки качества освоения уровня ЗУН и достижений учащихся по завершении всего курса дополнительной общеразвивающей программы, как выявление творческого роста и интереса к занятиям, определение степени достижения результатов обучения.

Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля:

- тест – комплекс стандартизированных.

- опрос – психологический вербально-коммуникативный метод.

- игра – вид осмысленной продуктивной деятельности.

Пособия, оборудование, приборы, дидактический материал.

1

Подготовка путешествию в «Страну занимательной математике

1. Карточки с цифрами, предметы разной величины, деревянные палочки, кубики

2. Задачи – загадки на закрепление числового ряда;

3. Счётные палочки, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку;

4. Наборы геометрических фигур по количеству детей; 7) лабиринты «Волшебная палочка», листы с парными предметами

4карточки с цифровыми цепочками

5. Набор карточек с кругами

карточки с геометрическими фигурами, карточки с пустыми фигурами

6. Тесты «Нелепицы» (Р. С. Немов); «Определение обобщающих понятий» автор Л. Ф. Тихомирова.

Диагностика по методике

7. Диагностика логического мышления по

Э. Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л. А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

2

Увлекательные

приключения «В стране

занимательной математике»

1. Задачи – загадки на закрепление числового ряда;

2. Счётные палочки, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку;

3. Наборы геометрических фигур по количеству детей;

4. Лабиринты «Волшебная палочка», листы с парными предметами

5. Карточки с цифровыми цепочками.

6. Набор карточек с кругами.

7. Карточки с геометрическими фигурами, карточки с пустыми фигурами

8. Конверты с игрой «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка.

9. Конверты с деталями игры «Вьетнамская игра» на каждого ребёнка.

10. Задачки-загадки в картинках и сказках.

11. Набор карточек с числами, карточки с домиками

Карточки с предметами чередующихся групп

Дидактические пособия: «палочки Кьюизенера», блоки Дьенеша, палочки, кубики, тематические картинки.

13. Геометрические фигуры, цифры от 1 до 10, кубики Никитина

Папка-передвижка с цифрами

III.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

Алябьева Г. А. Математические сказки. Беседа с детьми о числах, счете и форме. ФГОС. - М. : Сфера, 2019.

Белошистая А. В. Диагностика математического развития детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. - М. : Владос, 2017.

Мурченко Н. А. Формирование математических представлений детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Сентябрь-ноябрь. ФГОС ДО. - М. : Учитель, 2019.

Мурченко Н. А. Формирование математических представлений детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Март-май. ФГОС ДО. - М. : Учитель, 2019.

Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика.

Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б.

Мурченко Н. А. Формирование математических представлений у детей. Комплект из 12 карт. Плани рование образовательной деятельности на каждый день. Старшая группа от 5 до 6 лет) декабрь- февраль. ФГОС ДО. - М. : Учитель, 2017.

Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» М. : Книголюб, 2015 г.

Фтенаксис в., Проекты в области естественных наук, математики и техники. Учебно-практическое пособие. - М. : Национальное образование, 2018.

Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru

Журнал «Педагогический мир» www.pedmir.ru

Учительский портал www.uchportal.ru

Образовательный портал RusEdu www.rusedu.ru

Публикации по теме:

Центр занимательной математикиЦентр занимательной математики Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,творчески мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения. Все.

Уголок занимательной математикиУголок занимательной математики Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Но знакомство с математикой, ее понятиями необходимо осуществлять с помощью пособий.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики»Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль ФГОС ДО устанавливает.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа социально-педагогической направленности для детей 5–6 лет «Страна занимательной математики»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 22:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД