Папки-передвижки

ФГОС до: социализация и профориентация дошкольников как новый вектор развития дошкольного образования

Татьяна Бобылева
ФГОС до: социализация и профориентация дошкольников как новый вектор развития дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. С высоким темпом современной жизни и развитием информационных технологий на рынке труда появляется много новых профессий. В них сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, основываясь на свои интересы, возможности и способности. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка.

Публикация «ФГОС ДО: социализация и профориентация дошкольников как новый вектор развития дошкольного образования» размещена в разделах

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

В 2018 – 2019 учебном году одной из годовых задач нашего детского сада была задача интеграции познавательного и речевого развития в профориентации детей дошкольного возраста. Работа над этой задачей нашла отражение в совещании заведующих 2019 г «Педагогические подходы в ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС». Летом 2019 г наше учреждение стало победителем областного конкурса «Территория педагогических инноваций» и получило статус стажировочной площадки по теме «Современные подходы к ранней профориентации дошкольного возраста» в соответствии с приказом ОГАУ ДПО «Института развития образования Ивановской области» №22 от 25.10.2019г.

В 2019 – 2020 учебном году одной из годовых задач нашего детского сада стала задача повышения компетентности педагогов и улучшение качества образования в вопросах формирования коммуникативной функции речи в социализации и профориентации детей дошкольного возраста. Были проведены семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации и социализации дошкольников», круглый стол «Новые формы взаимодействия ДОУ и родителей в вопросах решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста», профориентационный тренинг «Это в наших силах».

Проанализировав работу по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении, было выявлено что, активная работа ведется, но проводимые мероприятия хаотичны. Решением данной проблемы стала разработка дополнительной образовательной «Программы организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Цель программы: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи программы:

• Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;

• Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Работа по ранней профориентации дошкольников согласно Программе в нашей образовательной организации строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсии, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Учебный план программы ранней профориентации детей проектируется на основе основной образовательной программы дошкольного образования. Организация деятельности по программе ранней профориентации предполагает обеспечить выполнение требований по профориентации дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа по ранней профориентации детей включает в себя четыре блока:

«Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа)

«Путешествие в мир профессий» (средняя группа,

«Как много профессий на свете» (старшая группа)

«Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).

Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

При проведении учебной деятельности с воспитанниками детского сада используются различные средства и формы работы, постоянно меняются виды деятельности, тем самым повышается познавательная активность воспитанников.

Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются:

• беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;

• чтение и обыгрывание стихов о профессиях;

• дидактические и сюжетно-ролевые игры;

• выставки рисунков, создание фотоальбома профессий;

• просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;

• наблюдения и экскурсии;

• трудовая деятельность;

• решение проблемных задач и ситуаций;

• экспериментальная деятельность;

• театрализованная деятельность;

развлечения.

Самое главное правило: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

В прошлом учебном году мы тесно взаимодействовали с сотрудниками краеведческого музея: были организованы экскурсии в музей, проведены музейные занятия на базе ДОУ «Как лапоть сплесть», «Ой вы свисты, пересвисты», во время проведения которых дети познакомились с профессией экскурсовод. Во втором корпусе детского сада был создан музей «Русская изба» и проведено музейное занятие «Путешествие в профессии прошлого». Краткую версию этого занятия мы предлагаем вам сейчас просмотреть.

В январе 2020 г в нашем детском саду был объявлен игровой конкурс «Юный экскурсовод». Дети разновозрастных групп второго корпуса смогли побывать в роли экскурсоводов и представили жюри мини-музеи, оформленные в группах.

В настоящее время педагоги находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий :

• Творческое моделирование и проектирование

• Разработка и составление алгоритмов

• Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

• Изготовление технологических карт

• Аукцион экономических идей

• Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»

• Мультимедийные презентации

• Виртуальные экскурсии

• Создание мастерских

• Проектная деятельность

• Изготовление лэпбуков

• Поздравление родителей с профессиональными праздниками

• Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям

• Интерактивные игры

• Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба» и др.)

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Создание электронных пособий-игр - это тоже новое, инновационное в системе работы по раннему профориентированию. Так пришла идея создания картотеки и подборки интерактивных игр. Мультимедийные образовательные игры позволяют закреплять полученные в процессе образовательной деятельности знания как индивидуально, так и в подгруппах.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности. Работа с проектами – важное направление деятельности наших педагогов: «По дорогам военных лет» (Новожилова Н. Н., «Здоровые зубки» (Беликова И. А., «Профессии детского сада» (Шуткина И. В.) и др. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

С 2019 – 2020 учебного года в нашем детском саду ведется работа по вопросу финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста. Это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных проблем. Наш педагог О. Е. Черемушкина заинтересовалась этой темой. Она приняла участие в онлайн конференции «Финансовая грамотность для детей – мода или уроки для жизни?» и сейчас ведет активную работу в этом направлении. За основу своей работы Оксана Евгеньевна взяла примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования для детей 5 – 7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», рекомендованную Министерством просвещения Российской Федерации. Одним из блоков данной программы является «Труд и продукт труда». Работая над этим блоком программы, педагог знакомит детей с людьми разных профессий, содержанием их деятельности, воспитывает уважение к человеку, умеющему честно зарабатывать деньги, уважение к труду.

Чтобы качественно и успешно решались задачи профвоспитания, большое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет :

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

• использовать полученные знания в практическом применении;

• принимать во внимание деятельность других воспитанников;

• предусматривать игровой замысел;

• корректировать и развивать игровой сюжет.

В группах представлено большое количество загадок, поговорок, пословиц, стихов, песен, физкультминуток, сюжетно-ролевых и подвижных игр, детской литературы, видеофрагментов, подобранных по теме ранней профориентации детей, созданы картотеки. Они удачно используются на НОД, прогулках, беседах, в игровой и трудовой деятельности детей.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

В этом направлении использовались следующие формы работы:

• открытый просмотр совместной деятельности;

• индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;

• тематические родительские собрания, конференции;

• праздники, развлечения;

• анкетирование, опрос.

В нашем детском саду очень отзывчивые и трудолюбивые родители! Совместные трудовые мероприятия: «Заснеженный участок», «Зимняя сказка», акции «Аллея выпускников», «Посади дерево», «Свеча памти» помогают не только оказать помощь детскому саду, но и участвовать в совместной трудовой деятельности детей и родителей. Дети гордятся своими родителями, учатся видеть результат совместного труда.

Родители вместе с детьми принимали участие в проведении экскурсий. В 2019 – 2020 учебном году были организованы экскурсии в детскую городскую библиотеку, в Кинешемский драматический театр им. Островского, в школу, в музей, в зоопарк, на пекарню, в магазин «Пятерочка» и др. Традиционными стали «Встречи с интересными людьми» на которых родители и гости рассказывают ребятам о своих профессиях.

К сожалению, ситуация с пандемией внесла свои корректировки, и в этом учебном году на первое место выходят дистанционные формы работы с родителями.

Родители оказывают содействие в создании костюмов и атрибутов различных профессий для проигрывания сюжетно-ролевых игр.

В ДОУ была оформлена фотовыставка «Мамина/папина копия», созданы альбомы «Профессии семей детского сада», «Профессии глазами детей», «Такие разные профессии», «Один день на работе у мамы/папы», вернисаж детских работ «Кем быть?», «Профессии ВОВ».

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда. Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах. Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации и социализации.

Работая над темой профориентации и социализации детей дошкольного возраста, мы определили перспективы деятельности стажировочной площадки:

• Продолжать поддерживать имидж представителей востребованных профессий.

• Вести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации дошкольников.

• Совершенствование работы ДОУ по использованию современных педагогических технологий в процессе ранней профориентации дошкольников.

• Пополнение библиотеки методической и детской литературы по ранней профориентации в ДОУ.

• Накопление методического материала по данной теме.

В 2020 – 2021 учебном году перед нами стоит годовая задача по профориентации : формирование у ребенка эмоционального отношения у миру профессий посредством коммуникативной функции речи. К сожалению, работа ведется не так активно, как хотелось бы.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошиблись в выборе профессии!

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ФГОС до: социализация и профориентация дошкольников как новый вектор развития дошкольного образования
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 19:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ФГОС до: социализация и профориентация дошкольников как новый вектор развития дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бобылева (УИ 2038238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД