Надежда Григорьева
Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях является важнейшей задачей в системе образования. В федеральном государственном образовательном стандарте выделено отдельной задачей формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
К сожалению, родители не стремятся к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно – нравственного становления. Среди некоторых родителей ценности утеряны, следовательно, у детей они не сформированы.
В целом взрослые заняты материальном обустройством жизни. Мы живем в эру, когда финансовое благополучие становится намного важнее нравственных качеств людей. Есть, конечно, благие и высокие побуждения родителей относительно воспитания, но они никак не подкреплены делами, не постоянны. Воспитание носит хаотичный характер. В поисках новшеств в вопросах воспитания и обучения детей, часто упускаем важный момент. Нынче очень модно с малых лет отправлять детей в различные развивающие кружки, где формируют их математические способности, знакомят со звуками, окружающим миром, иностранным языком. Несомненно, это очень важно. Но нигде, кроме как в детском саду, не уделяют должного внимания духовному становлению ребенка.
Одним из эффективных и доступных способов решения данного вопроса в ДОУ является использование художественной литературы. Она способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
К сожалению, многие родители не воспитывают интерес к книге, не уделяют должного внимания знакомству чад наших с удивительным миром человеческих чувств, отношений, побуждений, поступков, характеров, мало читают, или вовсе не проводят с детьми время за чтением книг. Забывают, что книга – питает сердце и душу ребенка, что она превращается в чудесный источник духовного питания ребенка. Некоторые даже полагают, что книги делают наших детей сентиментальными, что совсем не нужно в наши дни. Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденты от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка.
Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей. Всё это возможно осуществить.
Кто же, как не педагоги, могут родителям помочь в этом вопросе? Нашей прямой обязанностью является повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Взаимодействие с родителями, отличная возможность донести до них информацию о том, как важна роль художественной литературы в формировании личности ребенка, духовной основы для мудрого и высоконравственного поведения в будущем. Можно организовать родительские собрания, круглые столы для обсуждения данной проблемы, давать индивидуальные консультации при необходимости, активно использовать социальные сети.
Что же касается непосредственной работы с детьми, чтение художественной литературы в ДОУ проводится ежедневно. Конечно, книги бывают разные и литературу для детей необходимо тщательно выбирать. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, сближать нас с детьми. Сказки-предупреждения – это первые сказки, которые мы читаем и рассказываем детям. Например, символическое предупреждение в сказке «Золотое яичко» - береги жизнь. Золотое яйцо – символ жизни, божественный дар. В сказке «Теремок» предупреждение связано с защитой героями своего дома и своих границ, умением жить сообща. Продолжает тему согласия сказка «Репка». Именно, эти произведения предлагает программа «Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет, рекомендациями которых я активно пользуюсь в своей педагогической деятельности. Книги и пособия по данной программе помогают ребенку приобрести социальные знания и знания о нравственности, соотносить их с главными жизненными ценностями человека и общества, получать собственный опыт переживания и позитивного отношения к базовым российским ценностям. Позволяют ребёнку получить опыт самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой родине, культурному наследию нашего народа.
Побуждая детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа мы можем узнать их мнение, можем помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения и формировать у них то или иное отношение к той или иной ситуации.
Также, книга должна быть способной научить ребенка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и уточнять его восприятие и оценку всего окружающего. Произведения должны способствовать глубокому проникновению в себя и сложный мир межчеловеческих отношений. Целью таких книг является комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой. Такой является книга М. А. Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах». Она является пособием по воспитанию детей в семье и школе. Подходит для работы в ДОУ с детьми старшего возраста.
Полюбилась она мне, потому что дети на нее откликнулись. Мы каждый день перед сном читали произведения. Дети снова и снова просили взять в руки, именно, эту книгу.
Не могу упомянуть книги из серии «Зернышки. Добрые истории для малых ребят», которые рекомендованы к публикации Издательским Советом РПЦ. Содержание произведений полностью соответствует возрастным особенностям детей. Рассказы и стихотворения добрые, с «зёрнышками» доброты, теплоты и любви.
Книги из патриотической серии рассказов для детей «Бессмертный полк» рассказывают о героях ВОВ, об их подвигах и патриотизме. Воспитывают интерес к истории страны. Сегодня, как никогда, нашим детям нужен пример подвига, совершённого для спасения ближних. Пусть в сердцах наших детей всегда живет «Бессмертный полк» как образ проявления любви и самопожертвования.
Подведя итоги, можно сказать, что добрая книга это бесценный дар. И наша задача, открыть детям то чудо, которая несет в себе книга. Как гласит народная мудрость, добрая книга ярче звездочки светит: в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издание пятое (инновационное, дополненное и переработанное. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., М. А. Васильевой Москва, 2015г.
3. Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста. Под ред. И. А. Кузьмина. – М. : Издательский дом «Истоки», 2016.
4. «Истоковедение», т. 5 (Методическое пособие).
5. «Истоковедение», т. 11 (Методическое пособие).
6. «Истоковедение», т. 3–4 (Методическое пособие).
7. Абдурахманова М. Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Дошколенок. ру : сайт. – [Б. м. ], 2011-2014. – URL :https://dohcolonoc.ru/cons/4508-rol-khudozhestvennojliteratury-v-razvitie-rechi-detej-
8. Берестов В. Д. Книги для детей : что и зачем нужно читать дошкольникам: советы рук. детского чтения и родителям. Дошк. образование. – 2006. – № 16. – С. 7–20.doshkolnogo-vozrasta.html
9. Бушуева Л. С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра. Л. С. Бушуева, Н. И. Комаха. Начальная шк. – 2013. – № 6. – С. 39-42. 10.
10. Варнаков С. В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: канд. пед. наук Варнаков С. В. – Н. Новгород, 2000. – 168 с.
11. Гарбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. Дошк. педагогика. – 2012. – № 5. – С. 18-22
12. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. В. В. Гербова. – М. :Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.