Папки-передвижки

Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Марина Медведева
Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Публикация «Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Цели и задачи духовного воспитания детей дошкольного возраста 4-7

лет.

Цель духовного воспитания :

формирование духовного здоровья детей дошкольного возраста 4-7лет в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

Задачи:

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной

позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

• Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями.

• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

• Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей,

открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на

основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в

становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Часто мы сталкиваемся с такими семьями, где на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие: не хуже других одет, лучшие игрушки, мобильные телефоны и компьютер по первому требованию, в таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно выражать свои чувства. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, чёрствость, равнодушие.

К сожалению, в молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания, патриотизма не считаются важными и вызывают недоумение: «Зачем это нужно? Дети еще ничего не понимают, да и нужно ли понимать? Зачем учить любви к Родине, ведь нам так трудно живется.» Недопонимают, что любовь к Родине – это и любовь к семье, прошлому и будущему. Недаром говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». То, что «посеяли» в 90-х – пожинаем уже сегодня. Каково будет наше будущее через 20 лет, зависит от нас.

Мы, воспитатели, должны помочь родителям в корректировке семейного воспитания.

Основная задача воспитателя в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Работая в этом направлении мы формируем у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываем уважительное отношение к семье, знакомим со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширяем знания о родственных связях, родословной, способствуем к активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья.

Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с народными сказками. Главным героем в русских народных сказках чаще всего является младший из трех братьев, падчерица, т. е. герой, который чем-либо обделен и который вызывает сочувствие у читателя. Ребенку легче сравнить себя с неумелым и неприглядным персонажем, чем с сильным и самоуверенным героем. Для дошкольника занять позицию героя произведения очень легко, он будет пытаться преодолеть все препятствия вместе с персонажем.

Одна из функций сказки - освоение морально-этических норм поведения. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость. Например, «Рукодельница», «Марья-искусница». Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе. Например, «Иван Царевич и серый волк». Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Духовно- нравственные ценности, которые ярко представлены в образах персонажей, закрепляются в жизни и взаимоотношениях с другими людьми, перевоплощаясь в идеалы, которым будут подражать дети.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас в группе празднуется Рождество, Масленица, Пасха, День семьи любви и верности. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи, поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей. На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то поет, кто-то пляшет. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник общих плясок и игр. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают социальной гармонизации.

Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.

В течение года мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей: конкурсы рисунков, поделки из природного и бросового материала. У детей это вызывает огромный интерес, а родители с удовольствием занимаются с ними дома художественным творчеством.

Интересная работа ведётся по передаче семейного опыта приобщения детей к здоровому образу жизни под девизом «Здоровый ребенок - успешный ребенок». Спортивные праздники совместно с родителями объединяют всех нас в стремлении сохранить семейные традиции и традиции детского сада, воспитывают у детей чувство взаимопомощи, дружелюбие, уверенность в своих силах, чувство близости и общности со своими сверстниками.

Родители не только зрители, но и непосредственно актеры и участники праздничных групповых и общих мероприятий детского сада. Эти праздники становятся особенно популярными, так как позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка. А у детей воспитывают чувство ответственности, радости за свои успехи и гордость за своих родителей.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас взрослых и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

И задача педагогов детского сада - помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками; что всю семью объединяет родство, любовь, общие интересы. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственного воспитания, отношения к людям, природе.

Счастлив тот, кто счастлив в своей семье.

Прикосновение к истории семьи, участие ее в педагогическом процессе (проекты - «Герб семьи», «Семейные традиции», «Древо рода», «История и современность города»; «Музей куклы», «Музей военной техники»; фотовыставки – «Мама, папа, я -спортивная семья», «Не мешайте нам трудиться», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мой домашний любимец», «Детский сад вчера и сегодня»; стенгазеты «Пусть всегда будет мама», «Мой папа-защитник Отечества», «Мои бабушка и дедушка») вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, традициям, сохранению вертикальных связей.

В современном обществе все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, возвращении его к первоначальному контексту. Образовать – это значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в себе Образ Божий, личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла. Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня»!

Пользовалась материалом из интернета.

Публикации по теме:

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Семейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитанииСемейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитании Выступление подготовила и провела воспитатель разновозрастной группы по системе М. Монтессори : Литвин Ирина Александровна. Что такое.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют.

Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель родителей и ДОУ. Вот только четкого рецепта для этого.

Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Духовный человек мыслит своими мыслями, а.

Консультация для родителей «Единство требований семьи и ДОУ в воспитании детей» Период адаптации – тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы.

Семинар-практикум «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников». ФотоотчетСеминар-практикум «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников». Фотоотчет Весной 2019 года на базе МАДОУ ЦРР д/с 59 города Калининграда прошел семинар-практикум «Использование фольклора в духовно-нравственном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Единство семьи и воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 13 октября 2019 в 19:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД