Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников

Татьяна Мишина
Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников

ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Духовный человек мыслит своими мыслями,

а чувствует чужими чувствами… .

(Л. Н. Толстой)

Актуальность.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.

Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно - нравственной сфере создания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, а значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируется такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость.

Формирование нравственных и этнических ценностей родной культуры с раннего детства – это самый единственный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности духовности.

Содержание проекта.

• События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края.

• Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).

• Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.

• Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.

Цель проекта — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Задачи проекта:

• Познавательные:

1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. Познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.

5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины) .

7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

• Развивающие:

1. Развивать интеллектуальные способности детей;

2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную) ;

3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;

4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;

5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)

Дидактические средства:

• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;

• Былины, сказки, пословицы (фольклор) ;

• Народные игрушки;

Предметы быта;

Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;

• Фотографии;

• Репродукции, иллюстрации;;

• Схемы, модели, символы (геральдика) ;

• Видео, аудио продукция.

Методы работы с детьми:

1. Наглядные:

показ наглядно – демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,

проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.

2. Словестные:

Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений,

Загадывание загадок, разучивание стихов.

3. Практические:

Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.

Формы работы с родителями:

• Диагностического характера:

1. Анкетирование.

2. «За круглым столом».

Информационно – методического характера:

1. Информационные стенды.

2. Тематические родительские собрания.

3. Индивидуальные консультации и беседы.

4. Открытые показы.

5. Изготовление папок – передвижек.

• Культурно – массового характера:

1. Праздники и развлечения.

2. Выставки народно – прикладного творчества.

С педагогами и сотрудниками ДОУ:

1. консультации;

2. педсоветы, семинары-практикумы;

3. экскурсии в Храм;

4. беседы, беседы-диспуты;

5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

6. анкетирование и тестирование;

7. подготовка и проведение занятий-утренников.

На утренниках угощение традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.

Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо.

Нужно отметить, что во время воспитательно - образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Мамин день», «Сороки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица) .

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели и я,как учитель-логопед помогаю понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Нижнем Новгороде — это изделия мастеров хохломы, городецкие мастера, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника.

В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет:

Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.

Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла.

Прикреплённые файлы:

proekt-v-prezentacionoi-forme_qcemu.ppt | 8838,5 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Презентация «Художественное слово в духовно-нравственном воспитании дошкольника» Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Опыт работы «Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Составили: Степанова Татьяна Дугаржаповна, Ена Елена Николаевна – воспитатели детского сада № 13 «Карлсон» - филиала АН ДОО «Алмазик»,.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Игровые приемы в духовно-нравственном воспитании детей Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Особенно она актуальна и в связи с тем, что в последние годы.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Оказание педагогической поддержки родителям в духовно нравственном воспитании детей и молодежи Шаймерденова Салтанат Газисовна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №20» Оказание педагогической.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 01:05
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Проект «Познакомьтесь — это Я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Уголок творчества своими руками
Уголок творчества ( оформление) во второй младшей группе. Здравствуйте мои дорогие друзья, коллеги и просто гости моей странички нашего любимого сайта!...
Конспект НООД «Машины помощники» с детьми средней группы по образовательной области...
Программные задачи: 1. Формировать умение детей отвечать на вопросы. Развивать связную речь. 2. Обогащать словарь детей словами со сходным и противоположным...