Лучший педагог года

Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе

Юлия Калинина
Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» размещена в разделах

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно – лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает:

- целостное восприятие мира,

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,

- духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности,

- формирование такого коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом,

- взаимодействие, основанное на диалоге старших и младших детей, детей и взрослых (педагогов и родителей,

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказывают о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. В праздниках необходимо и очень важно участие родителей. Они помогают шить детям костюмы, накрывают столы для совместной трапезы. Хорошо привлекать к участию в праздниках бабушек и дедушек дошкольников.

Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3]. Необходимо содействовать сохранению духовного здоровья детей, знакомя их с основами православной культуры. Способствовать обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Важно принимать во внимание, что со временем нравственные представления детей изменяются от нравственного реализма, характеризующегося твердым и непоколебимым разделением всех поступков на две категории: хорошее и плохое, к нравственному релятивизму, основанному на понимании, что все заслуживают уважительного к себе отношения и в каждом поступке можно найти его нравственное обоснование. Реалист полагает, что нравственные законы незыблемы, едины для всех и не терпят исключений. При переходе к нравственному релятивизму дети начинают судить о нравственной стороне поступков по их последствиям, и поступок все равно будет плохим, даже если он совершен из самых лучших побуждений. Вместе с тем, давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к плачевным результатам, дети уже могут принимать в расчет намерения совершившего такое действие человека.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Библиографический список

1. Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский – М. : Знание, 1983.

2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова – М. : Просвещение, 1989.

3. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская – М. : Просвещение, 1987.

4. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова – М., 1997.

5. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5,6 – с. 6.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе
Опубликовано: 31 октября 2022 в 23:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД