Виктория Тинчурина
Фестиваль русских народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «чёрная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Игры детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.
В нашем дошкольном учреждении внедрена и активно используется такая форма работы, как проектная деятельность. Проектирование как инструмент саморазвития превращает дошкольников в активных участников образовательного и воспитательного процесса. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, помогает находить выход из трудной ситуации.
Публикация «Фестиваль русских народных подвижных игр» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
Четыре года подряд нами осуществлялся проект «Россия моя мастеровая» - знакомство дошкольников с русским народным творчеством. Было подготовлено и проведено много мероприятий для детей и взрослых, а также для педагогов ДОУ. В рамках этого большого проекта был проведён фестиваль русских народных подвижных игр. Как известно на Руси любили не только трудиться, но и веселиться, играть. До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Кто из нас не помнит игр своего детства! Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением. Вот и мы решили, что такой фестиваль должен заинтересовать детей и педагогов. В течении месяца педагоги совместно с детьми говорили о русских народных подвижных играх, играли, учили считалки, стихи к играм, правила игры. А затем представили нам на фестивале свои любимые игры.
Вашему вниманию мы хотим представить сценарии двух праздников младшего и старшего возраста, презентации, игры, которые были использованы, фотографии участников фестиваля.
Надеемся, что опыт работы, который мы приобрели по данной теме, пригодится в работе с вашими детьми.
Сценарий
ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
для детей старшего дошкольного возраста
звучит веселая народная музыка, 1-й и 2-й скоморохи, держась за руки, образуют арку на середине музыкального зала,
1-й скоморох: Эй, честной народ!
У ворот не стой!
Ты не спи на пути,
Просим в гости зайти!
2-й скоморох: Спешите, приходите,
Времени осталось в обрез,
Ждут нас прибаутки,
Чудеса из чудес!
участники проходят змейкой в арку и занимают свои места в зале.
1-й скоморох: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждем поджидаем.
Праздник без вас не начинаем.
2-й скоморох: На празднике нашем железный закон:
Хмурым, угрюмым вход воспрещен!
Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
Ведущий: Гости желанные, милые, званые!
Праздник русский начинается,
Сюда все приглашаются!
К нам спешите скорей!
Ждет вас множество затей.
Ведущий: Читаю указ, написанный для вас!
В игры разные играть! Честно силу показать!
И еще один приказ. Смотри не вертись, уму – разуму учись!
Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена года наши прадедушки и прабабушки играли в разные сезонные игры. Некоторые из них дошли и до нашего времени.
Ведущий: Приглашаем всех гостей в лето теплое скорей!
Лето красное идет, лето песенку поет!
под музыку появляется «Лето» (воспитатель в костюме) и дети
Дети: Ярко солнце светит. В воздухе тепло,
И куда не взглянешь, все кругом светло.
Лето, лето красное, в гости к вам пришло.
Лето: Я-лето красное, я солнышком богато,
Играть с вами в игры очень – очень радо.
Хочу подружиться с вами скорей,
А ну, ребятня, приглашаю на «Горелки» всех гостей!
1-й скоморох: Солнце разгорается, игры начинаются!
Игра «Горелки с платочком», повторить 2-3 раза.
после игры «Лето» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.
Ведущий: Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам, очень- очень просим!
2-й скоморох: Осень, осень в гости просим, погостить недель на восемь!
под музыку появляется «Осень» (воспитатель в костюме) и дети
Дети: Бродит в роще листопад по кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер, яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.
И, послушно, ветру в след листья улетают.
Значит, лета больше нет – осень наступает!
Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья.
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!
Вы скорее встаньте и со мною поиграйте!
1-й скоморох: Детвора веселая, ловкая, проворная,
Просто так не вертись, а в кружок становись!
Игра «Плетень», повторить 2-3 раза.
после игры «Осень» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.
под музыку появляется «Зима» (воспитатель в костюме) и дети
2-й скоморох: Веселись, детвора! В гости к вам зима пришла!
Зима: Верные слуги - снежные вьюги,
Заметите все пути, чтобы в чащу не пройти!
Дети: Уж ты, Зимушка – зима, все дороги замела,
Все дороги, все пути – не проехать, не пройти!
Мы по кругу все пойдем, в домик встанем и споем!
Игра «Воевода со снежком», повторить 2-3 раза.
после игры «Зима» прощается с гостями и занимает вместе с детьми место в зале.
1-й скоморох: Собирайтесь, снаряжайтесь!
Солнце красное встречать, весну- красну зазывать!
Ведущий: Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.
Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит!
под музыку появляется «Весна» (воспитатель в костюме) с группой детей
Дети: Стремглав, без оглядки, из – за речки Вятки
Ни мал, ни велик примчался кулик.
На лед опустился, лед проломился,
И тепла, да ясна, к вам пришла весна.
Ведущий: Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!
Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?
Весна: Короб житушка, два пшеничушка,
Красным девушкам по перстенечку,
Молодым молодушкам по детенышку,
Старым старушкам по рублевику!
А малым детушкам по игрушечкам…
Ну-ка, детки, становитесь в круг.
Игра «Шапка-невидимка», повторить 2-3 раза.
2-й скоморох: Ну, на славу поиграли, показали, все, что знали,
А за ваши, за уменья, ждет вас в группах угощенье!
Ведущий: Без смеха и шутки, друзья,
На свете никак жить нельзя.
В народные игры вместе играя,
Силу и ловкость свою развивая,
Друзей настоящих сегодня нашли,
И все испытания дружно прошли.
Ведущий: А сейчас, на память о нашем фестивале приглашаю всех участников на фотографирование.
1-й скоморох: Всем спасибо за внимание, за задор, веселье, смех.
За огонь соревнования, созидающий успех!
2-й скоморох: Вот настал момент прощания, будет краткой наша речь.
Говорим мы : «До свидания, до счастливых новых встреч!»
звучит музыка, дети выходят из зала.
*Приложение
«Шапка – невидимка»
Игроки встают в круг, смотря в затылок друг другу, мяч лежит в центре круга на полу.
Дети передают шапку впереди стоящему, пока один игроков неожиданно не наденет ее на голову соседа со словами: «Берегись, невидимки!» Далее, все игроки разбегаются, а «невидимка» должен добежать до мяча, схватить его и крикнуть: «Стой, ни с места!» После этих слов, дети останавливаются, а «невидимка» старается попасть мячом со своего места по любому игроку. Если игрок попадает мячом, он бросает шапку и убегает, а осаленный игрок становится «невидимкой». Если «невидимка» промахнулся, игра начинается заново.
«Воевода со снежком»
Игроки встают в круг, в руках одного из них «снежок» (мячик - мякиш). Дети декламируют слова заклички.
«Давай, дружок, лепи снежок – повтор 2 раза. Еще разок лепи снежок. (Дети имитируют лепку снежка). По рукам снежок катаем, воеводу выбираем. (Играющие передают снежок по кругу) Командует воспитатель «Стоп». В чьих руках остался «снежок» делает 2 шага назад и на вытянутой руке держит «снежок» на слова: «Воевода, воевода! Выходи из хоровода!» «Раз, два, три, не воронь! Беги как огонь!»;после этих слов игроки, стоящие справа и слева от игрока со «снежком» бегут в разные стороны позади круга, стараясь взять первым «снежок».
«Горелки с платочком»
Дети стоят парами, держась за одну руку, образуя воротики. Водящий, стоит лицом к играющим парам, вверху в руке держит платочек. Играющие читают закличку : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят»
С окончанием последних слов, дети из последней пары бегут, каждый со своей стороны к водящему. Кто быстрее завладеет платочком, становится водящим, проигравший, образуют пару и встают первой парой. Игра продолжается, пока все пары не пройдут круг.
«Плетень»
Дети стоят взявшись скрестно за руки с соседом («плетень»). Под музыку дети танцуют, сначала по очереди (4 шеренги, потом плясовая все вместе.
ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
для детей младшего дошкольного возраста
Ведущий стоит у дверей, звучит веселая народная музыка, дети входят в музыкальный зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.
Ведущий: Гости желанные, милые, званые!
Праздник русский начинается,
Сюда все приглашаются!
К нам спешите скорей!
Ждет вас множество затей.
В игры разные играть! Честно силу показать!
дети садятся на свои места
Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена года наши прадедушки и прабабушки играли в разные сезонные игры. Некоторые из них дошли и до нашего времени.
Ой, ребята, кто – то к нам в гости торопится.
в зал вбегает Петрушка с мешочком в руке
Петрушка: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
К вам пришел я веселиться, поиграть и порезвиться.
К вам я очень торопился, не успел я подкрепиться!
достает из мешочка бочонок, открывает его
Петрушка: А бочонок – то пустой. А где же мне взять мёду?
Я так его люблю…
Ведущий: Петрушка, а есть такие труженицы, которые целый день
собирают мёд.
Послушай загадку: Над цветком она кружит, к улью быстро так летит.
Мёд свой в соты отдала, как зовут её?. (Пчела)
ответы детей и Петрушки
Ведущий: Правильно, пчелы! Петрушка, не только ты один любишь мёд. Мёд любят и ребята, и медвежата. А ты знаешь, что некоторые птицы и животные ловят самих пчел: это щурка, сорокопут, жабы и лягушки. Есть даже такая игра «Пчелы и лягушка». Сейчас мы в неё поиграем!
Игра «Пчелы и лягушка».
(обруч – кочка для лягушки, одеть ей ободок с маской)
Петрушка: Лягушка напугала пчелок, они улетели в улей. Теперь мне мёда у них не взять. Ну да ничего, у меня в мешочке что – то еще было. Сейчас посмотрю…
заглядывает в мешочек
Петрушка: Ребята, а вы хотите узнать, что у меня в мешке? Тогда отгадайте загадку!
Словно девица на грядке. Сто рубашек в беспорядке.
В бочке солят ее густо, как зовут её?. (Капуста)
Правильно, вот у меня кочешок капусты: зелененький, хрустящий, вкусный. Не буду его есть, давайте лучше с ним поиграем. Скажите, кто любит капусту?
ответы детей
Петрушка: Я знаю игру «Козлик и кочешок».
Петрушка: Детвора веселая, ловкая проворная.
Просто так не вертись, а в кружок становись!
Вот вам кочешок, будете его передавать.
козленку можно надеть рожки, он выходит за круг
Игра «Козлик и кочешок».
В начале игры по считалке выбирают козлика:
Я куплю себе дуду и на улицу пойду.
Громче дудочка дуди: мы играем, ты води!
Петрушка: Молодцы, ребятки, вы быстрые и ловкие! Ну что ж! Меда у меня нет, кочешок козлик съел. Пойду домой, там у меня есть огурчики, вкусные хрустящие.
Ведущий: А у меня есть огуречики, такие быстрые, веселые. Они из игры «Огуречик и мышка». Хочешь посмотреть и с нами поиграть?
Игра «Огуречик и мышка».
одеть шапочку мышке.
Петрушка: Какая веселая игра, какие быстрые огурчики. Мне очень понравилось.
Ну, на славу поиграли, показали все, что знали.
Ведущий: Всем спасибо за внимание, за задор, веселье, смех.
Петрушка: Но настал момент прощанья, будет краткой наша речь.
Говорим мы : «До свидания, до счастливых новых встреч!»
звучит музыка, дети выходят из зала.
*Приложение
Игра «Пчелы и лягушка».
Воспитатель: Пчелки в поле полетели, зажужжали, загудели.
дети бегают врассыпную
Над цветочками летают, мёд с цветочков собирают.
дети присаживаются
Пчелки, пчелки, берегитесь, лягушке вы не попадитесь!
лягушка прыгает на 2-х ногах, пугает пчелок.
«Огуречик и мышка»
На одном конце зала – домик мышки (мышка сидит на стуле). Остальные дети- огурчики, располагаются на другом конце зала (за чертой или сидят на скамейках).
Дети хором произносят слова и идут к мышке:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!
После последних слов, мышка догоняет огурчики, дети убегают в домик.
«Козлик и кочешок»
Дети стоят в кругу, одному из них, по считалке дается кочешок, он начинает передавать его по кругу, а другой, по считалке становится козликом.
Дети хором говорят слова заклички:
Потрепал ветерок в огороде кочешок.
Покатился кочешок из ворот на бережок.
Одновременно со словами кочешок передают по кругу друг другу. В это время козлик ходит за кругом. После последних слов, дети останавливаются, поднимают вверх, соединенные руки, а ребенок с кочешком становится в центр круга.
Дети хором:
Козлик, козлик, не зевай! Кочешок догоняй!
Козленок догоняет ребенка с кочешком. Далее, игра повторяется с новым козленком.