Елена Васильевна Алексеева
Дыхательная гимнастика для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Одной из форм, используемой в образовательном учреждении для укрепления и сохранения здоровья, является дыхательная гимнастика. Дыхание – это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников. Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико : Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребё нок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений. Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, при проблемах с аденоидами и пр.
Публикация «Дыхательная гимнастика для младших дошкольников» размещена в разделах
Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определё нные нюансы: •Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
• Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя, обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
•Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
• Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
• Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
• Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
• Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
• Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок – у ребёнка может просто закружиться голова. В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2 – 3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками. Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом. Для того, чтобы детям было интереснее выполнять дыхательные упражнения, мы изготовили несколько простых игр, красочных и ярких.
Самая любимая игра наших малышей – это «Воздушный футбол». Дети играют парами, всегда в этой игре имеются судьи, наблюдатели. В ходе игры дети меняются. В игре используют одноразовые трубочки. Дети поочерёдно дуют через соломинку на ватный шарик. Цель – загнать его в ворота противника.
Игра «Кораблик». В тазике с водой находится бумажный кораблик. Ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, а затем плавно и долго дуть ртом на кораблик, чтобы он поплыл.
Одной из самых любимых игр малышей является игра «Буря в стакане». Нужно подуть через одноразовую трубочку в стакан с ватными шариками. Важно, чтобы ребенок не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении, обращая внимание на глубокий вдох носом и длительный выдох.
Игра «Лягушка». Цель: формирование правильного длительного выдоха. Делаем глубокий вдох через нос, а выдох может быть различным. При длительном выдохе лягушка высовывает язычок полностью, при коротких повторяющихся частых выдохах язычок то раскручивается, то закручивается. У детей появляется осознание того, что нужно сделать глубокий выдох.