МААМ-картинки

Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Гуляют ребятки в Рождественские святки» (3 фото)

Наталья Еркулёва
Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Гуляют ребятки в Рождественские святки»

Актуальность.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Публикация «Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию „Гуляют ребятки в Рождественские святки“» размещена в разделах

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к православным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются колядки, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.

Досуговое мероприятие

«Гуляют ребятки в Рождественские святки».

Цель: содействовать духовно-нравственному развитию дошкольников через знакомство с духовно-историческим опытом русского народа, расширять знания и представления детей о Великом празднике христиан – Рождество Христово.

Задачи

1. Воспитывать уважение к духовно-нравственным нормам христианской морали.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций своего народа.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать фольклор, обогащать словарный запас.

5. Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа в проведении святочных вечеров : колядовании, прославлении, встречи колядовщиков; разучивание колядок и народных подвижных игр.

Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Гуляют ребятки в Рождественские святки»

Ведущий 1: С давних времён у многих народов были весёлые праздники, которые они отмечали зимой. Например, древние римляне в декабре отмечали праздник Сатурналии, а наши предки в это время торжественно встречали день зимнего солнцеворота. Весёлые, шумные праздники должны были вернуть людям тепло, свет, весну.

Ведущий 2: В христианскую эпоху древние обычаи сохранились и приобрели новый смысл. Христос родился в самое трудное и тёмное время года, принёс людям свет и надежду. Именно от этого события мы ведём своё летоисчисление, ведь годы нашей эры – это годы от Рождества Христова.

Звучит тихая музыка.

Ведущий 1: Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказывала мне о его рождении. Рассказ этот я хорошо помню:

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слёз –

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А в глухой пещере, на соломе,

Ангелы, над ним склонившись, пели.

Звучит запись

Ведущий 2: Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шёл пешком и вёл за собой ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у неё другой колыбели для ребёнка.

Звучит запись «Эта ночь святая».

1 ребё нок: В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён Его волос.

….

2 ребё нок: Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

на упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

….

3 ребё нок: Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

….

4 ребё нок: Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

….

5 ребё нок: Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

….

6 ребё нок: «Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

….

7 ребё нок: А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Ведущий 1: Слово «Рождество» обычно ассоциируется со словами «ёлка», «подарки», «гулянья», «игры», «гадания». Рождество в России празднуется в январе, когда новогодняя ёлка стоит ещё в доме. Почему под Новый год и Рождество наряжают именно ёлку, а не другое дерево?

Гаснет свет, звучит тихо музыка, показ слайдов.

Ведущий 2: На этот счёт есть легенда. Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в Вифлееме родился Спаситель мира. Не только людям, всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты протягивают ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь хлева, превратившегося теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа: им хорошо видны ясли и младенец, окружённый сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостнее, всё оживлённее становится шелест их ветвей, и вдруг в нё м явственно слышаться слова:

Ведущий 1: - Пойдём и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесём ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.

-Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная ёлка.

-Куда тебе с нами! – окинув ёлку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

- И какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная ёлка и смерено отошла назад, не осмеливаясь войти в хлев, сиявший небесным светом.

Но ангел услышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность ёлки. Жаль стало ему ель, и он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над младенцем и распростёрла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

-Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день, - сказала она. А маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и хлев наполнился благоуханием.

Ведущий 2: С грустью, но без завести смотрела на это ёлка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними равняться!». Но ангел сказал ей:

-Не печалься, милая ёлка, я украшу тебя лучше твоих сестёр!

И он взглянул на небо. А тёмное небо было усеяно сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться вниз, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками (на ёлке загораются огни) Когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание маслины и не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул он и улыбнулся, и протянул к ней ручки. Обрадовалась ёлка, но не загордилась и сиянием своим старалась осветить пристыженных маслину и пальму. Ангел видел это и сказал:

- Ты – доброе деревце, милая ёлка, и за это будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная ёлка, станешь символом весёлого рождественского праздника.

Хоровод вокруг ёлки

Стихи о ёлке.

Песня «Рождество Христово»

Ведущий 2: В старые времена накануне Рождества, в праздничный Сочельник, рано утром дети и взрослые ходили по домам и пели весёлые песни, в которых славили Бога, желали счастья и удачи хозяевам. Они носили большую самодельную звезду и вертеп (деревянный ящик, в котором изображены младенец Христос, Мария, Иосиф, пастухи, ангел и волхвы). Возглавлял шествие «мешконоса» мальчик или девочка с мешком для подарков. Детей везде принимали радостно и одаривали подарками.

Стихотворение «Христославы»

Под весёлую музыку в зал входят колядующие. Дети несут звезду, вертеп и мешок. Поют колядки, получают угощения.

Колядовщик 1: Овсень-потетень,

Новый наступает день.

Когда Святки на дворе –

Все деревья в серебре!

Колядовщик 2: Овсень-потетень,

Как в разгаре колядень.

Веселись, честной народ,

Вечер святочный идёт!

Колядовщик 3: Ой, зимушка-зима,

Чтоб подарочков дала.

Пирогов да пряников.

Колбасы да драников!

Колядовщик 4: Мы пришли всех прославлять

Деток малых величать.

Заведующий сто лет прожить,

А нам всем дружно жить.

Колядовщик 5: Пришла коляда накануне Рождества!

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!

Колядовщик 6: Как на улице мороз

подмораживает нос,

не велит долго стоять,

велит песни петь, плясать.

Ведущий 1: В городах и деревнях коляду справляли очень шумно. Веселье длилось две недели: уличные гулянья с песнями, играми, маскарадами, гаданиями на вечерних посиделках. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Воспитатель :

1. Игра «Кто быстрее».

Суть игры состоит в том, чтобы как можно скорее обойти вокруг ёлки в валенках очень большого размера, или валенки связаны между собой и др. варианты.

2. Игра «Жмурки»

Воспитатель : А теперь вам погадаем. Вы хотите знать, что вас ждёт в новом году?

В сумочке у колядовщиков находятся мелкие предметы и карточки от «лото» с изображением предметов быта, профессий и др. Колядовщик подходит к ребёнку, ребёнок из сумки, не глядя, достаёт карточку или игрушку, а колядовщик говорит, что его ожидает в будущем. Например: картинка врача – «ты будешь врачом», игрушка машинка – «тебе подарят машинку» и т. д.

Колядовщик 7: Сеем, веем, посеваем…

С Новым годом поздравляем!

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка,

На воле – копнами, на столе – пирогами.

Воспитатель : Все кружатся, веселятся, возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество, что за праздник?

Дети: Рождество!

Воспитатель : Всегда в Рождество у ёлки,

Мы будем звезду зажигать.

И славить Христа с любовью,

И вечно Его прославлять!

Воспитатель : Вот каким весёлым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несёт в дом радость и здоровье. Спасибо вам, уважаемые ведущие за науку, весёлым колядовщикам за добрые слова и поздравления, ребятишкам за внимание. А теперь пора угостить всех участников нашего праздника.

Воспитатель раздаёт угощение (конфеты или святочные пряники)

Фото «Гуляют ребятки в Рождественские святки»
Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию - фото

Прикреплённые файлы:

prazdnik-rozhdestva_5tvch.pptx | 2610,94 Кб
 
Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие»Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие» Проект в разновозрастной группе духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга».

Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки вы, святки, святые вечера» Рождественские посиделки - сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте,.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группеЗанятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группе ЗАНЯТИЕ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ " ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ,Цели:Углублять представление детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Гуляют ребятки в Рождественские святки»
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 14:26
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД