Елена Юрьевна Полетаева
Движение — развитие — полноценная жизнь
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе физической активности сказано и написано очень много.
Для ребенка движение, как в известном рекламном слогане, не просто жизнь, но и необходимое условие развития.
Современные дети ограничены в движении благодаря увлечению компьютерными играми и прочими гаджетами.
Познание мира для малыша всегда процесс опыта: все нужно потрогать, попробовать на вкус, изучить, чтобы представлять каков окружающий мир и какое место он может в нем занять.
Для новорожденного ребенка и ребенка раннего возраста достаточно простого массажа и гимнастики, рекомендованной педиатром.
Публикация «Движение — развитие — полноценная жизнь» размещена в разделах
Ребенку дошкольного возраста интересно не просто ходить, бегать, но и манипулировать предметами во время движения, поэтому детям нужна не просто гимнастика, а упражнения с мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами и другими предметами.
Кроме того, физические упражнения формируют двигательную сферу детей: в частности, ритм, пространственные представления, зрительно-моторную координацию.
В зависимости от возраста можно подобрать интересный и полезный комплекс упражнений.
Для детей постарше хороши велосипед, коньки, лыжи, плавание (универсальный вид спорта, ролики, скейт, а также все активные игры: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, теннис.
Актуальной проблемой современной педагогики является необходимость работать с детьми, имеющими особенности в развитии.
Инклюзивное образование ставит перед педагогами необходимость составлять специальные программы, учитывающие потребности детей с особенностями в развитии, чтобы обеспечить им полноценное развитие.
Для детей с задержкой развития характерны трудности логического мышления, слабое развитие мелкой моторики рук, отсутствие контроля над эмоциями, неспособность регулировать свое поведение, повышенная тревожность.
В качестве примера хочу рассказать о коррекционно-развивающей программе «Движение тела-движение мысли» С. Л. Антоновой.
Программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими особенности в развитии.
В процессе работы были использованы научные исследования В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, Е. М. Мастюковой, И. Ф. Марковской и других.
Программа представлена циклом из 17 занятий. При условии проведения двух занятий в неделю, программа будет реализована за 2 месяца.
Целью программы стало формирование межфункционального взаимодействия высших психических функций у старших дошкольников с особенностями в развитии.
Программа рассчитана на группу детей из 5-8 человек в возрасте от 5 до 9 лет.
Занятия с детьми построены таким образом, чтобы создать условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
В качестве основных направлений работы используются:
• Формирование пространственных представлений и схемы тела (рисование, игры, предметные действия);
• Формирование двигательной сферы (подвижные игры, двигательные ритмы, конструктивная деятельность, выполнение движений по речевой инструкции).
Используемые методы:
• Метод двигательных ритмов;
• Метод тактильного опознания предметов;
• Метод звукодыхательных упражнений
• Метод релаксации
• Метод подвижных игр
• Метод визуализации
• Арт-терапевтический метод
• Конструктивно-рисуночный метод.